Независимое общественно-политическое издание
#4 (50)
12 марта 2012

Политическая школа Семенцовой

Юрий Семченков

Мастерская



Всего лишь несколько месяцев тому назад имя учителя физики смоленской школы № 33 Наталии Семенцовой не сходило со страниц газет. Однако страсти по декабрьским парламентским выборам почти улеглись; мы беседуем с Наталией Анатольевной и о том, чему она посвятила всю свою жизнь, и о том, что стало в её жизни ярким, но только эпизодом. Между прочим, если бы мой ребёнок учился у Семенцовой, я бы только порадовался тому, что она не стала депутатом Госдумы. Депутатов хватает, а блестящих учителей физики и неравнодушных людей в наше время нужно ещё поискать.

— Наталия Анатольевна, трудно сейчас работать учителем в школе?

— Учителем было трудно работать во все времена. Этой профессией могут заниматься только люди, которые буквально поглощены ею. Только те, кто отдаётся любимому делу полностью, могут быть успешными в нашей профессии. «Урокодатели» вряд ли смогут реализовать себя на этом поприще. Настоящих сильных профессиональных воспитателей детских садов, школьных учителей, преподавателей вузов не хватает. Нехватка кадров очень острая: основная масса учителей предпенсионного возраста. В сельской же местности практически некому учить детей.

— Нужно ли в связи с этим вводить обязательное распределение по окончании педагогических вузов?

— Мне кажется, нужно, но в обязательном порядке сопровождая его — распределение — социальными гарантиями, льготами и так далее. Выбрасывать человека из социума нельзя. Выпускники должны отработать полученное образование. Государство тратит деньги, а в школы работать никто не идёт. Молодых специалистов в школах города по пальцам можно пересчитать.

— Оппоненты обычно возражают, что и вакансий в школах нет.

— Уже есть. Кто-то приходит, пробует и через некоторое время уходит. Не так легко реализовать себя, особенно в большой школе, где, скажем, четыре учителя физики. Учителей сравнивают. Сравнивают по результатам работы. Есть ученики-победители олимпиад, есть их работы в научных обществах. Школе нужна свежая струя, нужна конкуренция. Если среди учителей нет конкуренции, тогда, наверное, можно позволить себе расслабиться. В нашей школе, например, расслабиться невозможно. У нас больше 1 600 детей, более 100 учителей. В первый класс приходит поступать в 2–3 раза больше детей, чем мы можем взять.

— От кого в большей степени зависит успех в обучении: от самих школьников, от родителей, от учителей, от выстроенной системы?

— Уровень стремления к самореализации детей и уровень мотивации детей родителями, пожалуй, несколько снизились. Родители, наверное, меньше занимаются детьми, чем это было раньше. Раньше и семьи были больше. Рядом жили бабушки и дедушки, которые так или иначе занимались внуками. Это комплексная проблема. Её нельзя скинуть только на семью или только на школу. Её надо решать вместе. Вопрос касается не только начальной и средней школы, но и школы высшей. Ребята хотят заниматься учёбой всё меньше и меньше. Вдумчиво работать — ещё меньше. Им больше нравятся игровые моменты уроков. Всё дальше и дальше ученики уходят от понимания, что учёба — это серьёзный кропотливый труд.

Ещё одна проблема — возрастающий объем информации. Но, как известно, объять необъятное невозможно. Примерно к седьмому классу дети понимают, что объем информации, которую они должны усвоить, таков, что если пытаться всем этим объёмом овладеть, нужно сидеть за учёбой сутками. Просто необходимо вычленить базовые моменты, которые ребёнок должен в обязательном порядке не только познать, но отработать на уровне навыка применения, а потом перевести этот навык в свои компетенции, чтобы в дальнейшем использовать их в жизни. Время вынудит нас специализироваться, и, по моему мнению, это произойдёт довольно скоро.

