#19 (109)
3 ноября 2014

Вести с разных полей

Анна Резник

Знаки с пробелами

Смоленские предприятия, каталонские земли, испанский сапог и провинция Лурестан Исламской Республики Иран

На расстоянии несколько тысяч километров друг от друга напряженно работали две делегации. Первую возглавлял губернатор Смоленской области Алексей Островский. На пути следования находились районы области, заводы области и проблемы области.

Вторую делегацию вел за собой профессор барселонского университета Помпеу Фабра Джозеп Бертран. За Дзожепом тянулась цепь стажеров из разных регионов России. Им следовало изучить опыт производства на предприятиях Барселоны. Я попала в состав делегации номер два, той, которую водил за собой профессор Джозеп. Мы, участники президентской программы подготовки кадров, защитили в России свои проекты и приехали в Барселону изучать опыт людей, которые уже реализовали нечто подобное. Мы были полны надежд на получение миллионных контрактов и шлифовали свой ломаный английский. Впереди была гора Монсеррат, на которую мы забрались, чтобы укрепить наш коллективный дух, множество производств, незагрязняющих окружающую среду, и футбольный матч «Барселона» — «Аякс».

В это самое время на моей родине работала делегация номер один, во главе которой губернатор Островский осмотрел ряд областных производств, провел успешные переговоры с представителями исламского государства и официально объявил наличие природного газа в нескольких селах Смоленщины.

Как уже известно, участники обеих делегаций успешно вернулись назад и продолжают свою текущую работу. И сейчас уже, глядя на их лица, трудно сказать, кто следовал по смоленской дороге, а кто надевал левый испанский сапог на правую ногу. Так что по свежим следам изучаем полученный опыт и делимся впечатлениями.

История разных вопросов

Национальный день Испании я собралась праздновать в Каталонии… В соответствие с политическими событиями, которые происходили, это было то же самое, что сплясать на похоронах. Потому что в тот самый день в Барселоне, яркой звезде Каталонии, кипела подготовка к так называемому референдуму, который должен был провозгласить независимость Каталонии от Испании…

Карта мира была бита и здесь.

Как несложно догадаться, причины были культурно–исторически сложившиеся, но оказались подкреплены экономическими реалиями. Будучи автором авторитетного информационно–аналитического журнала, я давно поняла, что не разбираюсь в политике. Поэтому не буду давать объективного объяснения, почему в Национальный день Испании мы с криками «Биско, Каталония» поднимали вверх пластмассовые стаканчики пива среди толпы барселонской молодежи. Мне понравились каталонцы, их напор и самоуверенность, я с огромным интересом говорила с ними о политике и истории, глазея на совершенную архитектуру. Всем сердцем я была на стороне Каталонии, умом понимая, что референдума о независимости не будет, и слава Богу. За две недели среди всех моих собеседников был найден только один человек, который в испано–каталонском вопросе принимал сторону Испании. Но это был руководитель нашей делегации Джозеп Бертран, поэтому все политические темы были быстро замяты. Просто иначе было бы невежливо. Конечно, в угоду своей профессиональной сущности я продолжала провоцировать моих каталонских собеседников и дальше, но вскоре тоже отвлеклась на что–то более предметное.

Теперь мы вспомним еще одну историю. Газификация деревни Казимирово, в которой проживает 525 человек, началась в 2012–2013 годах. Тогда по долгосрочной областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» в деревне был построен газопровод низкого давления протяженностью восемь километров. В 2013–2014 годах году по программе газификации Смоленской области был построен межпоселковый газопровод до Казимирово общей протяженностью пятнадцать километров. Этой осенью строительно–монтажные работы на объекте были завершены. Это стал настоящий праздник для жителей, в котором принял участие глава региона Алексей Островский, посетивший Казимирово со своей рабочей делегацией. В этот раз получилось объединить работу и праздник. Выступая перед жителями деревни, Алексей Островский отметил, что в ближайшее время будут газифицироваться и частный сектор, и многоквартирные дома. Деньги на это, по словам губернатора, выделила администрация Смоленской области.

