Политическая школа Семенцовой
Юрий Семченков
Мастерская
Всего лишь несколько месяцев тому назад имя учителя физики смоленской школы № 33 Наталии Семенцовой не сходило со страниц газет. Однако страсти по декабрьским парламентским выборам почти улеглись; мы беседуем с Наталией Анатольевной и о том, чему она посвятила всю свою жизнь, и о том, что стало в её жизни ярким, но только эпизодом. Между прочим, если бы мой ребёнок учился у Семенцовой, я бы только порадовался тому, что она не стала депутатом Госдумы. Депутатов хватает, а блестящих учителей физики и неравнодушных людей в наше время нужно ещё поискать.
— Наталия Анатольевна, трудно сейчас работать учителем в школе?
— Учителем было трудно работать во все времена. Этой профессией могут заниматься только люди, которые буквально поглощены ею. Только те, кто отдаётся любимому делу полностью, могут быть успешными в нашей профессии. «Урокодатели» вряд ли смогут реализовать себя на этом поприще. Настоящих сильных профессиональных воспитателей детских садов, школьных учителей, преподавателей вузов не хватает. Нехватка кадров очень острая: основная масса учителей предпенсионного возраста. В сельской же местности практически некому учить детей.
— Нужно ли в связи с этим вводить обязательное распределение по окончании педагогических вузов?
— Мне кажется, нужно, но в обязательном порядке сопровождая его — распределение — социальными гарантиями, льготами и так далее. Выбрасывать человека из социума нельзя. Выпускники должны отработать полученное образование. Государство тратит деньги, а в школы работать никто не идёт. Молодых специалистов в школах города по пальцам можно пересчитать.
— Оппоненты обычно возражают, что и вакансий в школах нет.
— Уже есть.
— От кого в большей степени зависит успех в обучении: от самих школьников, от родителей, от учителей, от выстроенной системы?
— Уровень стремления к самореализации детей и уровень мотивации детей родителями, пожалуй, несколько снизились. Родители, наверное, меньше занимаются детьми, чем это было раньше. Раньше и семьи были больше. Рядом жили бабушки и дедушки, которые так или иначе занимались внуками. Это комплексная проблема. Её нельзя скинуть только на семью или только на школу. Её надо решать вместе. Вопрос касается не только начальной и средней школы, но и школы высшей. Ребята хотят заниматься учёбой всё меньше и меньше. Вдумчиво работать — ещё меньше. Им больше нравятся игровые моменты уроков. Всё дальше и дальше ученики уходят от понимания, что учёба — это серьёзный кропотливый труд.
Ещё одна проблема — возрастающий объем информации. Но, как известно, объять необъятное невозможно. Примерно к седьмому классу дети понимают, что объем информации, которую они должны усвоить, таков, что если пытаться всем этим объёмом овладеть, нужно сидеть за учёбой сутками. Просто необходимо вычленить базовые моменты, которые ребёнок должен в обязательном порядке не только познать, но отработать на уровне навыка применения, а потом перевести этот навык в свои компетенции, чтобы в дальнейшем использовать их в жизни. Время вынудит нас специализироваться, и, по моему мнению, это произойдёт довольно скоро.
Специализация — просто насущное требование времени. Нужно обязательно пытаться рассмотреть в ребёнке его тип мышления, какие у него возможности, что он умеет, чему научен, к каком качестве в этой жизни он сможет себя реализовать. Успешный ученик — это очень важно. Если ученик, начиная с первого класса, не успешен, он вырастет неуспешным человеком, пессимистом на всю жизнь, вечно
— Успех — относительное понятие. Не может в классе быть тридцать успешных учеников. Успех проявляется на фоне неудач других.
— Ребёнок должен быть успешен против себя самого вчерашнего. Один может получать свои пятёрки, но никуда при этом не продвигаться. А другой может идти семимильными шагами от «
— Где озвучиваются эти проблемы? Слышат ли вас?
— Мне кажется, государство
— Вы это всё рассказывали на праймериз?
— Что вы?! Там всего две минутки у каждого было. Хватало только на то, чтобы сказать, что я такая есть, и я хочу, чтобы мои дети были востребованы и успешны, тогда и моя старость будет защищена. Я этого хочу, а вы хотите этого?
— Что говорили подруги, коллеги, когда узнавали, что вы вступили в эту борьбу?
— Все спрашивали: зачем тебе это надо? Ты состоявшийся учитель, у тебя есть свои ученики, у тебя есть выпускники, которые тебя ценят и не забывают, у тебя есть родители учеников, которые тебя уважают. Зачем тебе это всё?
— И вы им отвечали…
— В
— Цели войти в список кандидатов не было?
