Каменные
морщины
Григорий Пернавский, Михаил Ивашин
Исторические хроники
Военная история России и СССР оставила на облике Смоленска гораздо больше следов, чем мы привыкли думать.
Парадокс Смоленска в том, что он, овеянный многовековой славой боевого города, форпоста страны, своё стратегическое значение утратил ещё в петровские времена. Свидетельством тому — крепостная стена, которая начиная с 18 века медленно разрушалась, пребывая в забвении и ненужности. С расширением империи Смоленск остался в глубоком тылу: после того, как при Екатерине Великой Россия «отпилила» себе изрядный кусок Польши, госграница переехала за Брест Литовский. И некогда «военный» Смоленск, казалось бы, обречён на амплуа заштатного провинциального городишки.
Так, да не совсем так. Географическое расположение Смоленска и судьба принимать первый удар от незваных гостей никогда не сделают его гражданским. Следы военной истории видны на карте Смоленска. И речь не о развалинах. Достаточно пристально посмотреть на некоторые здания и улицы, чтобы увидеть в них не просто дома, а отзвуки эпох. Пройдёмся по некоторым из них.
Королевский бастион
Пожалуй, это самое мощное и заметное после крепостной стены военное сооружение в Смоленске. Оно, напомним, является сейчас частью Лопатинского сада. Вписанная в разрыв стены земляная цитадель появилась во времена польской осады 1609–1611 годов. Первые земляные укрепления на месте взорванных поляками башен и прясел начали возводить ещё защитники города, а привычный нам вид пятиконечной звезды бастион получил уже после захвата Смоленска: король Сигизмунд (откуда и название) приказал возвести здесь крепость внутри крепости. Водоём Лопатинского сада — ров. И мост через него был перекинут там, где находится сейчас горбатый мостик. Ну, а беседки со львами наверху — входы в подземелья. В них хранились припасы, а часть использовалась как темницы.
Королевский бастион стал одним из основных рубежей обороны Смоленска в 1812 году. Учитывая, что нападение Наполеона было внезапным, а смоленское сражение — навязанным, город к обороне подготовить не успели, лишь
Четыре слободы
Слобод в городе было много, но сейчас нас интересуют только военные. Самая известная, пожалуй — Красноармейская (до революции — Солдатская) слобода. Улицы до сих пор имеют названия
Восточнее, на том месте, где сейчас находятся улицы Исаковского, Чаплина и Энгельса, расположилась Офицерская слобода. Публика в разные годы здесь обитала самая разношёрстная, но принцип деления «командиры — на востоке, солдаты — на
История ещё двух слобод — Стрелецкой и Донской — слиты воедино. В начале 17 века стрельцы жили в районе Зелёного Ручья (вверх от нынешней улицы Соболева). После ликвидации стрелецкого войска там поселились донские казаки. Позже их переселили в Заднепровье, где и появилась «Донщина»: Верхняя, Средняя и Нижняя Донские улицы. Сейчас они называются Профинтерновскими (вверх от Витебского шоссе).
«Тихий гарнизон»
Именно так можно описать военную жизнь Смоленска в 19 веке. После отечественной войны 1812 года, в ходе которой было уничтожено 80 процентов всех зданий, город медленно приходил в себя. Как мы уже упоминали выше, после утраты своего стратегического значения как западного форпоста государства Смоленск зажил сонной провинциальной жизнью. Из интересующих нас мест можно отметить парк Блонье, который имеет самую что ни на есть военную историю. Раньше здесь жили солдаты гарнизона. (В конце 18 века губернатор Репнин испросил у Екатерины Великой денег на устроение плац-парада, военных выселили в Солдатскую слободу, а по Блонье застучали шаги марширующих колонн.) И только в
А в конце 19 века на карте города появился целый комплекс строений, который мы знаем сейчас как городок Коминтерна. Здесь и на территории ныне действующей военной части за заводом холодильников были расквартированы части Нарвского полка. В собственно городке жили офицеры (причудливое здание в конце — офицерское собрание), а солдаты разместились в больших казармах, часть которых сохранилась до сих пор. Ну, а память об этом полке сохранилась в названии улицы Нарвской, которая ведёт от улицы Багратиона к Чернушенскому оврагу.
