Независимое общественно-политическое издание
#7 (53)
23 апреля 2012

Ольга Окунева:

«Не хочется меряться: кто „тяжелее“, а кто „легче“. Хочется просто работать»


Светлана Савенок
Евгений Ванифатов

Персона



Институт главных федеральных инспекторов появился в современной России десять лет тому назад, после того, как президент Путин поделил её на семь федеральных округов и ввёл институт полномочных представителей главы государства. Полпредов и главных федеральных инспекторов (далее по тексту — ГФИ) по аналогии с прокурорами величали не иначе как «оком государевым». При этом, если за прокуратурой традиционно оставалась функция контроля за соблюдением законодательства, то роль ГФИ представлялась стороннему наблюдателю приблизительно так: приглядывать за политическими и социально-экономическими процессами, протекающими в границах конкретного российского региона и обеспечивать проведение на его территории государственной политики. Именно в такой последовательности — в первую голову политика, далее экономика и хозяйство.

До отмены прямых выборов губернаторов такая функция ГФИ была вполне оправдана. Да и влияние этой должности оценивалось как весьма высокое. То были времена, когда крайне неоднородная российская глубинка, ещё прекрасно помнящая ельцинское «берите столько суверенитета, сколько хотите», то и дело норовила преподносить Кремлю «сюрпризы». Однако с 2004 года, вслед за упразднением института выборности, естественным образом последовала «перезагрузка» формата работы ГФИ. Впрочем, голову никто ломать не стал: федеральные инспекторы сосредоточились на своей формально главной задаче — координации и надзоре за работой подразделений бесчисленных федеральных структур на территории субъектов.

«Встряхнёт» ли реставрация всенародных выборов руководителей регионов институт ГФИ? Изменятся ли приоритеты работы главных федеральных инспекторов? Эти и другие вопросы мы адресовали Ольге Окуневой (единственной женщине-ГФИ в центральной России), которая совсем недавно была назначена на должность главного федерального инспектора в Смоленской области.

— Ольга Владимировна, работа ГФИ предполагает своего рода «началие», в том числе и над силовиками. Вас не напрягает выступать в роли координатора работы мужчин с генеральскими погонами?

— Абсолютно не напрягает, в таком взаимодействии всегда можно найти тот или иной разумный компромисс, понимая при этом, что у каждого из силовиков есть пределы собственной компетенции. Мне также кажется, что и самих силовиков моё назначение на эту должность нисколько не напрягло, ведь мы часто и весьма плотно общались и прежде; смею думать, у нас сложились неплохие рабочие отношения.

— Сколько федеральных структур в поле вашей ответственности?

— Достаточно много, около сотни. Это не только упомянутые вами силовые структуры, осуществляющие контрольные функции, или всем известные ведомства вроде налоговой службы или почты, но и разного толка федеральные учреждения образования, культуры и так далее. Моя задача — объединить всех федералов во благо Смоленщины и её жителей.

— Собирается ли Ольга Окунева привнести свой собственный вклад, собственный стиль в работу ГФИ?

— Естественно, у каждого есть собственный взгляд на вещи, свой жизненный опыт. Лично мне хочется, чтобы работа велась системно, а не от случая к случаю. Чтобы это была совместная конструктивная работа федеральных органов, органов исполнительной и законодательной власти региона, а также местной власти. Поле деятельности, как видите, большое. Сложится ли у меня в данной работе какой-то уникальный стиль, посмотрим. Наверное, со стороны виднее.

— Как вы собираетесь выстраивать взаимоотношения с областной Думой? За последние несколько лет у некоторых сложилось впечатление, что ГФИ присутствовал в президиуме на заседаниях Думы в качестве почётного участника и… всё.

— Это не совсем верное впечатление. Говоря о предшественниках, хочу подчеркнуть, что каждый из них в свой период времени решал свои текущие задачи и привнёс собственную лепту в выстраивание отношений со Смоленской областной Думой. Сегодня оно, безусловно, налажено. Иначе, думаю, и быть не могло, ведь региональное законодательство требует практически каждодневного приведения в соответствие с законодательством федеральным. Многие федеральные структуры (к примеру, управление юстиции) не первый год принимают участие в разработке региональных законов, и отношения между ними и депутатами уже давно сложились, и это только один из примеров.

Естественно, что я со своей стороны рассчитываю на продолжение плодотворных отношений со смоленскими законодателями. Мы готовы участвовать в работе областной Думы в удобных для депутатов формах. Практику предыдущих лет нужно обязательно продолжать, и в этой связи присутствие главного федерального инспектора на заседаниях Смоленской областной Думы — это всего лишь внешний показатель нашего взаимодействия.

— Сегодня многие с нетерпением ожидают принятие Государственной Думой закона о возврате всенародных выборов глав регионов. Судя по оценке экспертов и комментариям самих парламентариев, уже в конце мая региональные заксобрания должны приступить к изменению собственной законодательной базы, чтобы к июлю вся юридическая плоскость этого вопроса была проработана. При этом говорится, что кандидат в губернаторы должен идти на выборы вместе с тремя кандидатами на должность члена Совфеда.