Специализация — просто насущное требование времени. Нужно обязательно пытаться рассмотреть в ребёнке его тип мышления, какие у него возможности, что он умеет, чему научен, к каком качестве в этой жизни он сможет себя реализовать. Успешный ученик — это очень важно. Если ученик, начиная с первого класса, не успешен, он вырастет неуспешным человеком, пессимистом на всю жизнь, вечно чем-то недовольным.

— Успех — относительное понятие. Не может в классе быть тридцать успешных учеников. Успех проявляется на фоне неудач других.

— Ребёнок должен быть успешен против себя самого вчерашнего. Один может получать свои пятёрки, но никуда при этом не продвигаться. А другой может идти семимильными шагами от «еле-еле тройки» к тройке твёрдой. Важен прирост по отношению к себе. Ты сегодня молодец, ты сегодня победитель, ты идёшь к цели гораздо быстрее и обязательно победишь. Но наша система оценок (на сегодняшний день даже не пятибалльная, а трехбалльная — 3, 4, 5) не даёт возможности показать ребёнку, что он растёт. Та же оценка «тройка» така-а-а-я бесконечная. А стремление к познанию и развитию нужно всегда приветствовать. Очень важно, чтобы мы это понимали и к этому шли.

— Где озвучиваются эти проблемы? Слышат ли вас?

— Мне кажется, государство всё-таки пришло к пониманию того, что нужно ладить и договариваться с гражданским обществом. Но предпринимаемые государством действия, которые ему кажутся правильными, уже не всегда воспринимаются людьми как единственно верные в данный момент времени. Я могу говорить о своём опыте. Когда профсоюзы предложили мне поучаствовать во всенародном предварительном голосовании на выборах депутатов Государственной думы, скажу прямо, я была к этому не готова. Одно дело — решать социальные проблемы учительства, выдвигать определённые требования, искать точки соприкосновения с властями, и совсем другое — обращаться не к власти, а к людям в зале. Буду ли я вообще им понятна, интересуют ли их мои учительские проблемы? Надеялась на то, что вопросы, которые я поднимаю, волнуют не только учителей, но и всё наше общество. Будет ли ваш ребёнок востребован? Будет ли он конкурентоспособен? Оказалось, что люди меня понимают, слышат. И я пыталась объяснить: когда мы говорим, что у учителей маленькая зарплата, то это правда, но это не самое основное, не самое главное. Сейчас в школах остались работать только те, кто эту зарплату готов получать, остальные уже ушли. Мы, учителя, хотим на летних каникулах не только на грядках сидеть, чтобы прокормить свои семьи, но и отдохнуть, восстановиться. Восстановиться морально, нравственно, духовно. Для того, чтобы быть готовыми к следующему учебному году. Поэтому нельзя обвинять некоторых учителей в том, что они не всегда терпимы, не всегда сдержанны. Они просто не успевают восстанавливаться. Это очень тяжело — работать вместо восемнадцати часов тридцать, чтобы содержать семью. Как можно качественно и квалифицированно подготовиться к такому количеству уроков? Я готовлюсь к уроку два часа, серьёзно и системно. Мне нужно подумать о содержании, мне нужно подумать о методах, мне нужно подумать, какие компетенции я хочу сформировать, как использовать интерактивную доску, как дети будут работать. Ведь работать на уроке должны в первую очередь дети, они должны продвигаться дальше своими действиями. Если я буду просто начитывать детям лекции, то мы превратим их жизнь в кромешный ад. Ученик должен познавать новое и открывать знания на уроке сам.

— Вы это всё рассказывали на праймериз?

— Что вы?! Там всего две минутки у каждого было. Хватало только на то, чтобы сказать, что я такая есть, и я хочу, чтобы мои дети были востребованы и успешны, тогда и моя старость будет защищена. Я этого хочу, а вы хотите этого?

— Что говорили подруги, коллеги, когда узнавали, что вы вступили в эту борьбу?

