Алексей Островский: «Есть стопроцентная уверенность в готовности всех образовательных учреждений к учебному году»
Максим Кузьмин
Власть
Очередная программа «Лицом к области», выходящая на телеканале «ГТРК–Смоленск», планировалась к эфиру накануне Дня знаний. Поэтому вполне естественно, что главные ее акценты были предопределены — это летняя оздоровительная кампания и подготовка школ к 1 сентября.
Ежегодно на организацию летнего детского отдыха из областного бюджета выделяется больше четверти миллиарда рублей, это позволяет оздоравливать более 13 тысяч смоленских школьников — как в здравницах и загородных лагерях Смоленщины, так и за ее пределами. А, например, в лагерях дневного пребывания за счет средств регионального бюджета до конца этого года отдохнут почти 11 тысяч ребят.
Что касается подготовки школ, в 2016–2017 учебном году на территории региона будут работать 702 образовательные организации. А в первый класс пойдут более 10 тысяч юных смолян.
Об этом и многом другом мы беседуем с губернатором Смоленской области Алексеем Островским.
— Алексей Владимирович, сегодня наша программа посвящена, в основном, подготовке школ Смоленской области к новому учебному году, который начнется уже буквально через несколько дней. Но, поскольку мы с вами беседуем сегодня на площадке областных сборов творческой молодежи «Сокол–2016» на базе туристического комплекса «Соколья гора», я позволю себе начать с очень важного, на мой взгляд, этапа подготовки к любому серьезному делу, а именно с отдыха. Скажите, по вашей оценке, насколько удался нынешний летний сезон, нынешняя летняя оздоровительная детская кампания в Смоленской области с точки зрения, прежде всего, доступности и качества?
— Все последние годы мы направляем из областного бюджета очень внушительные деньги на то, чтобы наши смоленское дети отдыхали хорошо. Буквально в этом году на оздоровление детей из регионального бюджета выделено 258 миллионов рублей. За эти деньги мы обеспечили отдых более 13 тысяч детей. Все они отдыхают в большинстве своем на территории нашего замечательного региона. В Смоленской области открыто 15 учреждений, которые ежегодно и летом и зимой, но, конечно, в большей степени летом (поскольку летний отдых наиболее востребован) принимают детей.
Общий объем средств, который расходуется на летний оздоровительный отдых, составляет 355 миллионов рублей, при этом почти 260 миллионов — это деньги регионального бюджета, то есть мы стараемся направлять каждый год как можно больше средств на детский отдых. Отмечу также, что в соответствии с областным законом дети–сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также одаренные ребята и юные спортсмены оздоравливаются совершенно бесплатно.
Кроме того, родители детей, нуждающихся в оздоровлении по медицинским показаниям, доплачивают 10 процентов от стоимости путевки в оздоровительное учреждение в летний период: 1,6 тысячи рублей — в загородный лагерь или 2 тысячи рублей — в санаторий.
Кстати, для родителей, самостоятельно приобретающих путевки в загородные оздоровительные лагеря (причем, любого субъекта Российской Федерации), предусмотрена возможность возмещения части затрат их стоимости из средств областного и муниципального бюджетов.
Так, родители, работающие в бюджетных организациях, а также неработающие пенсионеры, инвалиды и граждане, состоящие на учете в службе занятости, имеют право на возмещение части затрат за приобретенные путевки в размере 11 тысяч рублей. Родителям, занятых в организациях иных форм собственности, возмещается 6 тысяч рублей. Здесь самое главное — своевременно предоставить заявку на отдых ребенка.
— Насколько я знаю, некоторые наши ребята отдыхали в этом году и на морском побережье, в том числе, и в Крыму. Понятно, что точно не все желающие смогли туда поехать. В этой связи меня интересует вопрос: а как проводится конкурсный отбор, на каком основании отбирают этих детей?
— Ровно так же — по заявкам. Кто в первую очередь эти заявки подает, тот и получает право на отдых в Крыму, и не только в Крыму. В этом году у нас 750 детей оздоравливались на Азовском побережье, в Крыму отдохнули 200 смоленских ребят. И вот буквально недавно мы дополнительно получили 6 миллионов рублей от правительства России, и в ближайшее время еще 140 ребят, находящихся в трудной жизненной ситуации, смогут поехать в Крым отдохнуть. К сожалению, вы правильно говорите, что количество мест ограничено, и здесь порядок первоочередности наиболее важен и востребован с точки зрения своевременной подачи соответствующей заявки.
— Не так давно на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав под председательством вице–премьера российского правительства Ольги Голодец были отмечены единые стандарты безопасности оздоровления детей, которые применяются в Смоленской области. Это какое–то наше ноу–хау? В чем оно заключается?
— Действительно, это так. Еще в 2014 году администрация региона по моему поручению подготовила и ввела единый стандарт безопасности отдыха и оздоровления детей в стационарных оздоровительных учреждениях.
