#6 (118)
6 апреля 2015

Алексей Островский: «То, что мы в лидерах — это неоспоримый факт»

Максим Кузьмин

Власть

Помните: «Книгу переворошив, намотай себе на ус — все работы хороши, выбирай на вкус»? Если вы учились в советской школе, то, конечно же, помните. Но, что удивительно, гениальные строчки гениального Маяковского сегодня как никогда востребованы. Ну, например: «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат». А между тем, дефицит квалифицированных кадров именно на производстве становится сегодня отличительной характеристикой российской (и смоленской) экономики.

Тема образования стала главной в очередной программе ГТРК Смоленск «Лицом к области»: вместе с губернатором Смоленской области Алексеем Островским мы беседуем о наиболее востребованных смоленской экономикой профессиях, уровне подготовки выпускников организаций СПО и его соответствии требованиям современного производства.

— Алексей Владимирович, тема образования сегодня обсуждается на самом высоком государственном уровне. В чем, на ваш взгляд, основная причина такого пристального внимания? И какими смоленскими ноу–хау вы поделились на заседании правительства Российской Федерации в ходе рассмотрения комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования?

— Повышенное внимание руководства страны — президента, правительства, регионов к теме профессионального образования, на мой взгляд, понятно и объяснимо. Дело в том, что в 1990–е годы, да и в начале 2000–х, государство фактически перестало заниматься вопросами подготовки специалистов в сфере профессионального образования и произошел очень серьезный провал.

Настал тот момент, когда государство в лице правительства, профильных министров увидело, что в тех сферах, за которые они отвечают, которые курируют, отсутствует кадровый потенциал. Просто некого пригласить на работу на предприятия. И получается, что некому стоять у станка, решать иные технические задачи.

В этом смысле Смоленская область не являлась и не является исключением в Российской Федерации. В 90–е годы, в начале этого века фактически власти не обращали внимания на данную проблему. У нас каждый второй на протяжении почти 20 лет с распада Советского Союза шел учиться или на юриста, или на экономиста. Потом оказалось, что с дипломом юриста, экономиста просто некуда пойти работать. И люди с дипломами юристов, экономистов пошли в итоге работать парикмахерами, поварами или в иные профессии, которые очень нужны, востребованы, но которым государство не уделяло внимания.

Администрация Смоленской области буквально за последние три года работы совершила большой прорыв в этом направлении. И именно поэтому на заседание правительства с докладом о проделанной работе по развитию профессионального образования была приглашена наша Смоленская область. И я, как ее руководитель, доложил председателю правительства, доложил всему правительству, что сделано нами за последние годы. И у нас действительно есть очень и очень серьезные успехи. Мы кардинально поменяли многие подходы по этому направлению, благодаря чему у нас прием на технические специальности только за последние два с лишним года вырос с 40% до 71%. Это значительная положительная динамика. Количество трудоустроенных по техническим специальностям у нас в этом году составляет уже 61%, а в среднем по Федерации — 59%.

Что касается второй части вашего вопроса, Максим Николаевич, — ноу–хау. У нас действительно есть, чем похвалиться. Я об этом докладывал Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Мы создали летний лагерь технической молодежи «Архитектура таланта». Там молодые люди, девушки могут наиболее близко познакомиться с теми возможностями, которые есть в регионе, в большем объеме показать себя. И вот смычка между учебными учреждениями и работодателями наиболее эффективно работает именно у нас на Смоленщине. Конечно, совершенно еще не так, как хотелось бы нам, администрации региона, как хотелось бы смолянам, учащимся и их родителям. Но то, что мы в лидерах — это неоспоримый факт и нам есть в этом смысле, чем гордиться.

— Но, несмотря на все эти позитивные изменения, которые происходят в этой сфере у нас в регионе, все–таки количество поступающих в средне–специальные учебные заведения в Смоленской области пока год от года снижается (по официальной статистике на 16 процентов ежегодно). Есть основания рассчитывать, что эта тенденция изменится в обозримом будущем?

— Вы абсолютно правы. И я не буду лукавить, не буду скрывать, действительно, последние годы идет снижение количества молодых людей, девушек, идущих в средне–профессиональное образование, получающих технические специальности. Но в этом виновата исключительно та «яма» в демографическом разрезе, которая была на Смоленщине. Что мы видим на перспективу? Мы уверенно можем говорить, что в ближайшие три–пять–семь лет будет абсолютно иная динамика, будет прирост по каждому последующему году тех, кто идет на эти профессии. Просто такова статистика демографии. Мы «вылезаем» постепенно из этой демографической ямы, у нас прирост рождаемости малышей уже на 2,8% выше, чем по прошлому году.

— Много говорится о повышении престижа рабочих профессий, но все же существенно больше ребят идут поступать в вузы, нежели в средне–специальные учебные заведения. Может быть, пришло уже время сократить некоторое количество вузов, которые обучают не понятно чему?

— Вы знаете, тут ваш вопрос можно разделить на две составляющие. Первое: как сделать так, чтобы в семьи пришло понимание, что среднее профессиональное образование может быть приоритетнее высшего.

