Тайны Одигитрии Смоленской
Светлана Савенок
Главная тема
«Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь»
Чудотворная икона Одигитрия Смоленская — одна из главных святынь не только нашего древнего города, но и России–матушки. Вместе с тем, история этой святыни и по сей день остается загадкой неразгаданной и снова и снова заставляет искать ответы на вопросы в событиях давно минувших дней...
И прославилась множеством чудес
По преданию, икона была написана евангелистом Лукой, и когда первописаный образ с другими иконами представили Божией Матери, она произнесла: «Благодать Родившегося от меня да будет с сими иконами».
Смоленская икона называется Одигитрией (Путеводительницей). Откуда это название?
По одной из версий эта икона потому так называется, что Пресвятая Владычица, явившись двум слепцам в Константинополе, указала им путь в храм, где они, помолившись пред Ее иконою, получили исцеление. По другой — потому, что икона сопутствовала греческим царям в их походах против врагов.
Позже греческий император Константин IХ Мономах, выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. Дальнейший путь этой святыни тесно связан не только с городом, давшим ей свое имя, но и с судьбой всей России. Из многочисленных чудес, совершавшихся от этой иконы, для нас, смолян, особенно замечательным и памятным является спасение Смоленска от нашествия Орды.
Согласно летописи, когда несметные полчища врагов подошли к Смоленску, все жители города собрались в Успенском храме у чудотворной иконы Одигитрии и стали молиться. А ночью, накануне сражения, оставшись в храме один, воин Меркурий пал на колени перед образом Богородицы и услышал голос ее:
«Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Ордынский властитель со всею своею ратью и исполином хочет тайно в нынешнюю ночь напасть на град Мой и опустошить его; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его врагам. Иди на встречу врага тайно от народа, святителя и князя, не знающих о нападении, и силой Христа Бога победишь исполина. Я Сама буду с тобою, помогая тебе. Но вместе с победою ожидает тебя там венец мученический, который и примешь от Христа».
Летописные документы свидетельствуют о чуде: благодаря Меркурию Смоленск стал едва ли не единственным городом, который смог отбить ордынское нашествие. Сам Меркурий сложил голову в сражении — «принял венец мученический от Христа» и был причислен к лику святых…
Защитница
Из летописных событий сформировалось такое предание: пока икона в городе, Смоленск остается неприступным. Но стоит ей покинуть город, как на него обрушиваются полчища врагов… В 1398–м (по другим данным — в 1404–м) году Одигитрия была перевезена в Москву и поставлена в Благовещенском кремлевском соборе. С этого времени Смоленск почти ежегодно испытывал разнообразные бедствия: пожары, неурожаи, болезни. В это же время Смоленск оказывается под властью Великого Княжества Литовского.
И в 1456 году смоляне отправились в Москву просить князя Василия Темного о возвращении иконы Смоленской Божией Матери. Князь удовлетворил просьбу. Счастливые смоляне несли чудотворный образ на руках до самого города. И сошла на город благодать.
Освобождение Смоленска от литовского владычества в 1514–м году также связывают с возвращением святыни в город.
Затем последовал опять «темный» период. Во время осады Смоленска польским королем Сигизмундом III в начале XVII века икона была отправлена в Москву, затем в Ярославль, где и находилась. А окончательное освобождение Смоленска от поляков случилось в 1654–м году только после возвращения Одигитрии.
Да водворится она на прежнем месте и прославляется в ней Русский Бог
Впрочем, чудотворная икона Одигитрия Смоленская не раз защищала не только Смоленск, но и Россию. В 1812 году во время нашествия Наполеона, когда наши войска оставляли Смоленск (в ночь на 6 августа 1812 года), по приказу генерала Ермолова два офицера с командой вынесли икону из горящего города и доставили за Днепр на Покровскую гору. А затем по Старой Смоленской дороге Одигитрия вместе с отступающими русскими войсками дошла до Бородинского поля. Накануне сражения ее торжественно проносили по всем войскам, служили молебны. В последующие месяцы икона сопровождала русские войска постоянно. После Краснинского сражения в ноябре 1812 года, когда французские войска были окончательно разбиты, Одигитрию по распоряжению фельдмаршала Кутузова вернули в Смоленск.