А с 2015 года внедрен еще и единый стандарт безопасности детей в лагерях дневного пребывания. Стандарты направлены на обеспечение эффективного, качественного и, самое главное, безопасного отдыха и оздоровления смоленских школьников.
Кстати, по моему поручению в период с 21 по 24 июня дополнительно проводилась внеплановая проверка всех действующих в регионе организаций отдыха детей с участием представителей региональных органов власти, Рос-
потребнадзора, Роструда, МЧС и УМВД. Нарушений, которые могли бы стать причиной для приостановки деятельности детских оздоровительных учреждений, не выявлено. Это хорошая работа коллективов, руководителей этих учреждений во взаимодействии с администрацией, способствующая тому, что все нормы стандарта безопасности в них соблюдаются.
— Ну а теперь, если позволите, давайте перейдем непосредственно к школе. Учитывая, что 1 сентября вот–вот настанет, скажите, есть ли сейчас уверенность, что все школы Смоленской области смогут принять своих учеников именно 1 сентября?
— У администрации региона есть стопроцентная уверенность в готовности всех образовательных учреждений. На территории области работают 383 школы, 255 детских садика, 64 образовательных учреждения дополнительного образования. С начала августа проводилась проверка их готовности к началу учебного года, а в дошкольных учреждениях — к началу приема детей. Очень радует, что 25 августа все эти процедуры — приемка, проверка — были завершены, и сто процентов учреждений готовы открыть свои двери с учетом соблюдения всех норм безопасности для комфортного пребывания и учебы ребенка в школе или детском садике.
— А какие, на ваш взгляд, из всех существующих школьных проблем являются наиболее острыми: материально–техническое обеспечение, педагогические кадры или, например, малокомплектные школы в сельской местности?
— Все это в комплексе является очень важным для того, чтобы ребенок получил качественное образование, вырос достойным гражданином своей страны. Нельзя сказать, что если есть хороший, толковый учитель, который искренне хочет помочь ребенку в становлении его личности, в получении знаний, но нет соответствующей материально–технической базы, тогда все получится. Исключено. И ровно наоборот. Может быть шикарная школа, хорошие классы, современная материально–техническая база, но учитель имеет низкую квалификацию или просто поверхностно относится к своим обязанностям — тогда тоже не получится ничего хорошего из такого учебного процесса. И классы должны быть, конечно, по 10–15 человек и более. Все это в комплексе как раз и является образцом той школы, куда родители будут хотеть отдать своего ребенка, а дети — с удовольствием там учиться.
— Скажите, а как наши ребята, наши выпускники выглядели по результатам ЕГЭ, которые сдавали этим летом, на фоне ребят из других регионов?
— Вы знаете, у Смоленской области очень хорошие показатели. В этом году ЕГЭ сдавали по пятнадцати предметам, это на два предмета больше в сравнении с минувшим годом. Также у нас зафиксированы единичные случаи удаления детей из класса, в этом году — всего два случая. Причина — наличие у ребенка сотового телефона. В прошлом году таких детей было четверо.
— А, кстати, что говорят в правительстве — не собираются ЕГЭ отменять? У нас новый министр образования, с которой связывают определенные надежды. Что–то слышно?
— Что в правительстве думают по этому поводу, нужно спросить у правительства. Запишитесь на пресс–конференцию председателя правительства, нового министра образования и задайте им эти вопросы. В обществе отношение к ЕГЭ неоднозначное: есть те, кто выступают за ЕГЭ, в то же время есть значительное количество россиян, и смолян в том числе, которые выступают против единого госэкзамена. У меня есть тоже свое мнение по данному вопросу, но я действую в рамках тех федеральных решений, которые существуют на сегодняшний день. Будут ли они меняться — покажет время. Любой процесс, любое федеральное решение априори является несовершенным, потому что всегда есть те, кто им недоволен. Важно понимать, что хочет большинство, и правительство должно, безусловно, оценивать мнение этого большинства, его позицию, и, исходя из этой позиции, принимать те или иные федеральные решения.
— Тогда, Алексей Владимирович, в заключение задам вопрос, на который, кроме вас, точно никто не сможет ответить. А учебными успехами ваших дочерей–школьниц вы довольны, как отец?
— Очень доволен, хоть это и нескромно будет звучать. Моя средняя дочь Анастасия окончила третий класс на «отлично», без единой четверки. И этому есть объяснение: каждый раз, когда мы с женой, со старшей и младшей дочерью хотим куда–то пойти погулять и ее зовем, она говорит: «Нет, у меня на воскресенье очень много заданий, мне надо учиться». Это хорошие качества, я их очень ценю в дочери. И старшая дочь тоже учится хорошо, я рад, что она уже близка к тому, чтобы, переходя в старшую школу, выбрать профессию своей жизни.
Я, кстати, желаю всем детям, которые идут в старшие классы, и их родителям к моменту перехода ребенка из средней в старшую школу уже определиться, с какой профессией ребенок хочет связать свою жизнь в будущем, потому что именно старшие классы — десятый и одиннадцатый — нужно посвящать подготовке к поступлению в высшее учебное заведение.