#15 (149)
05 Сентября 2016

Отец Георгий: «Любовь, по апостолу Павлу, должна быть всегда»

Леся Томашова

Общество

Сегодня многие молодожены после церемонии в ЗАГСе отправляются в церковь, чтобы засвидетельствовать свою любовь и свой союз перед Богом и получить его благословление. Кто–то же, наоборот, всячески избегает не только венчания, но и официального бракосочетания…

Мы решили поговорить о любви, браке, разводах и венчании с настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» протоиереем Георгием Свитцовым.

— Отец Георгий, итак, венчание — ритуал обязательный или желательный?

— Для христианина — обязательный. Но если люди венчаются лишь в угоду каким–то традициям, а может, и моде, таинство не имеет смысла. Как нет смысла требовать венчания с людей неверующих. Благодать Божья дается исключительно по вере. Господь об этом прямо сказал: «Кто верует и крестится, тот спасен будет». Придя на официальную светскую брачную церемонию, человек тем самым говорит окружающим: это —
мой муж (моя жена) и я за него (нее) отвечаю пред обществом и законом. При венчании человек как бы обращается к Богу: «Господи, вот моя жена, я ее привел к тебе, чтобы получить благословение на наш брак».

Многие ошибочно полагают, что венчание может уберечь пару от будущих проблем в семейной жизни. Это, конечно, не так. Если супруги не хотят жить по заповедям Божьим, то ничто не поможет.

— Согласно православному вероучению, изначально Господь указал на одну единственную причину, которая может стать поводом для расторжения церковного брака — прелюбодеяние. Однако в 1918 году Русской Православной Церковью были перечислены уже несколько мотивов для церковного разрешения для повторного вступления в брак, среди которых отвлечение одного из супругов от православной веры, некоторые заболевания, осуждение. Этот список был пересмотрен и шестнадцать лет назад дополнен новыми пунктами. Почему это стало возможным?

— Да, раньше было меньше официальных мотивов для повторного вступления в брак. Но и жизнь была другая. И то, как относится Церковь к повторному браку сейчас — очень большое снисхождение к немощи человеческой. Почему Церковь делает это снисхождение? Большинство людей приходит к сознательной вере, к церковной жизни, совершив немало ошибок, в том числе и в семейной жизни. Люди оторваны не только от духовных корней, но и от нормальных, правильных семейных традиций. Вспомните деревенскую общину. Детей в семье было столько, сколько давал Бог. Никто и ничто не препятствовало этому. Контрацепции как таковой не существовало, а аборт считался вообще форс–мажорной ситуацией. В семейных отношениях все было гораздо чище.

Времена изменились. Появились ситуации и болезни, о которых раньше просто не знали. И Церковь идет навстречу человеку. Сегодня, в частности, одним из оснований для повторного венчания является нежелание бывшего супруга (супруги) иметь детей. Все правильно. Такой брак не является истинно христианским. Также в числе оснований — серьезная болезнь супруга. Однако нужно понимать, что согласно христианским канонам, все же, если кто–то из супругов заболел, оба должны нести этот крест вместе до конца. А не бежать за разводом.

Чтобы получить разрешение на повторный брак, необходимо указывать истинную причину для этого. Церковный суд рассматривает такое прошение и выносит свое суждение: можно повторно венчаться или нет.

— А суд может не разрешить повторное венчание?

— Может, и тогда повторно венчаться нельзя. Это большой грех — идти наперекор запрету. Но, поймите, контроля за людьми нет. Ведь кто–то может прийти в церковь и утаить о прошлом. Но человек все равно будет отвечать за свои поступки перед Богом. И в случае повторного венчания наперекор разрешению Церковного суда истинного благословления он не получит.

— Сколько раз можно развенчиваться?

