#10 (100)
9 июня 2014

Скобелев и цифры

Валерий Лобанов

Экономика



Ситуация с бюджетом Смоленской области, если сказать одним словом, сложная. Не первый год он принимается с дефицитом — чтобы сохранить социальные гарантии. Соответственно, растет и государственный долг. А ведь не так давно региональные власти всерьез говорили о том, что выведение региона из долгов является одной из ключевых задач.
Как заверяет вице-губернатор Смоленской области Игорь Скобелев, несмотря на нехватку средств все социальные гарантии перед жителями области, а также путинские указы по повышению заработной платы бюджетников будут выполнены.

— Игорь Викторович, начнем с вопроса не совсем приятного, но, безусловно, важного и актуального — госдолга. В каком он находится состоянии, и выполняет ли Смоленская область план по его погашению?

— Сразу хочу отметить, что рост долговой нагрузки на сегодняшний день — это не проблема конкретных регионов, например, Смоленской области, это проблема страны в целом. Если открыть, скажем, федеральную прессу — без труда можно найти статьи про рост долговой нагрузки того или иного региона. Эта проблема «поднимается» на обсуждениях в Госдуме, в правительстве России.

— Но источники у этой проблемы, надо думать, есть…

— На мой взгляд, проблема роста госдолга носит объективные причины: во-первых, изменение законодательства — у регионов попросту изымаются источники дохода. Для нашей области, в первую очередь, это создание дорожного фонда. Приведу цифры, которые скажут все за меня: до создания дорожного фонда в Смоленской области расходы на эту отрасль составляли порядка 1,5 миллиарда рублей, на 2014 год мы имеем порядка 4 миллиардов. При этом источники финансирования — это акцизы и транспортный налог, раньше мы имели право направлять на общие расходы бюджета. Теперь же ситуация изменилась. То есть по сути 2,5 миллиарда рублей наших источников дохода связали исключительно с дорожной отраслью. Безусловно, для дорожной отрасли это хорошо, однако мы не получили нормальной компенсации своих расходов.

Во-вторых, существует ряд решений, когда расходы переносятся с муниципальных бюджетов на региональный.

— Какие, например?

— Например, решения, которые были приняты несколько лет назад по переводу системы здравоохранения полностью на областной бюджет. Это огромные полномочия. Если раньше районные больницы финансировались из местных бюджетов, то сейчас — из бюджета региона. Кроме того, заработная плата практически всех бюджетных работников на сегодняшний день платится из бюджета области. На местных, то есть на районных бюджетах, по сути остались только две отрасли: учреждения культуры местного уровня и дополнительное образования — это всевозможные секции, кружки и так далее. Живой пример: почти 1,5 миллиарда рублей в этом году «легли» на плечи регионального бюджета на выплату заработной платы воспитателям детских садов.

Третья причина — это необходимость решений федерального центра, в том числе, так называемых майских указов президента. Они привели к тому, что расходная часть бюджета растет более серьезными темпами, чем доходная.

— Скажите, на какие сферы региональный бюджет стал тратить значительно больше средств?

— Если брать 2013–2014 годы, то, это, в первую очередь, система здравоохранения, почти тридцатипроцентный рост. Кроме того, указы президента по заработной плате — более 10 процентов. Если возвращаться к причинам, нельзя забывать и о некотором экономическом спаде: причем это не региональная проблема, а общероссийская. Получается, что экономика «падала», темпы развития замедлялись, и в итоге мы практически не получили роста доходных источников в прошлом году. Если сравнить налоги и финансовую помощь, то по сравнению с 2012 годом мы даже несколько «упали». И это при таком росте расходов! Так что принимать бюджет без дефицита в таких условиях просто не получается, это невозможно. У нас дефицит бюджета 3,5 миллиарда рублей. И расходы никакими мерами сократить нельзя — это ведь заработные платы, социальные расходы.

— Ситуация получается плачевная: дефицитный бюджет, который требует источников погашения дефицита, и, соответственно, приводит к увеличению госдолга…

— По сути это так. Это наша объективная реальность на сегодняшний день.

— А из чего вообще складывается этот госдолг, и сколько мы должны?

— Сейчас наш долг составляет чуть более 20 миллиардов рублей. Он разбит укрупненно на три портфеля: бюджетные и банковские кредиты, а также займы. Банковские кредиты — порядка 6 миллиардов. Они частично погашаются, в том числе, кредитами бюджетными, поскольку ставка там гораздо меньше (в банковских около 8–9 процентов, в бюджетных — 2–3 процента). Портфель бюджетных кредитов — около 10 миллиардов рублей. Их также можно разделить на три вида: на детские сады, на празднование 1150-летия, а также кредиты как раз на замещение или на дефицит. Бюджетные кредиты гораздо выгоднее, и то, что на уровне Федерации мы получили их значительное количество, лично я записал бы в заслугу нашего губернатора Алексея Островского, ведь это прямая экономия на процентах.

— В прошлом году Смоленская область выпустила облигации. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом, для чего это было сделано?

— В 2013 году мы разместились в виде облигаций — это было важно по нескольким причинам: новый опыт, «длинные» деньги, то есть на пять лет, эти деньги мы получили под процент, который примерно равен банковскому кредиту. И с точки зрения долговой политики это инструмент, который вызывает меньше рисков. Также мы «ушли» в облигации, потому что не хотели полностью зависеть от банков.