Родители должны четко понимать, что с «высшим» дипломом по той или иной специальности ребенок может не найти себя в регионе. Он будет вынужден или идти работать не по специальности, или с этим дипломом покинет домашний очаг и уедет в иные регионы Российской Федерации. И вот эти обстоятельства должны, мне кажется, подталкивать семьи к тому, чтобы дети с помощью родителей изначально понимали, куда им идти после школы. И государство, безусловно, должно оказывать соответствующую информационную, пропагандистскую поддержку. Это первое.

Второе, что касается количества вузов и необходимости их сокращать. Это все живой организм, и искусственно ничего расширять или сокращать не нужно. Я думаю, что это путь неправильный. Другой вопрос, в том что нужно внимательно посмотреть, а что за высшие учебные заведения предоставляют услуги молодежи и предоставляют ли они их вообще. Или где–то в подвалах, на коленке, на тумбочке выписываются левые, ничем не подтвержденные дипломы, с которыми тот или иной молодой человек или девушка никогда не найдут себе работу.

Прошлогодний мониторинг со стороны министерства образования и науки, федерального агентства «Рособрнадзор» показал, что определенное количество высших учебных заведений в Смоленской области не соответствует элементарным требованиям, на основании которых они получали лицензии. И некоторые из них в ближайшее время будут закрыты. Это полномочия Российской Федерации, не полномочия субъекта, но мы приветствуем такую работу и стараемся максимально оказывать в этом содействие.

— Мы с вами беседуем сегодня на территории одной из современных учебных лабораторий — Смоленской академии профессионального образования. Так теперь называется промышленно–экономический колледж, больше известный смолянам под таким названием. И буквально только что вы общались с лидерами студенческих движений именно среднего специального образования. Каково ваше впечатление — сами эти, безусловно, активные, талантливые ребята как оценивают свои перспективы реализации в избранной ими профессии в Смоленске?

— Вы знаете, тут надо четко разделить вопрос на две составляющие: как в целом смоленская молодежь оценивает свои перспективы, и как оценивают свои перспективы те, с кем только что я встречался. Вы справедливо отметили, что это лидеры молодежного движения. У тех, с кем я встречался, в силу личностных качеств, характеристик, здоровых амбиций, точно есть понимание, куда им нужно идти, что они в жизни хотят и что их в жизни ждет.

А у значительной части смоленской молодежи, к сожалению, иная тенденция. Подавляющее большинство молодых людей, которые учатся уже в 11 классе, просто не знают, чего они хотят в жизни. Им в этом не помогла школа, им в этом не помог родительский дом, и власти, видимо, тоже не в полном объеме разъяснили те или иные вещи. Поэтому как раз я и говорил лидерам молодежного движения, что, являясь лидерами не только по названию, но и по факту, они должны свой личный опыт тиражировать и распространять в молодежной среде, чтобы молодежь равнялась на них.

— Ждут ли выпускников смоленских средне–специальных учебных заведений на смоленских предприятиях? И какие профессии наиболее востребованы на сегодняшний день?

— Ждут. И с каждым годом все больше и больше. Нашей администрации, как мне кажется, не в полном объеме, но удается образовать смычку между учебными учреждениями, обучающимися в них молодыми людьми и девушками и работодателями.

Мы заключили соглашение с Научно–промышленным союзом, мы заключили непосредственные соглашения с конкретными заводами, предприятиями на территории региона. Мы сейчас стараемся делать так, и это получается, чтобы то или иное предприятие подбирало бы себе уже будущих работников в период обучения молодежи.

Мы хотим вернуться к так называемому целевому набору. Мы создаем условия для того, чтобы молодые люди, девушки, получая услуги образования, практический опыт могли сразу получать на тех предприятиях, где им предстоит работать. Но то, что это еще делается не в том объеме, как хотелось бы и как это нужно — это точно. Есть к чему стремиться, есть чем заниматься.

— И вот еще один вопрос, который, наверное, интересует больше всего тех, кто сейчас оканчивает школы, собирается идти поступать куда–то дальше, их родителей. Через три–пять лет какие специальности, какие профессии будут востребованы на Смоленщине? Есть ли такие прогнозы в распоряжении администрации области, и можете ли вы ими поделиться с нашими телезрителями?

— С удовольствием поделюсь. Мы действительно мониторим эту ситуацию. Это наша прямая обязанность и зона нашей ответственности. В первую очередь, это машиностроение — самая востребованная сфера для которой будут нужны специалисты. Это химическая промышленность, изготовление продуктов питания — очень востребованные для Смоленщины сферы деятельности и сферы экономики. Это деревообработка — одно из ключевых направлений в экономике региона, которая имеет очень большую потребность в кадрах. Это строительная сфера. В последние годы возвращается тенденция, когда количество профессиональных, высококачественных рабочих рук в этой сфере возрастает.

Это ключевые направления, они стоят в топе профессий, которые востребованы. Но есть и много других профессий, которые тоже будут востребованы в ближайшие годы, например, в сельском хозяйстве.

— Спасибо, Алексей Владимирович, за это интервью. Я надеюсь, что те, у кого сейчас «растут» года, сделают правильный выбор, раздумывая над тем, чем им дальше заниматься.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/118/04