#18 (108)
20 октября 2014

Льготная треть

Стася Разумная

Социальная сфера

Каждый третий житель Смоленской области является получателем одной или нескольких социальных услуг. Ежегодный объем их финансирования из регионального бюджета составляет более шести миллиардов рублей

C конца 2011 года 6,5 тысячи смоленских семей улучшили жилищные условия при помощи материнского капитала. Почему региональные власти не хотят отказываться от этой меры поддержки, несмотря на ее затратность для бюджета, а также какой помощи ждать со стороны государства нуждающимся гражданам, мы беседуем с начальником департамента Смоленской области по социальному развитию Юлией Новиковой.

Заявители и выявители

— Юлия Эдуардовна, какие сюрпризы в ближайшее время готовит нам федеральное законодательство в социальной сфере? И как это отразится на регионах?

— В декабре прошлого года был принят новый федеральный закон «О социальном обслуживании населения в РФ», и он вступит он в силу с 1 января 2015 года. Такая отсрочка была сделана специально, чтобы дать возможность субъектам РФ подготовиться. Новый закон устанавливает новые подходы к организации социального обслуживания в регионах, требует разработки достаточно большого количества региональных нормативно–правовых актов и, конечно же, обучения среди работников социальной сферы и проведения разъяснительной работы среди населения.

В чем же заключаются новые подходы? Во–первых, это переход от заявительного принципа предоставления социального обслуживания к выявительному. Конечно же, остается право человека самому подать заявку на социальное обслуживание, на предоставление социальных услуг; остается право органов местного самоуправления и различных организаций от имени конкретного гражданина обратиться за оказанием этих услуг. Кроме того, и сами социальные службы будут выявлять граждан, которым необходимо предоставление социальных услуг.

— В нашем регионе проводится подготовительная работа?

— Мы ее ведем в течение года: объезжаем особенно отдаленные сельские населенные пункты, деревни, выявляем таких граждан и оказываем им либо срочную социальную помощь (это материальная помощь, продукты питания, одежда), либо стараемся их поставить на обслуживание, то есть предоставлять услуги на дому с помощью социальных работников (или предложить стационарное обслуживание в домах для граждан пожилого возраста). Новый закон ставит такую работу на правовые рельсы и уже устанавливает новый порядок, новые подходы к ее организации. Законом четко определены обстоятельства, при которых гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании, потому что, конечно же, как и любая государственная, социальная услуга предоставляется строго при наличии определенных показателей, определенных документов. Их, кстати, помогают собирать социальные работники, социальные участковые.

У нас есть перечень услуг, который на сегодня уже утвержден законом Смоленской области, при обслуживании на дому: это социально–бытовые, социально–медицинские, социально–психологические и другие. Всего более восьмидесяти услуг при организации стационарного социального обслуживания и около пятидесяти — при обслуживании на дому. Эта услуга имеет определенную стоимость.

Приходите дважды в неделю

— Стоимость зависит от уровня дохода человека?

— Конечно, социальное обслуживание для граждан, у которых доход низкий, практически бесплатное. Под эту категорию попадают около тридцати процентов человек, получающих соцуслуги. Остальным гражданам, имеющим средний и выше среднего доход, оно предоставляется платно. Новый закон четко устанавливает стандарты качества, которым услуга должна удовлетворять, и ее стоимость. Если говорить о цене, сейчас граждане платят в среднем 500–600 рублей в месяц за обслуживание на дому. При этом они получают помощь от соцработников: это доставка продуктов питания, промышленных товаров, уборка территории, приготовление пищи, оплата услуг ЖКХ, содействие в получении различных медицинских и оздоровительных услуг. Дважды в неделю социальный работник навещает их и оказывает такую помощь.

— Изменится ли стоимость услуг с 1 января 2015 года?

