Историк коллективного сумасшествия
Юрий Семченков
Мастерская
Определение «историк моды» у нас в стране сразу, без сомнений, наводит на единственное приходящее на ум имя — Александр Васильев. Кроме того, он еще и декоратор интерьеров, сценограф, автор популярных книг, непревзойденный лектор, коллекционер, почетный член Российской Академии художеств, телеведущий. Сейчас в Смоленске в КВЦ имени Тенишевых работает выставочный проект Александра Васильева «Гламур
— Александр Александрович, на выставке ведь представлены не рядовые примеры одежды восьмидесятых годов, а уникальные экспонаты, каждый со своей историей…
— Самое главное, что их создали знаменитости. Это коллекция от кутюр, коллекция домов высокой моды. Там можно увидеть вещи, сделанные при жизни Ивом Сен Лораном, вещи Пьера Бальмена, Готье, Кристиана Диора, экспонаты из дома Шанель, дома Олега Кассини и многих других модельеров. Эти работы, конечно, произведут большое впечатление.
— Насколько тяжело формируются подобного рода коллекции?
— Всегда тяжело.
— За каждым экземпляром идет персональная охота?
— Иногда вещь можно просто купить на
— И в рядовую химчистку такие вещи не отдашь.
— Я пользуюсь в Париже специальными химчистками, но все равно сохранить вещь — это очень трудно. Многие ткани могут быть разрушены и в химчистке. Например, плиссе, гофре очень плохо поддаются обработке, мех тоже может пострадать. Некоторые вещи вышиты вручную — блестками, бисером, стеклярусом. Их просто нельзя чистить по той простой причине, что от этих вещей не останется ничего. Мы получим
— Интересна сама технология охоты за
— Никогда, нет. Ну что вы. Прежде всего, я не собираю вещи теперешние, я их буду собирать лет через двадцать. Я в основном собираю вещи
— Всегда ли уровень этих подаренных нарядов соответствует уровню ваших коллекций? Отказать ведь значит обидеть.
— Я беру всегда. Здесь есть две важные составляющие: историческая и сентиментальная. В нашей стране, как ни странно, людей очень трогают вещи, которые принадлежали звездам. Например, Людмиле Гурченко или Наталье Фатеевой, или Кларе Лучко, или Любови Орловой. На них смотрят с пиететом. В то же время я могу привезти пять платьев Кристиана Диора, и люди скажут: а кто нам этот Кристиан? Вот Надежда Румянцева — это да! И это действительно так, потому что есть момент патриотический и национальный — нам хочется именно этого, своего. У меня совсем недавно на Красной площади в ГУМе стояла огромная выставка, триста пятьдесят манекенов. Она была посвящена
— Теперь, если позволите, задам несколько вопросов о вас лично.
— Пожалуйста.
— Был ли у вас шанс в юности заняться
— Нет, никогда. Я сын художника и актрисы.
— Именно это я и имел в виду, задавая вопрос.
— Я никогда не хотел заниматься ничем другим. И даже все детские увлечения, которые у всех бывают в возрасте пяти лет (знаете, хочу быть пожарным и поливать всех из клизмочки, или хочу быть доктором и тогда фломастером рисую ранку, а потом прикладываю к ней ватку), длились у меня, может быть, в течение одного дня. Думаю, что все мы проходим через подобного рода игры. А увлечение сначала театром, позднее модой, которая стала частью моей жизни, конечно, пришло из моей семьи. И я очень рад, что я продолжаю дело родителей.
— У вас есть
— Если говорить об эстетике, мне ближе всего мода эпохи Ренессанса,
— Вы о моде знаете все, здесь ни у кого сомнений нет…
— Нет, моя коллега Эвелина Хромченко знает «все и даже больше».
— Да ладно?
—
— Для себя у вас есть формулировка, что такое мода?
— Да, конечно. Это коллективное сумасшествие.
— Вот так вы думаете?
— Безусловно. Когда группа людей вдруг понимает, что она не может жить без лилового цвета или без полоски.
— Вы
— Абсолютно, потому что это увлечение, которое всегда направлено на саморазрушение…
— Несмотря на то, что это предмет исследования всей вашей жизни.
