Независимое общественно-политическое издание
#13 (59)
13 августа 2012

Виктор Маслов: «В этой ситуации губернатор Островский поступает абсолютно логично»

Светлана Савенок

Персона

Изначально мы планировали обсудить с Виктором Масловым только один вопрос: как случилось, что с 2009-го года одна из важнейших социальных функций — обеспечение лекарственными средствами социально незащищённых граждан — полностью была отдана на откуп питерской коммерческой структуре? И хотя «лекарственная катастрофа» в регионе случилась спустя два года после ухода Маслова с поста губернатора Смоленской области, нам хотелось понять, насколько правдивы истории (в СМИ, а также из уст в уста) с рефреном «Во всём виноват Маслов».

Впрочем, беседа с экс-губернатором, а ныне членом Совета Федерации от Смоленской областной Думы существенно вышла за рамки проблем лекарственного обеспечения.

— Виктор Николаевич, давайте сразу с «жёсткого» вопроса: акционирование ГУП «Смоленск-Фармации» началось в период вашего губернаторства?

— Совершенно верно.

— То есть, всё-таки «Маслов виноват»?

— Я читаю время от времени в интернете подобного рода сочинения. И, честно говоря, пусть вся неправда и выдумки останутся если не на совести, то на профессиональной репутации этих журналистов. А если вернуться к теме разговора, которую вы обозначили, поясню. Да, акционирование ГУП «Смоленск-Фармация» проводила «администрация Маслова». В 2004 году мы пошли на этот шаг, потому что без вливания инвестиций в это предприятие система лекарственного обеспечения в области вообще могла рухнуть. Такой шаг был просто необходим. Во-первых, ГУП «Смоленск-Фармация» на тот момент было банкротом. Чтобы аптеки работали и пополнялись лекарствами, были необходимы инвестиции. Бюджет региона эту острейшую на тот период проблему [лекарственного обеспечения — ред.] решить не мог. И тогда на продажу были выставлены 49 процентов акций предприятия, а потом ещё 24 процента. Но блокирующий пакет акций оставался у администрации — мы понимали, что в процессе привлечения инвестиций в «Фармацию» это стратегически важный аспект. Для нас этот вопрос был принципиальным, поскольку только при соблюдении такого условия администрация Смоленской области сохраняла реальный контроль за деятельностью образовавшегося ОАО «Смоленск-Фармация» и имела возможность оказывать влияние на принятие стратегических решений ОАО — от назначения или снятия руководителя предприятия до вопросов поставок лекарственных средств (в том числе — вопросы закупочных цен, перечень необходимых препаратов по программе ДЛО и т. д.). Во всех этих вопросах без согласования с администрацией области инвестор — «Северо-Запад» — не мог принимать самостоятельных решений. И скажу, что тогда, при таких условиях, которые мы жёстко регламентировали, «Северо-Запад» работал с областью вполне конструктивно. И что самое важное, «Смоленск-Фармация» успешно развивалась.

— Кстати, вспомнилось, что тогда это предприятие даже социальные проекты реализовывало, была, в частности, акция по компьютеризации рабочих мест врачебного персонала в госпитале ветеранов войн за счёт «Смоленск-Фармации»… Так откуда появились проблемы?

— Что касается нынешней ситуации, скажу следующее: стратегическая ошибка, которую допустила команда Антуфьева, заключается в утрате администрацией области блокирующего пакета акций ОАО «Смоленск-Фармация». Таким образом, администрация области утратила возможность влиять даже на принятие особо важных решений, в том числе — при проведении предприятием финансовоемких операций по закупке лекарственных средств. Повторяю, главная, ключевая ошибка состоит в том, что всё это было полностью отдано на откуп «Смоленск-Фармации», а по сути — «Северо-Западу». Тот договор, который был подписан администрацией, по сути содержит признаки преступления, и он нанёс большой ущерб бюджету области. Я уже не говорю о моральной стороне вопроса, поскольку речь идёт о поставках жизненно важных препаратов.

