#7 (97)
21 апреля 2014

Дом Конёнкова

Владислав Кононов

Культурный слой

На улице Маяковского находится небольшое старинное здание «с богатым и прихотливым декором», похожее на частный особняк. Построено оно в эклектическом стиле в начале 70-х годов XIX века. Улица тогда называлась Малой Дворянской, а в красивом городском особнячке расположилось одно из первых финансово-кредитных учреждений Смоленска

Здесь в 1872 году открылось смоленское отделение Государственного банка. Его первым вкладчиком стал сам управляющий, статский советник Владимир Егорович Моллериус. Вскоре в этом же здании открылась и сберегательная касса.

Спустя почти столетие этот дом для своего музея выбрал знаменитый Сергей Тимофеевич Конёнков. Выбор города не случаен. Смоленщина — родина Конёнкова, в Смоленске проходили многие его выставки. Мастер трепетно относился к своим творениям, волновался за их судьбу. И ему хотелось, чтобы на родине были не только отдельные работы, но и цельное собрание, музей его скульптуры.

По словам руководителя области Ивана Ефимовича Клименко, известный смолянин-скульптор несколько лет откладывал свой визит в Смоленск, и посетил его только накануне своего 95-летия.

»Что касается музея и места для установки бюста, то мы условились предоставить ему самому право выбирать наиболее подходящее место в центре города и указать место, где лучше всего смотрелся бы его бюст, — вспоминал Клименко. — Речь шла об установке знаменитого «Автопортрета», за который в 1957 году ему была присуждена Ленинская премия».

В Смоленске Сергей Тимофеевич Конёнков пробыл почти два дня, 14—15 июня 1969 года, успев посетить по дороге из города и свое родное село Караковичи бывшего Ельнинского уезда.

В своей книге «Думы о былом» Иван Ефимович Клименко описывает такой эпизод, случившийся после официальной встречи скульптора с руководством области: «Когда вышли из Дома Советов, я заметил, что Сергей Тимофеевич, чтобы не увидеть памятник Ленину работы Л. Е. Кербеля прикрыл свои глаза ладонью, — пишет Клименко. — Нам было известно его недружелюбное отношение к этому тоже известному скульптору и нашему земляку».

Здание, на которое указал Конёнков для своего будущего музея, к тому времени стало очень ветхим. При его восстановлении была полностью изменена планировка и внутренняя отделка интерьера. По желанию скульптора часть работ из его московской мастерской была передана в Смоленск и разместилась именно в этом здании.

Официальное открытие музея состоялось 30 апреля 1973 года. Сам мастер до этого события не дожил — он умер в 1971-м, на 98 году жизни. К столетию со дня рождения великого скульптора, неподалеку от музея, на пересечении улицы его имени с улицей Пржевальского был установлен бюст — знаменитый «Автопортрет» Конёнкова.

Скульптуры мастера, заполнив залы, сразу же создали особую атмосферу, наполнив пространство красотой, гармонией, теплотой — всем тем, чем жила душа самого Конёнкова, и что он передал своим творениям.

За долгие годы работы музея его собрание удвоилось. Сейчас коллекция насчитывает свыше восьмидесяти уникальных работ, среди которых особым вниманием и любовью посетителей пользуются знаменитые сказочные скульптуры. Для их создания мастер использовал свой любимый материал — дерево, как никто он чувствовал и знал его богатейшие пластические возможности. Близка к сказочным скульптурам и мебель, сделанная из пней, коряг, ветвей деревьев.

Каждая из скульптур Конёнкова — часть жизни мастера, его представление о красоте мира и людей. Многие произведения возникли как память от встреч с выдающимися современниками. Их немало: «Л. Н. Толстой», «В. В. Маяковский», «В. И. Суриков», «А. В. Луначарский». Чувством красоты и гармонии наполняют пространство музея прекрасные женские скульптуры. Это источающий тепло человеческого тела дивный торс Айседоры Дункан, «Крылатая», «Девушка с кукурузой».

Каждое из произведений Конёнкова по-своему уникально, их можно подолгу разглядывать, восхищаясь мастерством автора. Самой загадочной скульптурой мастера можно назвать бюст Сталина, хранящийся в фондах Смоленского музея-заповедника и недавно экспонировавшийся на выставке «Смоленские художники — городу» в культурно-выставочном центре имени Тенишевых. Сам бюст, изготовленный в 1945 году, выглядит немного игрушечным. «Конёнков, виртуозно владевший материалом, в этой работе как будто низводит самого себя на уровень старательного ремесленника, создающего традиционный лубочный образец», — говорят искусствоведы. Загадочность же этой скульптуры в надписи на основании бюста:

«Сын Бога Навуходоносор-Сталин — Иез. 26.1–16 29. 17–20 ИС. 19.1–04. Ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство силу и славу Дан. 21–37».

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/097/07