Генерал Коновницын, провожая икону в Смоленск, писал к старшему в городе духовному лицу:
«Войска с благоговением зрели посреди себя образ сей и почитали его благоприятным залогом Всевышнего милосердия. Ныне же, когда Всемогущей Господь благословил российское оружие, и с покорением врага город Смоленск очищен, я, по воле главнокомандующего всеми армиями князя Михаила Илларионовича Кутузова, препровождаю святую икону Смоленской Богоматери обратно, да водворится она на прежнем месте и прославляется в ней Русский Бог, чудесно карающий кичливого врага, нарушающего спокойствие народов».
В дни празднования столетия победы над Наполеоном икона Смоленской Божией Матери вновь проделала путь по Старой Смоленской дороге на Бородинское поле. Это был крестный ход через восемьдесят шесть сел и деревень, через три города. После торжеств икона тем же путем вернулась в Смоленск и заняла свое место в Богородицком надвратном храме.
И, судя по архивным документам, с тех пор икона не покидала Смоленск.
Две Одигитрии
В 1943 году в Успенском соборе перед Смоленской иконой Божией Матери молился и легендарный маршал Жуков. И тогда, в 43–м, многие даже не догадывались, что перед ними — вовсе не сакральный древний образ, а его список — Одигитрия Надвратная.
Источники указывают, что в 1602–м году (по другим данным — в 1535–м) с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром: «Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и многие лета благоговейно хранили наши предки эти иконы–сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину».
Фото с сайта etoretro.ru
(источник утверждает, что фото Одигитрии было сделано до 1941 года. Возможно, это и есть оригинал чудотворной иконы)
Известно также, что «иконы–сестры» имели разные размеры: оригинал — 80 на 60 см, список — 2,5 на 1,5 метра.
После войны историю существования двух чудотворных икон — оригинала и списка — постарались если не стереть из памяти, то превратить в легенду. Есть Одигитрия Смоленская в Успенском соборе, и хорошо, зачем будоражить народ исчезновением оригинала, написанного самим евангелистом Лукой? Ни к чему…
Не удивительно, что даже сейчас далеко не все смоляне знают о том, что чудотворных икон было две. Советская пропаганда свое дело знала прекрасно, поэтому воспоминания об оригинале «приглушила» без труда. А на тех, кто задавался вопросом, куда же делась Одигитрия, написанная самим евангелистом Лукой, смотрели как на чудаков.
Тем не менее, архивные источники свидетельствуют — да, иконы было две: «В 1666 году Смоленский Архиепископ Варсонофий по указу государя возил в Москву для поновления две Смоленские иконы Одигитрии. Одна из этих икон стоит в Смоленском Успенском соборе, а другая, написанная в 1535 году, в церкви над Днепровскими воротами».
Именно эта — Одигитрия Надвратная — и вернулась недавно в Смоленск после реставрации. Именно эта — Надвратная — икона проделала путь по Старой Смоленской дороге до Бородино.
Хотя… некоторые источники утверждают, что после победы над Наполеоном «икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск». Это последнее упоминание о двух Одигитриях, которое нам удалось найти.
И вот одна осталась
Каталоги утверждают, что до 1941–го года древний чудотворный образ Смоленской Богоматери находился в Смоленском Успенском кафедральном соборе. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».
Как–то незаметно случилось, но с некоторого времени во всех архивных документах, которые стали доступными, речь идет лишь об одной Одигитрии Смоленской — Надвратной. Оригинал пытаются «вычислить», но лишь энтузиасты, да и поиск носит характер клубной самодеятельности. Озвучиваются версии, но никаких документальных подтверждений они не имеют. Вернее, архивная история есть, но указывает она опять–таки — на ОДНУ икону.
К примеру, одна из самых популярных версий исчезновения той самой Одигитрии, которую перенес в Смоленск Владимир Мономах, такова: во время войны ее вместе с другими ценностями вывезли нацисты в Германию. Действительно, во время Великой Отечественной войны Смоленск два года (с 1941–го по 1943–й) находился в оккупации. Гитлеровцы чувствовали себя здесь полными хозяевами. И практически сразу сюда прибыла бригада Альфреда Розенберга, которая занималась «изъятием» и вывозом культурных ценностей из оккупированных территорий в Германию. В Успенском Соборе в то время размещался антирелигиозный музей, который был закрыт 10 ноября 1941 года.
