#18 (108)
20 октября 2014

Традиции и инновации Елены Кочановой

Юрий Семченков

Мастерская

Еще относительно недавно в нашей стране (тогда самой читающей стране в мире) был настоящий культ книги. Ее называли источником знаний и считали лучшим подарком. Хорошие книги были вожделенны и малодоступны, приобрести их было практически невозможно. Читающий народ шел в библиотеки.

Классическое, сложившееся за многие годы представление о библиотеках и библиотекарях с тех пор значительно изменилось. Сейчас наступил момент, когда, наверное, необходимо по–новому взглянуть на библиотеки, определить их новые задачи и приоритеты. В библиотечное дело приходит новая философия.

О роли библиотек в современном обществе и в обществе будущего, в обществе тотальной информатизации, о секретах профессии, о судьбе книг мы беседуем с Еленой Кочановой, заместителем директора Смоленской областной универсальной библиотеки имени Твардовского.

— Елена Александровна, можно ли сейчас в библиотеках встретить ту атмосферу, которую мы привыкли видеть, например, в старых фильмах: читальный зал, полная тишина, склонившиеся над книгами головы читателей?

— Такая атмосфера, безусловно, есть, но очень мало пользователей, сидящих в читальных залах и увлеченно читающих печатные документы. Почему? Прежде всего, нужно понимать, кто сегодня является современным пользователем библиотеки.

— Эти люди сейчас даже не читателями называются, а пользователями?

— Да, это определение из федерального закона «О библиотечном деле». Так вот, по статистике средний пользователь библиотеки — это человек немного старше средних лет, с высшим образованием, привыкший ходить в библиотеку с детства, посещающий, в основном, зал периодических изданий и общий читальный зал, чувствующий себя в библиотеке уютно и комфортно.

Сейчас очень популярен отдел краеведческой литературы, имеет своих постоянных пользователей Кабинет редких книг. Однако сейчас библиотека в своем прежнем, классическом, виде становится все менее востребованной. Когда я только пришла работать в библиотеку — а было это некоторое время назад — в читальных залах были очереди. Особенно был популярен отдел политической и социально–экономической литературы. Посещаемость была двести человек в день, очереди стояли на лестницах. Наши сотрудники успевали только быстро–быстро выдать по запросу литературу. О том, что они будут вести какие–то рекомендательные беседы и речи быть не могло, на это просто не было времени.

— Ваша библиотека — самая главная в области?

— «Главная» — не совсем правильное в данной ситуации слово. Мы действительно курируем муниципальные библиотеки, но юридически у нас таких полномочий нет. Мы сохранили с ними добрые отношения, а они, в свою очередь, прекрасно понимают, что без нас им будет намного тяжелее работать.

— Получается, такое кураторство — это ваша добрая воля?

— Наверное, так. К тому же, у нас в уставе записано, что наша библиотека является и методическим центром, поэтому мы эту деятельность ведем. Буквально только сегодня у нас закончилась работа «Школы методистов», которую мы проводили в течение двух лет. В нашей библиотеке работает очень сильный методист, один из самых лучших в области, мы все ею гордимся, это заведующая консультационно–методическим отделом Надежда Васильевна Кожемякина. Нам повезло, что она работает именно у нас. Благодаря ее стараниям и высокому профессионализму работа в «Школе методиста» была очень полезной, плодотворной и поучительной для методистов муниципальных библиотек. Слова благодарности, которые прозвучали в ее адрес, тому подтверждение. Такой формат профессиональных встреч необходим, потому что если профессионал не общается с другими, не обучается, то начинает «вариться в собственном соку» и перестает быть профессионалом.

Областная детская библиотека проводит такую же работу с муниципальными детскими библиотеками нашей области. Мы же обслуживаем пользователей с четырнадцати лет, поэтому и методическую работу ведем с библиотеками, которые также обслуживают пользователей старше четырнадцати лет. В обязанности консультационно–методического отдела входит и сбор статистических сведений. Передача этих сведений в профильное министерство лежит именно на нас, на нашей методической службе. Поясню, что в связи с выходом в 2003 году федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» библиотеки, находящиеся на территории муниципальных образований, находятся в ведении муниципальном, мы же находимся в подчинении области. Библиотечная сеть Смоленской области на 1 января 2014 года насчитывала 568 государственных и муниципальных общедоступных библиотек, из них 470 находится в сельской местности, но эти цифры с каждым годом уменьшаются.