— Все спрашивали: зачем тебе это надо? Ты состоявшийся учитель, у тебя есть свои ученики, у тебя есть выпускники, которые тебя ценят и не забывают, у тебя есть родители учеников, которые тебя уважают. Зачем тебе это всё?

— И вы им отвечали…

— В том-то и проблема — я сама долго не могла понять, зачем мне это было надо. Сначала стояла задача хотя бы попробовать донести до людей, что учитель есть, учитель жив и у учителя есть проблемы.

— Цели войти в список кандидатов не было?

— Я прекрасно понимала, как это сложно, какого уровня люди участвуют в этих процессах. Мне казалось, что это невозможно, по крайней мере, для простого обычного человека. Я не член никакой партии и абсолютно в этом плане свободна. В ходе избирательной кампании меня никто не опекал. На встречи я приезжала одна, стояла в одиночестве где-нибудь под деревом, думала, размышляла. Ни с кем и ни в каких тусовках я не участвовала. Оставалась в стороне. Поддержку чувствовала только от двух человек — Евгения Ивановича Максименко и Анатолия Степановича Василевича. Я думаю, что мой выход на лидирующие позиции в предварительном голосовании был неожиданностью для всех. Никто на это не рассчитывал.

— Когда наступил перелом, и был ли он?

— Да. Перелом начался, наверное, с третьей площадки. Я поняла, что практически без использования каких-либо ресурсов вхожу в первую тройку-пятёрку. Поняла, что озвучиваю не только свои проблемы, не только проблемы учителей. Это проблемы всего нашего общества.

Почему бы нам, учителям, не инициировать решение этих задач? Почему мы должны, как бедные родственники, стоять в каких-то пикетах с требованиями «дайте то, дайте это, дайте нам возможность работать». Почему допускаются только такие способы требований? Почему не сказать в открытую: «Товарищи, давайте что-то делать. Вы придёте к этой проблеме через пять лет, у вас некому будет работать». А для того, чтобы было кому работать, нужно начинать развивать и воспитывать детей уже с детского сада. И всем учебным заведениям, и школам, и вузам необходимо договариваться, как это делать. Пока же мы разрозненны, мы киваем друг на друга. В школе недовольны, что из детского сада дети пришли слабо подготовленными. Институты жалуются, что школа ничему не учит. Все мы пытаемся вариться в собственном соку, а нам надо объединить усилия, выстроить стратегию, понять содержание образования, определить ту базу, без которой современный человек не может двигаться дальше и учиться всю жизнь. Нужно понять: сегодняшним школьникам придётся учиться всю жизнь, чтобы быть конкурентноспособными.

— Вы готовы были уйти в Госдуму?

— Нет. Я была не готова абсолютно.

— А если бы обстоятельства сложились более благополучно?

— Это был бы очень тяжёлый выбор.

— И не факт, что вы выбрали бы депутатство?

— Далеко не факт. Во-первых, у меня обязательства перед моими одиннадцатиклассниками. Я не могу обмануть ожидания учеников и их родителей. И еще один момент. Вы же понимаете: это сейчас мне терять нечего, и я могу себе позволить обо всём говорить открыто. Я простой учитель. Мне в Москве пытались что-то на эту тему высказать…

— Да-да. Этот ваш диалог с некими организаторами-функционерами стал знаменитым в определённых кругах.

— Я им ответила: «Подождите, милые мои, я к вам пришла не на работу устраиваться. Я пришла и говорю о проблемах гражданского общества на сегодняшний день. Хотите их решать? Давайте решать, искать точки соприкосновения. Не хотите? Идите сами в школьный класс. Вот вам мел, доска. Я подвинусь». А как бы всё складывалось при ином раскладе — неизвестно. Я же понимаю, есть определённые партийные интересы, ради которых мне, может быть, потребовалось бы поступиться своими убеждениями.

— Вам было бы сложно себя переломить, если бы партийные установки расходились с личными принципами?

