Независимое общественно-политическое издание
#13 (59)
13 августа 2012

Волна клонов

ВНИМАНИЕ! Этот текст содержит запредельное количество интернет-терминов, без которых тут не обойтись. Поэтому если вы не можете отличить холивар от лулза, советуем сначала заглянуть в глоссарий*.

Михаил Ивашин

Свойства обозревателя

Я всё думал, думал — когда же? Наконец этим летом всё-таки прорвало. Мода на фейковые аккаунты политиков и последующий троллинг докатилась до Смоленска. Причём до широкой публики волна дошла не откуда-нибудь, а из городского Совета, в виде официального релиза. Он достоин того, чтобы процитировать его полностью: «Официальное объявление. Сегодня в социальной сети Твиттер (www.twitter.com) появился аккаунт-фейк Главы города Смоленска А. Н. Данилюка. Официально уведомляем всех пользователей твиттера, что к реальному Главе Смоленска А. Н. Данилюку этот аккаунт не имеет ни малейшего отношения. В настоящее время Глава города не имеет аккаунта в социальной сети твиттер. Информационно-аналитическое управление Смоленского городского Совета».

Первое, что я подумал — как это сообщение воспримет человек, далёкий от всех этих наших интернетов. Какой аккаунт-макаунт? Павлин-мавлин? Твиттер-свитер? Что за фейк? Зачем ругаться?

Словом, этот релиз ознаменовал собой не только факт проникновения сетевого сленга в официальный язык документов, но и выполнил роль крейсера «Авроры», когда тот зарядил холостым по Зимнему. Речь, разумеется, идёт о том, что явление, которое лучше всего назвать «политвиртуалы», вырвалось с просторов интернета и понеслось в оффлайновую жизнь города.

Напомню предысторию вопроса. Все эти боты и виртуалы появились примерно в тот же момент, когда появился и интернет. Регистрируясь на сетевых конференциях, форумах (а позже — и в социальных сетях), люди поняли, что они могут жить не только собственной жизнью, но и жизнями других, придуманных ими самими людей. У многих активных пользователей разнообразных площадок появились свои виртуальные двойники.

С развитием сети прелесть виртуалов поняли политтехнологи, сетевые тролли и просто развлекающаяся публика, которой нечего делать. Но нас в данном случае интересует тот аспект вопроса, который связан с политиками.

Моду на регистрацию общественных деятелей в социальных сетях ввёл несколько лет назад тогдашний президент Дмитрий Медведев. Освоив едва появившийся сервис микроблогов «Твиттер» (с вашего позволения, дальше я буду использовать это название без кавычек и со строчной буквы — не называем же мы почту «Почтой», а телеграф — «Телеграфом»), глава государства настоятельно рекомендовал чиновникам последовать за ним. Государевы люди — кто с неохотой, а кто и не без удовольствия — подхватили тренд. Айфончики и айпадики стали неизменными атрибутами чиновника средней (и выше) руки и депутата.

А президент Медведев стал первой заметной мишенью развлекающейся интернет-общественности. В твиттере появился аккаунт @KermlinRussia — «Официальный twitter-аккаунт Перзидента Роисси», как сообщается в шапке блога. Тут нет опечатки. Именно «Перзидента» и именно «Роисси». У Медведева, напомню, тогда был ник @KremlinRussia.

В весьма едкой форме в микроблоге комментировались (и продолжают комментироваться) текущие политические и общественные события. Стили президента и «перзидента» были настолько похожи, что поначалу несколько иностранных информагентств повелись на шутку и перепечатали сообщения, думая, что публикуют записи настоящего Медведева. Закончилось это тем, что Дмитрию Анатольевичу пришлось сменить аккаунт. Теперь его в твиттере можно отыскать под ником @MedvedevRussia.