«Мы благодарны «Газпрому», компании «Газпромгазораспределение Смоленск» за то, что активно помогают нам совместно газифицировать Смоленщину. Конечно, чудовищно, что наша замечательная область, которая находится на границе со столичной Московской областью, пока еще не газифицирована настолько, насколько этого достойны смоляне. Мы стараемся решать эту задачу», — подчеркнул глава региона. Через неделю после этого Алексей Островский посетил Глинковский район, где принял участие в еще одной торжественной церемонии пуска природного газа: газ появился в деревнях Ново–Ханино и Старо–Ханино. Почти одновременно газ пришел в деревню Татарка Тесовского сельского поселения Новодугинского района. Во главе, конечно, была делегация губернатора Смоленской области.

Мир открыт, закрой глаза

Из окна моего гостиничного номера был виден широкий проспект, по бокам которого из стекла и бетона выстроены величественные здания, а на горизонте возвышалась гора. Ее венчала длинная тонкая вышка, которая так изящно смотрелась на фоне высокого чистого неба, что мне сложно понять ее практический функционал. Вряд ли она стояла там для красоты, но было очень красиво. Глядя на этот пейзаж, я начинала думать, что весь мир лежит у ног, нужно просто приличней одеться, выйти на улицу и заполучить его.

О том, что это совершенно не так, я вспомнила, когда читала в ленте новостей о диалоге Смоленщины с представителями Республики Иран. Чтобы посетить государство Иран, на визу нужно сфотографироваться в платке. Если вы женщина, разумеется. Впрочем, если вы женщина, то вам нечего делать в Иране.

Вот почему я с таким уважением отнеслась к итогам рабочей встречи, которую провел губернатор Алексей Островский с губернатором провинции Лурестан Исламской Республики Иран Базовандом Хушангом. С российской стороны в беседе участвовали депутат Государственной Думы Виталий Золочевский, вице–губернаторы Николай Кузнецов и Игорь Скобелев и другие. Иранскую сторону, помимо губернатора провинции, представляли зам по планированию Хади Чакони Али и руководители различных коммерческих компаний.

В своем обращении к участникам встречи Алексей Островский сообщил о желании администрации области теснейшим образом сотрудничать с иранскими предпринимателями и компаниями и создать максимально благоприятные условия для того чтобы иранские партнеры чувствовали себя на смоленской земле по–деловому комфортно. В свою очередь, Базованд Хушанг отметил, что по ряду направлений сельского хозяйства и промышленности наши регионы могли бы конструктивно взаимодействовать.

Особенности производства

На испанских предприятиях малого бизнеса главенствуют два фактора. Об одном говорят очень много, о втором — почти ничего. Речь идет об экологичности производства и его, скажем так, фамильности. Мой компьютер выделяет оба этих понятия как совершенно ему незнакомые. В этом есть определенная честность: ни первое, ни второе никогда не становились предметом моего описания.

Между тем, в Барселоне на производствах только и было что разговоров об экологичности. Меня они всегда настораживали, потому что до начала этих бесед оценивать вред, который способен нанести природе огромный пивной завод, не приходило в голову. В отличие от нас, европейцы понимают ограниченность ресурсов. И пока в деревнях Смоленщины появляется природный газ, крупные заводы Испании даже не надеются на его появление.

О том, что предприятие является семейным бизнесом, слышать также можно было неоднократно. В основном речь идет о том, что много лет назад предок директора фирмы, который тебе ее презентует, основал какое–то производство, отдаленно напоминающее то, что фирма делает сегодня. При этом совершенно автоматизируется процесс производства. По огромному складу ездят два робота–машины, которые заведуют здесь всей загрузкой и разгрузкой, не имея даже головы на плечах, да и самих плеч. И ничего, друг с другом не сталкиваются в запале труда.