— Для малоимущих граждан ничего не изменится. Более того, с нового года увеличится количество тех, кто получает эти услуги бесплатно. Они будут предоставляться на бесплатной основе тем, чей доход ниже полуторакратной величины прожиточного минимума, то есть менее 10 тысяч рублей. Мы подсчитали, что теперь приблизительно 60 процентов из обслуживаемых граждан будут получать их бесплатно. Для остальных граждан плата не изменится. Вновь поступающие будут платить по тарифам, которые на сегодняшний день уже разработаны, сейчас они утверждаются в администрации Смоленской области. Скажу сразу, обслуживание одного гражданина на дому бюджету области обходится в 4600 рублей, содержание в стационарном учреждении общего типа — порядка 25000 в месяц, а в психоневрологических интернатах — чуть больше, потому что там предоставляется больше медицинских услуг. Это основные моменты, которые вводит федеральный закон с 1 января 2015 года. Для каждого будет составляться индивидуальная программа по социальному обслуживанию, с ним заключат договор, в котором будут прописаны те услуги, на которые он согласился, оплата, а также права и обязанности получателя и поставщика услуг.

— Новый закон также вводит понятие частного рынка социальных услуг. Не пострадают ли от этого государственные учреждения?

— Действительно, новый социальный закон предлагает субъектам вводить частника на этот рынок с тем, чтобы создать определенную конкуренцию государственных служб и частных. Но, сразу оговорюсь, для граждан это не хуже. В дальнейшем человек сможет выбирать, где ему получать услугу: в государственном учреждении или у частника. При этом перечень услуг, которые обязаны предоставлять как государственные учреждения, так и частные организации, утвержденный областным законом, абсолютно обязателен для тех и других.

Стоимость услуг будет одинакова и в частном, и в бюджетном учреждении. Частное учреждение, которое будет зарегистрировано в нашем реестре поставщиков, будет получать денежные средства из бюджета области по конкурсу и на эти средства организовывать предоставление этих услуг. Надеемся, что в результате такой складывающейся конкуренции каждый будет стараться оказывать эти услуги на более высоком уровне, и это будет подталкивать организации к более эффективной работе.

«Откройте, участковый»

— Вы уже упомянули о социальных участковых. Кто они? Какова будет их функция в данном вопросе?

— Служба социальных участковых создана несколько месяцев назад для граждан пожилого возраста, инвалидов и для семей с детьми. Они работают в муниципальных образованиях при учреждениях социального обслуживания и при реабилитационных центрах для детей. Слово «участковый» уже несколько раскрывает суть их деятельности: они закреплены за определенным участком, за определенным муниципальным образованием и выполняют роль помощника, который приходит в семью, с которым делятся заботами и проблемами, который подсказывает, как их решить, оказывает содействие в решении этих вопросов, привлечении необходимых служб. Также он проводит профилактику трудных жизненных ситуаций и совместно с гражданином принимает решение, как из этой ситуации выйти. Это связующее звено между гражданином и внешним миром в решении вопросов жизнедеятельности этого гражданина.

— Не получается ли, что социальные участковые дублируют функции соцработников?

— Нет, они работают в дополнение. У социальных работников свой перечень обязанностей. Социальные участковые же помогают организовать поддержку и проследить, чтобы ее оказали.

— Могут ли гражданину отказать в предоставлении социальных услуг по тем или иным параметрам?

— При обслуживании на дому возможности отказать в предоставлении социальных услуг нет. Раньше мы не брали на социальное обслуживание граждан, которые страдают хроническим алкоголизмом и наркоманией, потому что это угроза для социальных работников. Для таких людей есть стационарные учреждения, где они должны пройти лечение, а потом мы будем им помогать. На данный момент закон такие ограничения не вводит, они отсутствуют. Однако при оказании услуг в стационарных условиях, то есть в домах для граждан пожилого возраста и инвалидов, есть несколько оснований для отказа. Это и онкологические заболевания, поскольку мы не лечебное учреждение и не можем оказывать человеку соответствующие услуги. Страдающие хроническим алкоголизмом и наркоманией также не принимаются на обслуживание, это установлено федеральным законодательством. При обслуживании на дому ограничений нет, но при этом с гражданином заключается договор, и если он условия договора не выполняет, вступают в силу действия норм гражданского кодекса, благодаря которым можно расторгнуть договор. Но человека мы в любом случае не бросим, будем пытаться урегулировать конфликт другим образом. Хочу заметить, что такие случаи пока не возникали.

Триста тысяч на шесть миллиардов

— Какие новые меры социальной поддержки введены за последнее время?