В Своей книге «Святыни и подвижники Смоленские» Владимир Аникеев приводит текст донесения немецкому верховному командованию группы армий «Центр» (от 1 августа 1941–го года) «О сохранении церковных ценностей Смоленского собора»:
«Успенский собор в Смоленске не сильно пострадал под обстрелом последних дней, выбиты только оконные стекла, осколки которых лежат внутри собора...» Дальше перечисляется: «десятиметровый, во всю ширину церкви иконостас», «плащаница ручной работы, датированная 1561 г., изображающая погребение Христа» и «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная икона Благовещения», которая «находится на изначальном месте и не повреждена. Она являлась, очевидно, бывшей святыней церкви, так как была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих. Говорят, что в 1812 году икону несли впереди воюющих русских отрядов».
«Очень древняя», но, заметим, — здесь упоминается только одна икона.
Экспонаты музея упаковываются и увозятся в Германию. Тем не менее, никаких документальных доказательств того, что какая–либо из двух чудотворных икон была вывезена из Смоленска в Германию в числе иных ценностей, не существует. Во всяком случае, в архивах Розенберга (в описи ценностей, готовых к отправке в Германию) Одигитрия не фигурировала.
То, что икона не была вывезена фашистами и не «пострадала от войны» (как нас уверял каталог древней русской живописи 1963 года), подтверждает и рапорт настоятеля Успенского собора священника Тимофея Глебова от 30 апреля 1945 года (рапорт хранится в архиве Смоленской области). В рапорте уполномоченному по делам РПЦ Смоленской области Митину Глебов сообщает, что во время уличных боев в Смоленске он неотлучно находился в Успенском соборе и защищал его от посягательств мародеров, которые пытались ограбить храм. И вот цитата: «С Божией помощью удалось сохранить икону Божией Матери «Одигитрию».
О второй иконе опять — ни слова.
Таким образом, можно предположить, что оригинал Одигитрии исчез еще до оккупации Смоленска.
Есть версия, что древнюю икону могли спрятать верующие от большевиков, которые во времена гонений на РПЦ изымали церковные ценности в 1922 году не менее беззастенчиво, чем нацисты. Если успели. Если нет, скорее всего, древняя смоленская реликвия была продана большевиками на запад и теперь находится в одной из частных коллекций.
Но нам в это, конечно же, не хочется верить. Иеромонах Серафим (Амельченков):
«Скорее всего, она была спрятана верующими. Поскольку нет никаких исторических, архивных документов или даже устных свидетельств того, что эта икона была вывезена из Смоленска. Соответственно, икона находится где–то в городе. Где, мы не знаем. Но надеемся, что со временем это место станет известно. Я глубоко убежден, что чудотворная икона Смоленской матери «Одигитрия» — оригинальная икона, написанная евангелистом Лукой, обязательно будет найдена».
Наша версия
В апреле 2004 года в Смоленске произошло знаковое событие.
Икона Смоленской Божией Матери Одигитрии, написанная в 1797 году, была выкуплена у частного владельца и передана Смоленскому музею–заповеднику. Икона около двухсот лет была семейной реликвией здесь же, на Смоленской земле. Трудные обстоятельства заставили хозяев сдать ее на оценочную экспертизу в музей для дальнейшей продажи…
Можно ли предположить, что и оригинал так же около двухсот лет «является семейной реликвией»? Вполне. Но в этом случае мы ее вряд ли вообще когда–нибудь увидим, ибо святыня бесценна.
А если предположить, что первописанную Одигитрию укрыли «до лучших времен» сами священнослужители, когда увидели, какие гонения идут на церковь? И место нахождения ее и сейчас известно, но только очень узкому кругу посвященных. В пользу этой версии говорит тот факт, что ни один из служителей смоленского Успенского собора не забил в колокола, когда вместо двух святынь, в храме осталась одна. А незамеченным этот факт остаться, конечно же, не мог. Но ни документальных, ни устных свидетельств на сей счет просто нет…
Ну а нам достаточно верить, что святыня спрятана здесь, в Смоленске, ибо «пока икона в городе, Смоленск остается неприступным».
«Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»