Самую трогательную историю о семейном бизнесе поведал глава небольшой конфетной фабрики «Cudie», названной по фамилии изобретателя конфет. Внук изобретателя и глава сегодняшнего производства с нежностью вспоминает, как каталонский кондитер Josep Cudie уронил миндаль в карамель, а потом случайно обвалял в шоколаде… За годы существования прогресс коснулся всего, кроме рецептуры. Одевшись в защитные костюмы, мы с серьезными лицами посетили производство и тайком ели сначала просто горячий миндаль в карамели, потом миндаль в шоколаде и всяческих сладких посыпках. Глава производства с улыбкой наблюдал за детскими шалостями российских топ–менеджеров и рассказал, что так себя ведут все его новые работники. Ровно неделю после появления на производстве, потом успокаиваются.

Было что посмотреть и другой делегации.

В ходе рабочей поездки в Глинковский район губернатор Алексей Островский ознакомился с деятельностью компании «Глинковские зеркала». На зеркальном производстве трудится дюжина человек. И, как шутят на производстве, все они в зеркалах отражаются. В рамках реализации проекта ведется реконструкция трех корпусов производства зеркал для мебельных предприятий, сборочного производства и производства культурно–бытовых зеркал.

Еще одни визит делегация губернатора совершила в Новодугинский район. Там Алексей Островский ознакомился с работой ведущего аграрного сектора районной экономики, посетив два весомых агропромышленных предприятия: «Извеково» и «СП «Боброво».

Завод по очистке и сортировке семян многолетних трав «Извеково» был построен в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы «Развитие семеноводства многолетних трав в Смоленской области» на 2013–2015 годы. Интересно, что трава растет за девять миллионов рублей инвестиций из областного бюджета. Ассортимент планируют значительно расширить.

А в «СП Боброво» поставлена линия по переработке и фасовке гороховой крупы. Епископ Смоленский и Вяземский Исидор, также входивший в делегацию губернатора, совершил чин освящения производственной линии по переработке и фасовке гороховой крупы. Так что теперь наша крупа не только экологически чистая, но еще и духовно.

Духовные скрепы

И все–таки главное, о чем внимательно заботились обе делегации, была культурная составляющая. Идея, способная объединить вокруг себя людей, которые говорят на разных языках или о разных вещах. Поэтому Алексей Островский посетил Смоленскую областную филармонию, а делегация стажеров в Барселоне — футбольный матч.

Из года в год концерты в филармонии собирали понимающую публику. Но если творческому процессу эти годы пошли на пользу, то к коммунальной инфраструктуре они были беспощадны. На проведение необходимых ремонтных работ по решению Алексея Островского выделены средства в размере трех миллионов рублей. «Мы приступаем к решению этого вопроса с учетом значимости учреждения для Смоленской области, и мы обязаны его беречь и охранять», — подчеркнул губернатор. И в этом все было правильно и логично…

А в том, как Барселона «болела» за «Барселону» ничего логичного не было. Когда Леонель Месси закатил первый мяч в ворота противника, мы сидели в спортбаре, и единственный победный клич, который разнесся над столами, принадлежал мне. Клич растаял в гробовой тишине. Каталонские болельщики продолжали пить пиво, с любопытством глядя на огромный экран. И так они вели себя всю игру. Поэтому когда был забит третий гол и один из местных победно вскрикнул, мы глянули на него с осуждением, как истинные каталонцы. За десять минут до конца матча болельщики рассосались, и наша группа осталась праздновать победу в пустом баре. Правда, потом выяснилось, что все, кто хотел выразить свои эмоции, пошли на стадион. Таких людей было восемьдесят тысяч. Там они орали и вопили, уважая право других пить пиво в баре с допустимым уровнем шума...

Говоря о духовных скрепах всего мира, нельзя обойти Собор Святого Семейства, который находится в Барселоне и притягивает к себе магнитом миллионы людей. Его действительно трудно обойти, он огромен во всех смыслах. Это великое архитектурное и религиозное строение. До сих пор каталонцы делают вид, что ведут его строительство, поскольку гениальный Гауди попал под трамвай раньше, чем завершил работы. В этом несовершенстве прекрасного есть что–то символичное. Как и то, что после смерти в кармане старика Гауди нашли горсть миндальных орехов.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/109/01