— Мы ввели несколько новых услуг: социальное такси, социальную столовую, в районах действуют социальные парикмахерские, школа здоровья, реабилитационное отделение, компьютерный класс. Буквально недавно наша смолянка заняла третье место в номинации «Уверенный пользователь в системе Word» на всероссийском конкурсе по компьютерной грамотности среди граждан пожилого возраста. Гордимся, что наши граждане пожилого возраста на пенсии занимаются не только внуками, но у них еще и такое активное долголетие: они обучаются компьютерной грамотности, многие работают и помогают нам в организации сферы социальной защиты. Что касается иных направлений деятельности социальной защиты, то у нас очень большую часть занимает предоставление мер социальной поддержки. Вообще, наша программа по социальной поддержке стоит, если так можно сказать, 6,2 миллиарда рублей в год. На учреждения социального обслуживания (их шестьдесят) из указанной суммы выделяется 1,8 миллиарда рублей. Практически все остальные средства направлены на предоставление мер социальной поддержки. Их около шестидесяти, они предоставляются разным категориям граждан. За два последних года, по решению губернатора Алексея Островского, увеличились и сумма средств, и количество мер социальной поддержки, а также и получатели. Теперь их более 300 тысяч. Выходит, что каждый третий проживающий на территории Смоленской области получает какую–либо меру социальной поддержки.

— Получается, что в среднем на каждого человека выходит полторы тысячи рублей в месяц.

— Да. У некоторых категорий населения эти суммы достаточно большие. Например, мера при рождении третьего и последующего детей с 1 января 2015 года будет составлять 7 500 рублей. Ветеран труда Смоленской области получает 480 рублей. Если говорить о ветеранах труда, которым присваивается это звание в соответствии с федеральным законом «О ветеранах», их социальная поддержка из бюджета в месяц прямым денежным потоком составляет практически 1,5 тысячи рублей: 500 рублей — ежемесячные выплаты и 1000 рублей — компенсация за услуги ЖКХ. Кроме этого, они имеют возможность приобретения льготного проездного документа, что бюджету обходится в среднем в 500 рублей на одного человека в месяц. У них также есть право на получение бесплатных земельных участков для садово–огороднических нужд и ряд мер морального поощрения. Получается, что в месяц на ветерана труда выходит около 2 тысяч рублей. У тех, кто попадает под действие регионального закона «О ветеранах труда», нет компенсации за услуги ЖКХ, а ежемесячная выплата немного ниже — порядка 480 рублей. Однако у них тоже есть право на приобретение льготных проездных документов.

«Монетизация» детей

— Поговорим о многодетных семьях. Какие существуют меры поддержки для них?

— Конечно же, многодетным семьям уделяется очень большое внимание. Недавно у нас состоялся круглый стол, на нем выступил многодетный папа и рассказал, что таким семьям помощи из бюджета субъекта нет. Хотелось бы возразить и сказать, что это неправда. В последние годы увеличилось количество многодетных семей: сейчас их порядка 4 тысяч, а два года назад было 3200 семей. Такие семьи имеют ежемесячную выплату, которая зависит от возраста детей. В среднем на семью выходит около 3 тысяч рублей. Для многодетных семей есть льготные проездные документы. Кроме того, дети ежегодно получают путевки на летний оздоровительный отдых на территории Смоленской области и за ее пределами. При рождении третьего ребенка и последующего ежемесячная выплата составляет 6,5 тысячи рублей, а с 1 января она увеличится до 7,5 тысячи рублей. Эта мера поддержки существует уже второй год. Кроме того, есть региональный материнский капитал, его размер при рождении ребенка после 2008 года составляет 155 тысяч рублей.

В совокупности перечисленные меры достаточно внушительны, и для бюджета области это большая сумма, но, естественно, она нас не тяготит, и мы только рады, мы хотим, чтобы она выросла, и принимаем меры для этого. Нельзя сказать, что многодетным семьям уделяется со стороны бюджета субъекта и региональной власти недостаточно внимания. Что касается таких мер поддержки, как посещение врача в поликлинике вне очереди, это вопрос достаточно спорный. Все–таки поликлиника — это место, куда приходят больные дети, и давать кому–то преимущество неправильно. Я сама многодетная мама, но против того, чтобы если вдруг случится такая ситуация, меня без очереди пропускали. Я понимаю, что другие детки в очереди тоже болеют и им тоже необходимо попасть к врачу. Поэтому надо этим правом не злоупотреблять.

— Можно ли сказать, что такой комплекс мер помощи и поддержки привел к росту рождаемости?