— Действительно, в законопроекте о порядке назначения членов Совета Федерации есть норма, согласно которой в избирательный бюллетень одновременно с кандидатами на пост главы региона включаются кандидаты на сенаторский пост, и кресло в верхней палате достаётся тому из них, кто набирает по рейтингу наибольшее количество голосов.

— Это мы говорим о сенаторах от исполнительной власти региона. Претерпит ли изменения порядок назначения членов Совфеда от законодательной власти?

— Об этом можно будет говорить только после окончания работы над законом. К примеру, в настоящее время законодательство не предусматривает так называемого ценза осёдлости для кандидатов в сенаторы, назначаемых губернатором. Напротив, кандидаты в сенаторы от заксобрания должны проживать на данной территории не менее пяти лет. Каков будет конечный вариант, посмотрим.

— В последние годы много говорилось о том, что роль ГФИ уже не та. Связывалось это, как вы понимаете, в первую очередь с отсутствием выборности губернаторов. Помнится, Валентина Матвиенко вообще предлагала ликвидировать этот институт «за ненадобностью». Однако Россия возвращается к выборности глав регионов. Как вы полагаете, стоит в этой связи ожидать усиления роли ГФИ?

— Честно говоря, не хочется меряться: кто «тяжелее», а кто «легче». Хочется просто работать. Понятно, что от того, как складывается взаимодействие ГФИ с главой региона, зависит многое. Будет ли идти планомерная работа в части взаимодействия коллегиальных органов по вопросам безопасности и правопорядка, антинаркотической, антикоррупционной и иных межведомственных комиссий, в состав которых входят представители федеральных и региональных структур. Естественно, нам хочется быть единой командой.

Вообще же, взаимодействие в период выборов, равно как и осуществление кадровой политики — это лишь два из многочисленных направлений работы федерального инспектора. Эта должность сильна сама по себе, вне зависимости от процедуры наделения полномочиями руководителей регионов. Мы занимаемся формированием окружного кадрового резерва (я, кстати, была вовлечена в этот процесс ещё в период работы вице-губернатором), исполняем поручения полномочного представителя президента в ЦФО по контролю за ценами на лекарственные средства, тарифами, стоимостью горюче-смазочных материалов… Главный федеральный инспектор является членом квалификационной коллегии при назначении судей, через него проходят все награждения государственными наградами…

Поэтому вопрос не в «усилении» или «ослаблении» роли данной должности, а несколько в другом: насколько люди осведомлены о том, чем вообще занимается аппарат полпреда и ГФИ, каковы их функции и задачи? У нас, замечу, на территории каждого муниципалитета есть структурные подразделения территориальных федеральных органов, есть приёмные граждан. В каких условиях там работают люди, как осуществляется взаимодействие, какие отношения с руководителями? И куда им пожаловаться, если…

— А действительно, куда жаловаться?

— Нам. Достаточно прислать обращение в адрес главного федерального инспектора в Смоленской области как в письменной форме, так и по электронной почте gfismolensk1@mail.ru или прийти в общественную приёмную полпреда президента в ЦФО на личный приём, тем более, что они — приёмные — есть в каждом муниципалитете Смоленщины. (В Смоленске приёмная расположена по адресу: ул. Дзержинского, д. 8.) Я, естественно, понимаю, что перечисленных способов обратной связи недостаточно, и надеюсь, в ближайшем времени мы предложим жителям региона новые варианты, которые сейчас дорабатываются. Наша цель — максимальная доступность для жителей.

— Если мы говорим о жалобах, скажем, прокурору, то их предмет более чем понятен. А вот в каких случаях следует жаловаться федеральному инспектору?

— Понятно, что это должны быть обращения, касающиеся сферы полномочий федеральных органов власти. Или если гражданин обращался в ту или иную инстанцию, получил формальный, необъективный ответ, которым не удовлетворён, ему также нужно обращаться в нашу инстанцию. Буквально на днях мы подводили итоги работы приёмной полномочного представителя президента в ЦФО. Так вот, за первый квартал рассмотрено около восьмисот обращений. И такой приём, замечу, ведётся в муниципалитетах на общественных началах.

С недавнего времени у федеральных органов власти появилась новая обязанность: помимо приёма по личным вопросам они должны безвозмездно оказывать гражданам юридическую помощь. Иногда ведь человеку просто нужно получить грамотное разъяснение по определённому вопросу. Полагаю, руководители федеральных и иных структур наладят такую работу, мы будем этого добиваться.

— В завершении беседы ещё раз вернёмся к роли ГФИ. Под определённым углом зрения ваша должность всё-таки близка к политике. Суть работы — исполнение надзорных функций. Ваша задача — надзирать (приглядывать, в хорошем смысле слова) не только за работой федеральных структур в регионе, но и за текущей деятельностью исполнительной и законодательной власти…

— Приглядывать — да, в хорошем смысле этого слова. Существует федеральное законодательство, претворением которого в жизнь на территории Смоленской области занимаются, в частности, исполнительная и законодательная власти. Как вы говорите, «приглядывать» за тем, исполняется оно или нет — одна из моих задач. Помимо этого, посланием президента для органов государственной власти в регионе устанавливаются определённые задачи, которые должны быть исполнены в установленные сроки. Здесь ГФИ тоже не должен дремать.

 

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/053/03