Однако давайте вернёмся к выстрелу из Авроры и посмотрим на интернет-активность местных политиков и их новоявленных виртуалов. Твит-аккаунт Алексея Островского @a_ostrovskiy стал чрезвычайно популярным, едва пришла весть о его грядущем назначении. На текущий момент у него 3155 читателей (иначе говоря — «фолловеров» (от англ. «follower»), дословно — «последователь», а в твит-сленге — подписчик), и это не считая тех, кто читает его, не регистрируясь в твиттере.

И вот в июле, пользуясь фразой Никифора Ляписа-Трубецкого, волны начали падать стремительным домкратом. После того, как пресс-служба горсовета известила о появлении виртуального двойника Александра Данилюка, я отправился в твиттер, смотреть: что там ещё интересненького завелось? Завелось, оказалось много чего. С разницей в несколько дней появился аккаунт @a_ostroslovskiy. В шапке указано: «Твиттер личный. А. Острословский, пародия на губернатора. Все совпадения с реальными персонажами являются игрой воображения автора». На юзерпике — портрет литератора Островского. По сути, концепция твиттера «Острословского» повторяет твиттер «Перзидента Роисси»: едко-ехидное пародирование стиля твитов главы региона. Уровень остроумия комментировать не буду — у каждого свой вкус, и каждый развлекается по своему. Достаточно заметить, что записи оскорбительного характера не носят.

Куда более чудесные вещи происходят с представителями муниципальных властей. Пожалуй, самым первым фейковым аккаунтом — на этот раз в фейсбуке, стал «Смоленский городской совет». Ещё весной под этим ником появлялись записи весьма критического толка. Как правило — в адрес Данилюка. Но потом активность «Горсовета» тихо сошла на нет, и сейчас его редко можно увидеть в ленте новостей. Я, например, полагаю, что граждане, которые создали этот аккаунт, тихонько переместились в оффлайн, и из-за баннера на мосту «Данилюк, давай до свиданья!» торчат те же самые уши, что и из-за «Горсовета». Ну да бог с ними. Вернёмся в твиттер.

С фейковым аккаунтом Александра Данилюка разобрались быстро: в официальном твиттере горсовета (пресс-служба @smolsovet) появилась запись: «Направили запрос в суппорт микроблога. Фейк-аккаунт мэра Смоленска @ADanilyk заблокирован. Пойдём петь песни на площадь (на самом деле нет)».

Причём тут песни, не совсем ясно, но аккаунт действительно заблокировали.

А вот виртуал смоленского сити-менеджера Николая Алашеева продолжает цвести и пахнуть. Несмотря на то, что 27.07.2012 на сайте администрации Смоленска появилось сообщение: «Внимание, фальшивый аккаунт! Информационный отдел Администрации города Смоленска сообщает, что 27 июля 2012 года в социальной сети Twitter зарегистрирован фейк-аккаунт главы Администрации города Смоленска Николая Алашеева. Доводим до сведения пользователей Twitter, что в настоящее время глава Администрации города Смоленска Николай Николаевич Алашеев в данной социальной сети своего аккаунта не имеет».

Но заходим в твиттер и видим, что «@nikalasheev, глава Администрации города-героя Смоленска» продолжает что-то писать. Записи шутников выглядят странными и неоткалиброванными. Почитаем. Вот @nikalasheev обижается: «В отличие от остальных, я настоящий!». Потом начинает сводить счёты с Данилюком: «@ADanilyk давайте не будем тут обсуждать уровень зарплат. Про вашу я вообще молчу». Далее приветствует некую Олесю: «@malecssandra доброе утро, Олеся!», а затем ей же пишет »@malecssandra приходите ко мне на приём, чайку попьём!».

Сумбур, словом. Пожалуй, самая занимательная запись у клона Николая Алашеева — от губернатора Островского (настоящего). Уж не знаю, пошутил ли последний или просто не успел разобраться, что твиттер сити-менеджера не настоящий, но написал: «@nikalasheev Уважаемый Николай Николаевич! Ориентировка от меня Вам и Главе города на нормализацию отношений касается и твиттера тоже! :)))»

Ну, а что, всё правильно. Действовать надо на всех фронтах, и на виртуальных тоже. Тем более, что в интервью журналу «О чём говорит Смоленск» свою позицию губернатор обозначил чётко: «Считаю, что иметь страницу в соцсети необходимо любому руководителю. Именно здесь можно контролировать, что происходит на самом деле, а не по справкам и докладам».