— Кстати, о районах. Если проводить аналогию с медициной, а там сейчас прослеживается тенденция к уменьшению количества сельских фельдшерских пунктов в пользу укрупнения медицинских учреждений, то у библиотек, с вашей точки зрения, тот же путь? Стоит ли сохранять небольшие сельские библиотеки или, может, стоит идти в сторону укрупнения и централизации?

— Если бы вы знали, какой больной вопрос сейчас задели. Но я отвечу честно, потому что считаю, что горькая правда лучше, чем самая сладкая ложь. В селе библиотеки «убивать» нельзя, если мы забудем про них, то все пропадет. Когда приезжаю на село, у меня сердце разрывается, и накатываются слезы. Там, в помещениях, не соответствующих представлениям человека о современной сельской библиотеке, работают неравнодушные люди, стараясь сделать все от них зависящее, чтобы детям и старшему поколению хорошо и интересно жилось на селе. На селе сейчас ведь очень мало деток, если говорить объективно, кое–где происходит деградация села. Но, в тоже время, есть села хорошие, успешные. Есть сильные фермерские хозяйства. Мы часто видим, когда хорошие сильные люди с большими семьями едут возрождать село. Вот в таких местах библиотека нужна обязательно, она там объективно необходима. Кроме того, нужно брать во внимание рекомендации Модельного стандарта для публичных библиотек, где прописано, что на определенное количество жителей положено иметь библиотеку, там учитывается и расстояние между библиотеками, и обновляемость фонда, его комплектование. Все эти нормы должны соблюдаться. В Смоленске в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, проводилась подписка, люди могли читать свежие газеты. А сейчас очень остро стоит вопрос с комплектованием. У сельских библиотекарей нет новых книг, но они все равно очень стараются — постоянно внедряют что–то новое, интересное, чтобы привлечь к себе пользователей. Выходом в этой экономически сложной ситуации может стать покупка КИБО — технически оснащенного, хорошо укомплектованного автобуса, курсирующего между селами по определенному графику. КИБО есть во многих областных библиотеках соседних регионов, и опыт коллег показывает, как эта машина буквально спасает село от культурного умирания. Повторюсь, в библиотеках равнодушных людей нет.

— Библиотекари — какие–то особенные люди?

— Да, это особенные люди, по–своему «больные». Здесь маленькая зарплата, нет социальных льгот и престижа, но люди пришли, заразились нашим «библиотечным вирусом», влюбились в профессию, и по многу лет отдаются ей полностью.

— От чего зависит, как вы думаете, ходит человек в библиотеку или нет?

— Очень многое зависит от первой встречи с библиотекой и с людьми, которые в ней работают. Некоторые пришли в детстве в библиотеку, и им попался плохой библиотекарь. Так тоже иногда бывает. Со мной, например, в детстве был именно такой случай. Я принесла сдавать книгу, она показалась мне неинтересной, и я ее до конца не дочитала. А библиотекарь начала мне задавать вопросы по содержанию. При этом я себя чувствовала неуверенно, мне было очень неловко. Больше я туда не ходила.

Любовь к библиотеке и к профессии мне привил совершенно другой человек, который показал, что библиотека и библиотекарь могут и должны быть другими. А тогда мне просто не повезло с конкретным человеком. Вот в нашей библиотеке работают хорошие люди. Они проводят интересные, разнообразные мероприятия, привечают старшее поколение, большая работа проводится с людьми с ограниченными возможностями, порой после мероприятий устраиваются чаепития, где всегда царит теплая доверительная атмосфера. Всегда интересные мероприятия у Веры Владимировны Троховой, Ирины Владимировны Новиковой, Елены Алексеевны Волокитиной, Натальи Валентиновны Донской и многих других. И в то же время, например, оказывается юридическая помощь. Мы гордимся, что в 1998 году у нас открылся первый в России центр правовой информации. Хвала и честь работавшему в то время директору библиотеки, Галине Ивановне Артамоновой, перед которой я преклоняюсь. Это руководитель с большой буквы и уникальная личность, умная женщина. Именно благодаря ее стараниям был открыт центр, который она всячески продвигала. А вот распространением центров по Смоленской области занималась нынешний директор библиотеки Ольга Евгеньевна Мальцева. И сейчас в области действует хорошо развитая сеть центров правовой и деловой информации. В нашей библиотеке такой центр возглавляет Марина Владимировна Семенова, очень хороший менеджер, прекрасно умеющий наладить взаимоотношения с партнерами. Уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам ребенка, прокуратура, структуры МЧС — все эти очень важные и значимые государственные институты работают с нами очень плотно, проводят на нашей площадке мероприятия. Этим направлением работы мы очень гордимся.