— Думаю, мне было бы очень сложно. Я человек, который имеет на всё свою точку зрения и всегда её высказывает, но это не значит, что моя точка зрения единственно правильная, а остальных не существует вообще. Меня можно убедить. Если у кого-то другое мнение, мы можем по этому поводу поговорить, и я могу отказаться от своей точки зрения, если увижу, что действительно заблуждаюсь.

— Выборы были яркой страницей вашей жизни?

— Очень, очень яркой. Думаю, что для чего-то я должна была этот путь пройти. На сто процентов всё было не зря. Поговорить с первыми лицами государства и сказать им о проблемах открыто в лицо, при этом не пытаясь лавировать, это совсем не то, что в школьных коридорах обсуждать, кому что не нравится.

— На этих встречах было много людей, которым не было необходимости лавировать?

— Было несколько человек, которые понимали, что гражданское общество формируется, и оно должно заявить о себе. Необязательно заявлять об этом на Болотной, выходить на демонстрации. Можно и нужно вступать в прямой открытый разговор. Вот я вышла и вступила — с людьми, с властью, с Владимиром Владимировичем Путиным — в силу сложившихся обстоятельств. Я бы не согласилась идти ни на какие встречи, если бы у меня не было своей собственной жизненной позиции. Я не дрессированная собачка.

— По сути дела вы (и такие как вы) подставили плечо Путину в думской избирательной кампании…

— Я нисколько не сожалею об этом.

— У меня, например, вызывает недоумение, почему вас не привлекли к кампании президентской.

— Вы хотите, чтобы я сама стучалась в эти двери? Наверное, удобнее использовать в кампании тех, кто меньше занят, меньше связан с детьми. Я завязана на уроки, и меня очень трудно каждый раз выдёргивать на мероприятия. Думская избирательная кампания была просто адским трудом. Я же не могла не подготовиться к урокам, и в то же время мне нужно было быть готовой и к встречам, перечитать массу материалов, чтобы не ударить в грязь лицом. Спала порой по два часа в сутки. Было очень трудно, это ведь не то, что я делала много-много лет.

— После встречи с Путиным подруги спрашивали «Как он»?

— Не только подруги. Этот вопрос мне задавали везде, где я появлялась.

— И вы отвечали…

— Я отвечала правду. Путин — человек, который слушает и слышит, видит и чувствует проблемы, умеет задавать вопросы «не в бровь, а в глаз». Из того, что говорит собеседник, всегда вычленяет самое главное. Ему не нужна «вода» в разговорах. Кругом твердят, что всё плохо, а его интересует, как вы себе представляете, если вы профессионал, что должно быть сделано, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Меня очень подкупило его желание вникнуть в проблемы. Я не почувствовала формального подхода. После нашей встречи со мной многократно списывались по электронной почте его помощники и советники, созванивались, чтобы уяснить какие-то моменты, разобраться, что я имела в виду. Интересовались, повысили ли зарплату в области, каков её размер, просили прислать скан расчётного листка.

Я ведь и до встречи писала на сайт Путину. Писала о наших проблемах и получала ответы. Если меня не устраивает реформа образования, рассматриваемые законы, я сажусь и пишу. Сто пятьдесят предложений написала. По крайней мере, Смоленская область меня услышала. С 1 сентября будет повышение базовой ставки на 16 процентов. Я настаивала, чтобы это повышение коснулось и дошкольных педагогов, и преподавателей среднего профессионального образования. Мы постепенно движемся вперёд. Власть должна работать для людей и во имя людей. Если не хотите делать этого — открывайте свой бизнес, зарабатывайте деньги там. Но приходить во власть нужно с другой целью — чтобы в нашей стране каждому человеку жилось хорошо, по-доброму. Чтобы каждый, от самого малого до самого пожилого человека, мог сказать: «Я счастлив, что родился здесь и прожил здесь всю свою жизнь».

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/050/09