— Как вы оцениваете ситуацию, получится у губернатора Островского снизить цены на лекарства в Смоленской области, пусть даже не сделать их самыми низкими в ЦФО, как он собирался, но хотя бы уравнять со средними по округу?

— Вы вот правильно написали, в этом вопросе главное — наличие политической воли. У Алексея Владимировича, как я понимаю, она есть. Конечно, «Северо-Запад» добровольно не сдаст свои позиции, и пока есть возможность, эта компания будет работать на собственную прибыль, как это делала бы любая коммерческая структура. Выход здесь один — необходимо создать конкуренцию на рынке закупки, поставки и реализации лекарственных средств. Тогда «Северо-Западу» либо придётся менять свою коммерческую стратегию в Смоленской области, либо уходить из региона. Да, изменить ситуацию будет очень непросто, за неделю-другую(и даже за пару месяцев) этого не сделаешь.

— Виктор Николаевич, вот мы сейчас обсуждаем эту проблему с лекарственным обеспечением, вспоминаем историю вопроса, оцениваем возможность её решения… Не возникает чувства некоей ностальгии по губернаторским полномочиям?

— Абсолютно нет. Как правильно говорят в Китае, дважды в одну реку не входят. Ведь я совершенно искренне говорил на заседании областной Думы, что к концу своего губернаторского срока (а мне довелось пробыть в этой должности дольше остальных(Глушенкова, Прохорова и Антуфьева) — пять лет и семь месяцев) движения вперёд уже нет. Я понимал, что главную задачу, ради которой я и шёл на выборы — разрыв смычки власти с криминалом, которая имела место на тот момент — я выполнил. И, откровенно говоря, внутренний запал пропал. Может, как раз из-за ощущения отсутствия движения вперёд. Я ведь генерал ФСБ, поэтому нынешняя работа в Совете Федерации [заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности — ред.] мне, безусловно, ближе. Поэтому ностальгические нотки по прежней должности отсутствуют абсолютно. Тем не менее, мне совсем небезразлично, что происходит на Смоленщине, и здесь, в области, я очень плотно работаю, в том числе — и по обращениям смолян, которых в мою приёмную поступает очень много. Я уже говорил, по-моему, в интервью вашему журналу, что связи с регионом терять не намерен. Поэтому свою работу в Совете Федерации рассматриваю только вкупе с работой в регионе (решением проблем области и работой по обращениям смолян).

— Если уж речь зашла о вашей работе в верхней палате парламента, не можем обойти вниманием принятый закон о возвращении выборов губернаторов. Да, прямые выборы возвращаются. Но вот фильтр…

— Что касается моей позиции, она такова: самым эффективным фильтром является фильтр партийный. Если партия ответственна, она будет выдвигать действительно достойных кандидатов. На мой взгляд, такой вот «партийный» фильтр — самый надёжный, потому что здесь речь идёт о репутации партий. И считаю, абсолютно ничего страшного нет в том, что возможность выдвигать своих кандидатов будет иметь КАЖДАЯ партия. Зачем создавать искусственные препятствия, нагнетая обстановку и наращивая тем самым рейтинг оппозиции?

— В конечном итоге «президентский фильтр» для кандидатов ушёл в небытие. Однако появился муниципальный фильтр. Но по сути ведь это жёсткий фильтр. Согласны?

— Абсолютно согласен. Это очень жёсткий фильтр. Скажу больше, есть признаки определённой коррупционной составляющей в этом фильтре. Но я полагаю, это просто этап в развитии нашей демократии (это, знаете, как некоторые заходят в холодную воду постепенно, «чтобы тело привыкло»). Наверное, мы должны пройти и через это.

— А вы голосовали «за» эту схему?

— Да. Я изначально выступал и голосовал против «фильтра», когда определённая группа лиц на основе полученной от кого-то информации принимала бы решение — допускать кандидата к выборам или нет. В конечном итоге здравый смысл победил, от этой идеи отказались и перешли, на мой взгляд, к более либеральной схеме. И да, я за этот вариант (с муниципальным фильтром) голосовал.