— Тем не менее, из такой долговой ямы надо выходить, и едва ли область способна справиться с этим в одиночку. Скажите, а в федеральном центре вообще думают о том, как помочь регионам?

— Конечно. Во-первых, правительство понимает, что банковский кредит — рискованный. Поэтому нам предлагают замещать банковские кредиты бюджетными. Для этого рассматривается вопрос о выделении специального ресурса: 100 миллиардов рублей исключительно на замещение. Естественно, мы также будем просить заместить наши банковские долги из этого ресурса.

Во-вторых, правительство предлагает понизить ставки по уже существующим бюджетным кредитам: они могут достигнуть менее одного процента, и это, я считаю, правильно.

В-третьих, в правительстве предлагают реструктурировать кредиты, чтобы не надо было возвращать по миллиарду, например, в год, а удлинить срок возврата. Такая перспектива позволит нормально выстраивать свой план по финансированию.

Четвертый механизм, который предлагают в Москве — выделить регионам финансовую помощь. Если это будет так, это серьезно сократит наши бюджетные расходы.

— Вопрос в продолжение темы финансового взаимодействия бюджетов разных уровней. Вы не можете не помнить, как буквально в прошлом году один из налогов, которые платили в региональный бюджет, а именно налог на прибыль, забрала Федерация и теперь он поступает в федеральный бюджет. Областной бюджет сильно от этого пострадал?

— Ситуация с экономическим спадом в 2013 году отразилась на нашей области таким образом, что налог на прибыль мы собрали за прошлый год на уровне 87 процентов к уровню 2012 года. Мы, конечно, планировали, что соберем больше — логично, что от года в год доходы должны увеличиваться. Однако на практике оказалось иначе. И в целом по стране произошла такая же ситуация. Консолидированные группы налогоплательщиков в целом в 2012 году уплатили нам примерно 2 миллиарда рублей налогов на прибыль, а в прошлом году мы получили от них, грубо говоря, миллиард. В этом году ситуация с уплатой крупной группой налогоплательщиков несколько улучшилась, пока мы собираем выше, чем в прошлом году, но примерно на уровне 2012 года.

— Раз уж заговорили о том, как мы собираем в этом году — у вас наверняка есть свежие данные. Не поделитесь этими показателями? Как Смоленская область смотрится в динамике в этом году?

— Конечно, у нас есть показатели. Чтобы не очень углубляться и постараться рассказать максимально понятно, давайте скажем так: у нас есть три основных налога. Примерно 8,5 миллиардов рублей в доходной части бюджета — налог на доходы, 6 миллиардов — это налог на прибыль и примерно 3 миллиарда — налог на имущество организаций. Если говорить про налог на доходы, темп прироста к уровню 2013 года запланирован в районе 10 процентов, пока мы немного отстаем, но как только зарплата бюджетников повысится еще, мы должны выйти на плановый темп. Что касается налога на прибыль, то пока динамика отрицательная, однако говорить о том, что мы не выйдем на плановый показатель, я не берусь. Что же касается налога на имущество — эти средства мы собираем практически в том темпе, в каком и планировали.

— Вы наверняка следите за тем, как чувствуют себя крупнейшие предприятия региона. Вот, например, строительство второй очереди АЭС повлияет на бюджет области?

— Конечно, мы смотрим за тем, какие отрасли и как развиваются. В 2013 году, например, развивались деревообработка, химическая промышленность. Пока в первом квартале этого года идет небольшое замедление индекса промышленного роста. Но мы надеемся, что активность предприятий будет возрастать. Что же касается второй очереди АЭС — безусловно, эта крупная стройка повлияет на экономику и на сбор налогов. Причем отразится это не только на нашей области, но и на Центральном Федеральном округе. Я назвал бы эту стройку системной в целом для страны, а не только для одного региона.

— Принимая во внимание все то, о чем мы с вами уже побеседовали, не могу не спросить: как мы будем жить дальше? Имею в виду, в первую очередь, сохранятся ли нынешние социальные гарантии? (О новых, полагаю, речи не идет.)

— Хочу подчеркнуть: социальные обязательства, которые взяты перед гражданами — это святое. Мы должны их выполнять, и мы будем их выполнять. Это прямая обязанность региональной власти, и нет никаких сомнений в том, что мы выполним взятые на себя перед бюджетниками обязательства. Отдельная тема — выполнение майских указов президента по заработной плате. Сейчас идет согласование с каждым отраслевым министерством, идут корректировки дорожных карт. Перспективы прописываются до 2018 года. Хочу сказать, что мы достигли неплохих результатов в этой сфере за прошлый год, по ряду позиций мы даже перевыполнили те планы, которые нам предписывались. Например, заработная плата учителей в школах в целом по области в прошлом году сложилась на уровне 20 818 рублей — несколько больше, чем мы планировали. При этом в текущем году заработная плата должна достичь 22 809 рублей — прирост за год около 10 процентов. Еще больший темп прироста надо обеспечить в 2014-м году по зарплате воспитателей в детских садах — надо выйти на показатели примерно в 18 тысяч рублей. Также в прошлом году, на мой взгляд, неплохой прирост был достигнут по отрасли медицины — средняя зарплата врачей составила почти 29 тысяч рублей.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/100/04