— Нет такого понятия «развенчание», есть чин второбрачия. Причем обряд венчания, когда он проводится не в первый раз, осуществляется по–другому. В первом венчании царит одна великая радость, произносятся прославления Богу за то, что Господь дал такую любовь. Если обряд проводится второй раз — большую часть обряда венчания составляют покаянные молитвы пред Богом, за то, что первый брак, на который просили благословления, был разрушен. Кроме того, на так называемых «второбрачных» раньше не возлагали венцов, в современном же чине венцы есть. Но если хотя бы один из супругов вступает в первый брак, то их венчают по чину для новобрачных.

— А третий церковный брак возможен?

— Третий брак дозволяется Церковью как очень большое снисхождение, а четвертый и последующие браки уже не признаются (50–е правило святителя Василия Великого «Томос единения»).

— Может ли быть основанием для расставания ситуация, когда супруги, как сейчас часто говорят, «не сошлись характерами»?

— Конечно, нет. Чтобы по–настоящему строить семью, нужно идти навстречу друг другу и подчас убивать собственные желания. Вырастить любовь можно только через преодоления, испытания. «Не сошлись характерами» означает, что супруги не захотели идти навстречу друг другу. Церковь говорит: брак — это великий подвиг, более того, добровольное мученичество.

Но, как правило, «развенчаться» или разводиться приходят, когда брака и семьи как таковой уже нет. И священник вынужден признать это как факт. Запретить людям разводиться и в ультимативной форме сказать: вернись к ней (или к нему), тоже неправильно — насильно мил не будешь. Проблему стоит обсудить со священником, чтобы попытаться исправить ситуацию, призвать человека к раскаянию и не повторению своих ошибок, тем самым заставить его задуматься.

— Может, запретить венчаться в слишком юном возрасте?

— Дело не в возрасте и не в стаже супружеской жизни. Бывает, что в шестьдесят лет люди остаются детьми по отношению к жизни. А бывает, в восемнадцать мудры и нацелены на то, чтобы до конца быть вместе. Единственное, к чему церковь призывает — не венчать случайных людей, а только тех, кого священники знают исключительно как добропорядочных христиан. Ведь многие люди по крещению, формально — христиане, а на самом деле — нет.

— Отец Георгий, как церковь и лично вы относитесь к так называемым «гражданским» бракам, которых сегодня становится все больше?

— Отрицательно. Такой союз — это безответственные отношения между людьми. На юридическом языке он называется сожительством. «Гражданский брак» — выражение совершенно ложное. Настоящим же гражданским браком можно назвать только брак, зарегистрированный в ЗАГСе.

Люди говорят: «Зачем жениться официально? Штамп в паспорте ничего не значит». Но в этом же утверждении есть и скрытый смысл — а если так, в чем проблема его поставить? Следовательно, существует какое–то препятствие. И получается, люди не готовы брать друг за друга определенную ответственность. Церковь однозначно трактует такое сожительство как блуд. Это считается грехом, за который согрешившие будут нести наказание. Однако детей, родившихся в таких союзах, крестят, и у Церкви к ним такое же отношение, как и к тем, кто родился в законном браке. Господь детей за родителей не карает.

— Все больше молодых людей начинают «пробовать» жить вместе до вступления в брак. Это допустимо?

— Жениху и невесте время ухаживания дается для того, чтобы они вместе прошли школу отношений, без примеси страсти, буйства гормонов и вседозволенности. И могли получше разглядели друг друга не как половые партнеры, а с чистой, дружеской, человеческой стороны — увидели в человеке напротив прежде всего личность, друга, будущего супруга, а не сексуальный объект. Дабы потом, уже после создания семьи, их не постигло разочарование и осознание того, что это была не любовь, а сильнейшее сексуальное влечение, которое, как известно, очень быстро проходит.

— Но ведь бывает, что и любовь проходит?

— У апостола Павла сказано: настоящая любовь никогда не прекращается. То есть, если слова любви говорились не одному человеку, значит, что кому–то и когда–то ты врал. Любовь, по апостолу Павлу, должна быть всегда. Если люди говорят, что любовь прошла, это означает только одно — они по–настоящему никогда не любили.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/149/04