— В последний год у нас наблюдается стойкое увеличение рождаемости. Однако сейчас в так называемый фертильный период вступают женщины, которые родились в 90–е годы. Тогда был очень резкий спад рождаемости, поэтому есть опасения, что рождаемость упадет. Губернатором Алексеем Островским поставлена задача: разработать комплекс мер для того, чтобы не допустить демографического кризиса в последующие несколько лет. Эта ситуация наблюдается в целом по России, об этой проблеме знает президент Владимир Путин, профильные министерства, и, конечно, там тоже прорабатываются возможные меры помощи, в том числе и субъектам, с тем, чтобы не допустить такую ситуацию. Надеемся, что у нас получится безболезненно перейти через этот рубеж и в дальнейшем рождаемость ни в коем случае не будет уменьшаться, а будет только расти. Тем не менее, за 8 месяцев в области родилось на 32 ребенка больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для нас каждый ребенок — это уже большое достижение. Если говорить о мерах поддержки именно детей, то миллиард рублей выделяется на поддержку семей с детьми. Для них существуют пятнадцать видов различных выплат: это ежемесячное пособие на ребенка, единовременное при рождении, на питание детям в возрасте до 3 лет, питание беременным мамам. У нас достаточно серьезная государственная политика в сфере семьи, материнства и детства. Еще раз напомню, разработан комплексный план по демографии, туда вошли мероприятия и социальные, и медицинские. Они направлены не только на увеличение рождаемости, но и на уменьшение смертности и на увеличение продолжительности жизни. Естественно, убыль населения у нас уменьшается. Если раньше она составляла порядка 6,5 тысячи человек в год, то теперь около 5 тысяч. Если мы будем рождаемость увеличивать, а смертность уменьшать, то убыль населения будет снижаться.

— И будет равна нулю?

— Мы должны стремиться, чтобы она у нас была с положительным знаком, чтобы население прирастало. На это и направлены наши основные усилия. То, чем занимается наша соцзащита, это демографическая безопасность, я бы так это назвала. Увеличить рождаемость, уменьшить смертность и увеличить продолжительность жизни — вся наша работа, все социальные услуги, все меры соцподдержки направлены именно на это.

Судьба или не судьба

— Материнский капитал, на мой взгляд, является очень сильным инструментом социальной политики. Как используется этот инструмент в Смоленской области? Ожидают ли его какие–либо нововведения?

— Да, действительно, это очень серьезная и действенная мера поддержки. Введена она у нас была в 2008 году, но, напомню, что в течение трех лет материнский капитал не реализовывался. На тот момент три года выдавали свидетельства, на которых была прописана определенная сумма — это 100 тысяч рублей. Она ежегодно индексировалась, но реализовать ее и приобрести жилье было нельзя. Это стало возможно только с 2011 года, потому что дети, рожденные в 2008 году, достигли трехлетнего возраста. Это, кстати, одно из основных условий реализации материнского капитала. Исключение есть только для семей, где пять и более детей, и для семей с двойнями и тройнями. Это нововведение появилось недавно, чтобы повысить уровень социальной защищенности таких семей.

С конца 2011 года капитал реализуется, к настоящему времени выдано 25,5 тысячи сертификатов, реализовано 6,5 тысячи. То есть 6,5 тысячи семей, в том числе за счет этих средств, улучшили свои жилищные условия. Это достаточно серьезный показатель.

Всего 109 человек направили материнский капитал на образование детей. За этот период с конца 2011 года и до настоящего момента 1 миллиард рублей из средств регионального бюджета расходован на реализацию. Ежегодно эта сумма увеличивается, поскольку все больше и больше семей реализуют капитал. Достаточно серьезная нагрузка для бюджета региона, но, несмотря на это, губернатором Смоленской области и региональной администрацией поддерживается это право семьи и заявляется, что оно будет продолжено. На федеральном уровне постоянно обсуждается, что материнский капитал слишком затратный для бюджета страны и субъектов, но все–таки глава региона настаивает на том, что это действенная мера, что мы должны улучшать жилищные условия молодых семей и предоставлять им региональную часть материнского капитала. Мы понимаем, что количество семей, которые его получат и реализуют, будет еще больше. И это очень хорошо, потому что рождаются вторые и третьи дети, мы этим гордимся.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/108/05