— Но ведь вы же только что отметили, что в ней присутствует коррупционная составляющая, и даже показалось, что вам этот вариант, что называется, не лёг на душу. Почему вы всё-таки «за»?

— Потому что закон о выборах губернаторов принимать было необходимо. Да, на сегодняшний день в законе есть этот момент, который лично меня не вполне устраивает. Но в целом закон нужный и очень актуальный.

— А вообще в Совете Федерации обсуждается этот вопрос, или своё недовольство наличием фильтрации как барьера для демократической процедуры выборов каждый носит «в себе»?

— Безусловно, этот вопрос обсуждается, и проходят достаточно бурные дискуссии по этому вопросу, была создана рабочая комиссия, которая рассматривала его. То есть, не было единогласной соглашательской позиции. Ещё раз повторю: мы исходили из того, что закон нужно было принимать.

— Надо было принимать срочно. Так?

— Да, это было продиктовано политической ситуацией, я здесь Америку не открываю, это очевидная вещь. Необходимость принятия этого закона созрела «снизу», и не отреагировать на это требование было нельзя. Это как раз один из тех случаев, когда закон принимается исходя из складывающейся политической ситуации.

— Виктор Николаевич, сейчас вы стали принимать участие буквально в каждом заседании облдумы, и вообще создаётся впечатление «политической активизации Маслова». И есть ощущение, что это связано с отставкой Сергея Антуфьева.

— Я не хочу подробно комментировать действия господина Антуфьева. Поэтому буду краток: в период его руководства регионом, на мой взгляд, активно практиковалась «политическая изоляция» «неугодных». И Антуфьеву в кратчайшие сроки удалось противопоставить себя практически всему основному срезу политической элиты региона. Вся эта практика в конечном итоге обернулась против самого Антуфьева. Посмотрите, что происходило в администрации: смоляне стали просто «выкорчёвываться» из власти. Ведь именно во время его губернаторства произошло массовое привлечение в администрацию никому непонятных «варягов». Вспомните, раньше этого не было — ни при Глушенкове, ни при Прохорове, ни при Маслове. В моей команде вообще было всего пять вице-губернаторов. Все смоляне, все были известны и понятны населению (был один короткий эксперимент, но я быстро поправил ситуацию). Сколько перебывало приезжих «специалистов» в статусе вице-губернаторов Смоленской области при Антуфьеве — не пересчитать. Результат тренда того времени — «нет смолян, на которых может опереться губернатор» — мы тоже видим: это колоссальные проблемы с бюджетом, это масса прожектов и ни одного завершённого дела.

— Ещё один вопрос, который замалчивается на федеральном уровне, но буквально «бурлит» на региональном уровне: ситуация внутри регионального отделения «Единой России». Как вы её оцениваете?

— Как крайне негативную. Ситуация чревата полной потерей рейтинга партии, поэтому её надо в срочном порядке исправлять, поскольку мы стоим на пороге очень важных политических событий в жизни нашего региона. Без радикальных мер исправить не получится. И это, как я понимаю, очевидно всем.

— Комментарий Алексея Островского по ситуации в региональном отделении EР вызвал большой резонанс. С одной стороны, Алексей Владимирович — член ЛДПР, с другой — он ведь губернатор, и несёт ответственность не только за социально-экономическую ситуацию в регионе, но и за политическую…

— Надо отдать должное Алексею Владимировичу, что он пошёл на этот шаг, прекрасно понимая, какая может последовать реакция. Тем не менее, «закрывать глаза» на происходящее и делать вид, что ничего не происходит — это тупиковый путь. Поэтому, на мой взгляд, он делает правильные шаги, потому что «Единую Россию» не сбросишь со счетов, большинство населения всё-таки поддерживает именно эту партию. Соответственно, Островский заинтересован в том, чтобы она работала более эффективно и помогала решать проблемы Смоленщины. А решать проблемы можно только при единении всего политического потенциала региона. В этой ситуации губернатор поступает абсолютно логично.

 

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/059/04