— Если мы сейчас выйдем на улицу и спросим, какими люди представляют библиотекарей, то, скорее всего, услышим, что это женщина — «синий чулок» в очках, с тугим узлом волос на макушке и строгим взглядом. Это правда?

— Это как раз образ того нехорошего библиотекаря из детства.

— Какой этот образ сейчас?

— Он разный. Хотелось бы, чтобы он был молодым, креативным и женского пола.

— Мужчин в вашей профессии нет вообще?

— Почему? Есть почти в каждой библиотеке, но я считаю, что это женская профессия. Мужчина в семье все–таки должен быть кормильцем, а в нашей профессии это тяжело. Так вот, хороший классический библиотекарь обладает целым рядом качеств: он очень умный, очень тихий, аккуратный, интеллигентный, достаточно скромный человек. Но… Сейчас требования времени несколько иные. Сейчас нельзя быть скромным — это путь к забвению, абсолютно нельзя быть тихим — нужно иметь свой голос. Вот умным, аккуратным, интеллигентным, по–прежнему быть обязательно. Нужно уметь, сохраняя традиции, следовать инновациям, новым течениям.

— Библиотеки все больше превращаются в некие многопрофильные мультимедийные центры культуры. Насколько современная библиотека становится дальше и дальше от традиционных книг и непосредственно чтения?

— Очень часто представления о работе библиотеки ограничиваются образом выдающего книги работника, но это только видимая часть огромного библиотечного айсберга. Есть многое, что скрыто от читательских глаз. Скажем, прежде, чем книга попадет в руки читателя, необходимо проделать множество обязательных процедур. Начнем с того, что книгу нужно правильно купить, потом нужно поставить на ней инвентаризационный номер, систематизировать, ввести во все каталоги, а их несколько: алфавитный, генеральный, систематический, электронный. Это дело целых служб. И самое главное — с книгой нужно правильно работать. Мы устраиваем выставки — реальные и виртуальные. Работаем и с удаленным пользователями через интернет посредством нашего сайта и приглашаем людей в наши залы на различные мероприятия. Тем или иным способом, но мы становимся центром притяжения местного сообщества, стараемся быть открытыми для всех.

— Какое–нибудь из множества запомнилось особенно?

— У меня среди наших мероприятий есть любимый «ребенок» — фестиваль «Читающая Смоленщина». Уже прошло три таких фестиваля. В этом году возникли некоторые сложности с финансированием, и к нам на помощь пришли наши друзья. Это директор магазина «Кругозор» Надежда Николаевна Кудашева. Она не только помогает нашей библиотеке, но и в деревне Рай восстанавливает за свои средства церковь. Среди друзей нашего фестиваля компания «Амкор», магазин «Русское золото» с их буквально «золотой» поддержкой. Они не просят их пиарить, более того, порой бывают против этого, но я не могу не сказать им огромное спасибо. Но особенно хочу подчеркнуть — за любым делом стоит команда. У нас в библиотеке такая команда есть, есть на кого опереться, и я уверена, что эти люди никогда не подведут. Я игрок командный, и никогда не принимаю решение одна, не посоветовавшись. Считаю, что обязательно нужно позвать компетентных людей, каждому дать высказаться, посовещаться и на основании обсуждения принять решение. Еще очень важно величие замысла. Если мы ставим большие цели и стремимся к ним, то сами потом испытываем удовольствие от полученного результата.

— Вы дома какие книги читаете — бумажные или электронные?