— Я прекрасно понимала, как это сложно, какого уровня люди участвуют в этих процессах. Мне казалось, что это невозможно, по крайней мере, для простого обычного человека. Я не член никакой партии и абсолютно в этом плане свободна. В ходе избирательной кампании меня никто не опекал. На встречи я приезжала одна, стояла в одиночестве
— Когда наступил перелом, и был ли он?
— Да. Перелом начался, наверное, с третьей площадки. Я поняла, что практически без использования
Почему бы нам, учителям, не инициировать решение этих задач? Почему мы должны, как бедные родственники, стоять в
— Вы готовы были уйти в Госдуму?
— Нет. Я была не готова абсолютно.
— А если бы обстоятельства сложились более благополучно?
— Это был бы очень тяжёлый выбор.
— И не факт, что вы выбрали бы депутатство?
— Далеко не факт.
—
— Я им ответила: «Подождите, милые мои, я к вам пришла не на работу устраиваться. Я пришла и говорю о проблемах гражданского общества на сегодняшний день. Хотите их решать? Давайте решать, искать точки соприкосновения. Не хотите? Идите сами в школьный класс. Вот вам мел, доска. Я подвинусь». А как бы всё складывалось при ином раскладе — неизвестно. Я же понимаю, есть определённые партийные интересы, ради которых мне, может быть, потребовалось бы поступиться своими убеждениями.
— Вам было бы сложно себя переломить, если бы партийные установки расходились с личными принципами?
— Думаю, мне было бы очень сложно. Я человек, который имеет на всё свою точку зрения и всегда её высказывает, но это не значит, что моя точка зрения единственно правильная, а остальных не существует вообще. Меня можно убедить. Если у
— Выборы были яркой страницей вашей жизни?
— Очень, очень яркой. Думаю, что для
— На этих встречах было много людей, которым не было необходимости лавировать?
— Было несколько человек, которые понимали, что гражданское общество формируется, и оно должно заявить о себе. Необязательно заявлять об этом на Болотной, выходить на демонстрации. Можно и нужно вступать в прямой открытый разговор. Вот я вышла и вступила — с людьми, с властью, с Владимиром Владимировичем Путиным — в силу сложившихся обстоятельств. Я бы не согласилась идти ни на какие встречи, если бы у меня не было своей собственной жизненной позиции. Я не дрессированная собачка.
— По сути дела вы (и такие как вы) подставили плечо Путину в думской избирательной кампании…
— Я нисколько не сожалею об этом.
— У меня, например, вызывает недоумение, почему вас не привлекли к кампании президентской.
— Вы хотите, чтобы я сама стучалась в эти двери? Наверное, удобнее использовать в кампании тех, кто меньше занят, меньше связан с детьми. Я завязана на уроки, и меня очень трудно каждый раз выдёргивать на мероприятия. Думская избирательная кампания была просто адским трудом. Я же не могла не подготовиться к урокам, и в то же время мне нужно было быть готовой и к встречам, перечитать массу материалов, чтобы не ударить в грязь лицом. Спала порой по два часа в сутки. Было очень трудно, это ведь не то, что я делала много-много лет.
— После встречи с Путиным подруги спрашивали «Как он»?
— Не только подруги. Этот вопрос мне задавали везде, где я появлялась.
— И вы отвечали…
— Я отвечала правду. Путин — человек, который слушает и слышит, видит и чувствует проблемы, умеет задавать вопросы «не в бровь, а в глаз». Из того, что говорит собеседник, всегда вычленяет самое главное. Ему не нужна «вода» в разговорах. Кругом твердят, что всё плохо, а его интересует, как вы себе представляете, если вы профессионал, что должно быть сделано, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Меня очень подкупило его желание вникнуть в проблемы. Я не почувствовала формального подхода. После нашей встречи со мной многократно списывались по электронной почте его помощники и советники, созванивались, чтобы уяснить
Я ведь и до встречи писала на сайт Путину. Писала о наших проблемах и получала ответы. Если меня не устраивает реформа образования, рассматриваемые законы, я сажусь и пишу. Сто пятьдесят предложений написала. По крайней мере, Смоленская область меня услышала. С 1 сентября будет повышение базовой ставки на 16 процентов. Я настаивала, чтобы это повышение коснулось и дошкольных педагогов, и преподавателей среднего профессионального образования. Мы постепенно движемся вперёд. Власть должна работать для людей и во имя людей. Если не хотите делать этого — открывайте свой бизнес, зарабатывайте деньги там. Но приходить во власть нужно с другой целью — чтобы в нашей стране каждому человеку жилось хорошо,