Пора заканчивать и подытоживать, ибо копаться в интернете можно долго.

Пожалуй, самое важное наблюдение, которое можно вынести из факта появления «волны виртуалов» — информационные потоки в значительной мере перекочевали в цифровую ветку. Эпоха газетных сливов и оголтелого чёрного пиара постепенно уходит в прошлое, освобождая место более тонким политтехнологиям: трёхходовкам, вбросам через социальные сети и форумы. Равно как и белый PR: многие политики давно уже поняли, что их электоральное поле куда более электрифицировано, нежели было принято считать раньше. Общаться через соцсети с народом не просто модно. Это уже нормальная форма коммуникации для поколения, которое не читает газет на бумаге. Но надо понимать, что будут и издержки — те же самые виртуалы и боты. Что будут (да и есть уже) сетевые тролли, которые будут развязывать холивары. Что будут расползаться по фейсбукам и вконтактикам демотиваторы и мемы. Когда ради лулзов, а когда и с корыстной целью.

Короче, надо учить сетевой сленг.

Время такое, что поделать.

LOL.

P.S.

Накануне сдачи номера в печать губернатор Островский написал в твиттере, дескать, времени на общение не хватает. «Наверное, придётся прощаться», — огорошил он своих подписчиков. Как думаете, лузл?

 

* ГЛОССАРИЙ

Аккаунт. Учётная запись пользователя на ресурсе, находящаяся под защитой пароля.

Бот, виртуал. Фальшивый пользователь. Под виртуалом понимается альтернативный аккаунт, используемый наравне с основным. Обычно куда более недалёк, чем создатель. Гением притворяться труднее, чем дураком, знаете ли.

Все эти ваши интернеты — известный мем. Своим существованием во множественном числе «интернеты» обязаны оговорке Джорджа Буша-младшего: «I hear there’s rumors on the, uh, Internets…», что можно перевести как «Я слыхал, ходят слухи в этих… как их… интернетах…»

Мем (англ. meme, читается как мим), также известный как медиа-вирус. Идея, образ или любой другой объект нематериального мира, который передаётся от человека к человеку вербально, невербально, через интернет или как угодно ещё. Мем может видоизменяться внутри носителя, оказывать влияние на него и общество в целом. Если смотреть шире, то существует такой механизм передачи и хранения культурной информации, использующий эгоистичные сущности, пожирающие мозги (мемы) как её переносчик, а людей — как ячейки памяти.

Лулз или лулзы (англ. lulz, искажённое «lol»). Прикол, хохмочка. В своём характерном использовании «всё ради лулзов» или «я сделал это ради лулзов» (англ. «I did it for the lulz» — известного мема) означает, что получаемая радость объясняет и оправдывает совершённый поступок.

Ник (никнейм). Зарегистрированное имя пользователя, сетевой псевдоним.

Сетевой тролль. Индивид, занимающийся троллингом. Изначально так называлось само провокационное сообщение или действие. Целью тролля является производство лулзов для себя и посетителей, раскусивших его, за счёт менее догадливых посетителей, тратящих время, силы на споры с ним.

Троллинг. Основной профиль деятельности сетевых троллей.

Фэйк (реже фейк, от англ. fake). Подделка.

Холивар (от англ. holy war, священная война). Общее название споров между людьми, являющимися приверженцами диаметрально противоположных мнений, которые они не желают менять. Такой спор принципиально бессмыслен, так как ни один из участников дискуссии не собирается выслушивать и обдумывать доводы своего оппонента, а стремится максимально красиво выглядеть в глазах зрителей. Холивары разворачиваются, как правило, на форумах, в комментариях к блогам и в соцсетях.

Юзерпик. Картинка в профиле пользователя.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/059/05