От Первой до Второй мировой
Самое большое количество отметин на карте города оставил бурный 20 век. Смоленск находился в глубоком тылу, но через него лежал основной транспортный поток на западные фронты. Через город нескончаемой вереницей шли составы с войсками, техникой, продовольствием. Обратно шли поезда с ранеными. Часть из них оставались на лечение у нас: один из лазаретов был устроен в здании лютеранской кирхи, которая большинству горожан известна как шахматный клуб на улице Ленина.
В первые месяцы Первой мировой в Смоленске был созданы авиамастерские. Они находились в самом начале Витебского шоссе, на углу с нынешней улицей 12 Лет Октября. Именно авиамастерские и стали зародышем одного из самых мощных предприятий советского Смоленска: авиазавода № 35. Идея его создания принадлежит Тухачевскому. Будучи командующим войсками Западного фронта, он в письме от 12 апреля 1923 года просил губсовет «оказать помощь в скорейшем оборудовании Смоленского аэродрома, а также отвести помещения Ремвоздухмастерским № 2», которые и будут потом развёрнуты в авиазавод. Его строительство началось в 1925 году.
С именем Тухачевского в Смоленске вообще связано немало привычных нашему глазу зданий. Легендарный красный командир в своё время квартировал в доме, стоящем на улице, ныне носящей его имя. Это дом на углу Большой Советской и Тухачевского, сейчас там магазин «Самсунг». Жил он и напротив гимназии Пржевальского, в угловом доме на пересечении улиц Карла Маркса — Кирилла и Мефодия (сейчас там ЗАГС Ленинского района). В этом же здании, но чуть позже, проживал с семьёй и будущий «маршал победы» Георгий Жуков. По соседству находился штаб — сначала Западного фронта, а затем и штаб БВО.
А вот о существовании так называемого «Бункера Тухачевского» до сих пор догадываются не все. Построен он был в
Есть на карте города место, связанное и со Сталиным. Это здание вечерней школы на площади Победы, рядом с памятником Микешину. Там в далёком 1919 году будущий вождь народов работал в качестве одного из руководителей Западного фронта.
«Дом со львами» своим появлением тоже обязан военным. Его построили в 1932 году для командного состава БВО. Своё название — «Дом Железного потока» — он получил благодаря тому, что в нем жил заместитель командующего войск БВО Епифан Ковтюх — легендарный прототип главного героя книги Серафимовича «Железный поток». Ещё один дом для комсостава появился в 1936 году на углу Николаева и Багратиона, напротив Камерного театра. Большинству смолян он известен как «тихий дворик». А рядом возвели Второе артиллерийское училище. Сейчас это здание школы № 26.
Вообще, в эти предвоенные годы Смоленск активно застраивался, и много зданий было целевого назначения: в них располагались именно военные учреждения. Например, почти вся улица Реввоенсовета и конец улицы Ленина были заняты под штабные помещения, воинскую часть (существует и поныне) и жилые дома для командиров. Ещё одним занимательным зданием смело можно назвать бывшую уже студенческую поликлинику на углу Дзержинки и Гагарина. В сырую погоду на фронтоне до сих пор выступают остатки лепных букв «Красноармейская правда». Здесь располагалась редакция крупнейшей окружной военной газеты.
Заложники войны
Это далеко не полный список зданий, связанных с военной историей Смоленска. Великая Отечественная оставила на карте города жуткие шрамы. Половина строений была уничтожена во время боев. Из самых зловещих памятников той поры до нас дошли остатки Дулага № 126 (немецкое название лагеря для пересылки военнопленных). Основной лагерь (по всему городу были разбросаны филиалы) располагался на том месте, где сейчас монумент жертвам фашизма на Нормандии-Неман. Для устройства лагеря немцы использовали территорию складов БВО. Один из каменных бараков сохранился и до сих пор являет собой памятник десяткам тысяч замученных советских военнопленных.
И в заключение — ещё несколько фактов о судьбах домов, оказавшихся заложниками войны. В нынешней «Юноне» (ранее — универмаг ГорТорга), находился бордель Люфтваффе.
То же самое говорят и о гостинице «Смоленск». На тот момент она называлась Haus Ostland, который позднее, летом 1942 переименовали в Дом Германской армии. Сами немцы называли его «Отель Молотофф». По одной из версий, 13 марта 1943 года сюда заезжал Гитлер. Нынешний колледж связи и информатики — это бывшее здание Хоральной синагоги. До войны там обустроили кинотеатр «Пятнадцатый». В качестве кинотеатра он использовался и для немецких солдат. Здание уцелело в годы войны, но в