— Дома читаю книги бумажные и, в основном, детские. Вместе с дочкой Полиной, она первоклассница. Сейчас, например, мы читаем «Чук и Гек» Аркадия Гайдара.

— Разве интересно современным детям читать Гайдара?

— Да, интересно. А до этого читали «Первоклассницу» Евгения Шварца.

— Значит ли это, что со времен Гайдара, Шварца и Чуковского ничего стоящего для детей не написано?

— Наверное, написано, но я ничего современного своему ребенку читать не хочу. Может быть, я в этом вопросе чересчур консервативна, но я не вижу в современных детских книгах особого смысла, в них, по моему мнению, очень упрощен язык. Считаю, что читатель должен тянуться за автором, а не автор опускаться до читателя. А муж мой, к слову, наоборот, читает книги только в электронном виде.

— Вы ему рекомендуете авторов?

— Нет, это он мне рекомендует.

— Если продолжать тему удаленного доступа, то не за горами времена, когда в библиотеке вообще не будет живых посетителей. Но ведь организация удаленного доступа не менее, если не более, трудоемкий процесс, чем работа с читателями вживую?

— Да, к этому все и идет. Эта тенденция развивается, она поддерживается, в частности, и российской государственной библиотекой, и министерством культуры. Не знаю, известно ли вам, но есть четкие временные установки. Например, в 2015 году мы должны показать стопроцентный электронный каталог и оцифровать пятьдесят процентов книг из редкого фонда. Как вы понимаете, 2015 год уже рядом. Хорошо, что наша библиотека является счастливым обладателем ЭЛАРобота.

— Это что такое?

— Это такой автоматический книжный сканер. У нас есть структурное подразделение по оцифровке изданий, мы активнейшим образом ведем это направление. Наши сотрудники во главе с Горбатко Валерией Анатольевной очень качественно и ответственно делают свою работу на благо Национальной электронной библиотеки, которую мы всей Россией сейчас создаем. И наш электронный каталог достоин отдельного разговора, ведь он создается уже двадцать лет, и сегодня мы имеем хорошие результаты благодаря слаженной работе наших коллег, работающих под руководством Елены Владимировны Горбуль.

— В какое время вы захотели работать в библиотеке?

— Поверьте, что об этом я совсем не мечтала. У меня были разные желания относительно будущей профессии, но получилось так, как получилось. Пошла в колледж культуры, потом на его базе открыли институт искусств, который я тоже окончила. Именно в колледже я познакомилась с человеком, который во многом определил мои жизненные позиции. Это мой педагог, с которым я до сих пор дружу, — Галина Владимировна Максименкова, она и сейчас работает в институте искусств. Вот в ней я и увидела очень умную, деловую, красивую женщину–профессионала, именно на нее я захотела стать похожей, а совсем не на ту пресловутую тетю из библиотеки с кичкой на голове. Галина Владимировна говорила: «Все в ваших руках, сделайте библиотеку другой, проводите интересные мероприятия, пусть к вам приходят. Меняйте и ломайте стереотипы». Она была очень требовательной, давала нам широчайший объем знаний.

— Вопрос, который я задаю всем, кто каким–то образом связан с книгами, со словом — традиционные бумажные книги останутся или исчезнут?

— Должны остаться. Просто обязаны остаться! У библиотек ведь одна из функций — мемориальная. Мы должны все сохранить для наших потомков. И хотя мы пользуемся электронными книгами все чаще, иногда хочется придти в редкий фонд и взять в руки старинную живую книгу со своей историей.

Это вечный спор физиков и лириков. Сейчас кто–то принципиально читает только бумажные книги, кто–то — только электронные. Пусть читают любые, главное — читают! Соглашусь, что чтение электронных книг по многим параметрам удобнее. Однако считаю, что общение с бумажной книгой необходимо. Ведь чтение печатной книги — это совершенно другие ощущения. Так же и с ручным письмом. При печатании на компьютере и при использовании классической ручки в мозге человека происходят совершенно разные мыслительные процессы, ученые говорят, что современному человеку нужно больше писать ручкой. К тому же тактильные контакты никто не отменял.

— Вы считаете, что у традиционных печатных книг есть некая магия?

— Однозначно. Абсолютно у всех вещей есть своя энергетика, а у книг особенно.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/108/07