— Именно от того, что я ее так хорошо исследовал, я прекрасно знаю, что если мода не занимается саморазрушением, она не может воздвигнуть новое. Задача модельера — показать коллекцию и через шесть месяцев сказать всем: «То, что я вам показывал шесть месяцев назад — это совершенно не модно. Вы это купили, но носить это больше нельзя. Срочно в магазин. Там новое!» И есть люди, которые попадаются на крючок моды. Они называются жертвами моды (я думаю, они есть и в Смоленске), которые понимают, как же я сглупила, когда купила это пальто, ведь оно совершенно не в моде. Несмотря на то, что оно может быть теплое, удобное и идущее ей. Но это феноменальная вещь — женщины, а часто и мужчины, вот вдруг решают, что этот лацкан ну никак нельзя больше носить. И вот такую форму плеча тоже, а этот покрой рукава — просто
— В этом есть некая загадка с точки зрения социального поведения.
— Это сумасшествие и есть. Форма самовнушения. Надо себе внушить, что вот эта форма оправы очков не годится, хотя вы чудно в них видите. А есть такие люди, которые говорят, я модой не увлекаюсь, я вообще далек от моды. Но на самом деле таких людей нет, потому что далекий от моды человек — это может быть только древний человек, который ходил в шкурах. Но таких сейчас нет. Вся одежда, даже самая старомодная на вашем дедушке, который как бы модой не интересуется, пришла из
— У них просто та еще мода.
— Да, та, которая была, может быть, близка их юности или их социуму. Но всю их одежду тоже
— Об объеме знаний — у вас уже более трех десятков книг о моде…
— Это правда.
— Много ли еще впереди перспективных тем, на которые вам хотелось бы написать?
— Я бы хотел написать, но сейчас я очень плотно занят моими съемками на «Модном приговоре».
— Там напряженный график съемок?
— Мы снимаемся дважды в месяц по четыре дня. Очень массированно, по четыре программы в день. Это большая работа, и поэтому иногда у меня нет времени не только сосредоточиться, но и сходить в библиотеку. Я же не беллетрист, я
— Если
— Самая простая для чтения — это книга «Я сегодня в моде. 100 ответов на вопросы о моде и о себе». Тем, кто является неофитом в этой области, кто ничего не знает, я советую начать именно с этой книги. Это очень легкое чтение, очень веселое. Затем я предлагаю «Этюды о моде и стиле» и «Судьбы моды». Это две другие книги, которые в форме рассказов и небольших новелл рассказывают нам о различных фактах из жизни моды. А потом, конечно, более специальные книги — «Красота в изгнании», мой бестселлер, который был переиздан уже семнадцать раз, «Русская мода. 150 лет в фотографиях», затем прекрасные книги «Русский интерьер», «Европейская мода. Три века», «Русский Голливуд». Но я считаю, что это уже более специальная литература, для людей, у которых есть
— Мы поинтересовались в крупнейшем книжном магазине Смоленска о ваших книгах, и оказалось, что их все раскупили. Похоже, за автографами к вам пойдут с вашими книгами.
— И правильно. Люди готовятся, этого события ждут, книги размели. Я очень рад, для меня это приятно. Знаю, что мои книги хорошо продаются, знаю, что люди с удовольствием ходят на мои выставки и смотрят программу «Модный приговор», которая мне помогает очень в популяризации знаний. Если вы хотите знать рейтинг «Модного приговора» — тридцать миллионов зрителей в день.
— Причем передача идет не совсем в
— Конечно, она идет совсем не в
Все истории про то, как я была некрасивая и вдруг в одночасье стала прекрасная. Но, если честно говорить, каждая женщина и каждый мужчина могут быть прекрасны, если они
— Только не вводите эту моду, если вы скажете в «Модном приговоре», что мужчинам можно красить губы, это тут же по всей стране и пойдет.
— Не буду так говорить.
— Продолжается ли «Модный приговор» в жизни? Подходят ли к вам на улице за советами?
— Без конца. В основном это касается фотографий и автографов, конечно. Но спрашивают и советов по одежде. Я всегда говорю, что я сегодня выходной. Люди должны понимать
— Вы довольно мощно присутствуете в интернете.
— Я везде. И люди пишут, пишут, пишут. Просят, дайте мне совет. Но я не могу, это невозможно. Присылают фотографии, часто чужие, хотят узнать, что я скажу насчет Зины. Я все эти трюки понимаю. Вот, например, фейсбук, мощная международная сеть, в отличии от наших, которые
— Я посмотрел ваше расписание на ближайшие недели, оно безумное. Думаю, звезды эстрады не имеют таких плотных графиков. Кострома, Смоленск, Стамбул…
— Барселона, Дубай, Вильнюс…
— Где у вас батарейка?
— Я скажу. Я не пью и не курю, это очень много. Я не принимаю никаких наркотиков, это тоже очень много. Потому что многие мои коллеги по цеху в
— У России есть свой путь в моде?
— В России есть, конечно, свой стиль, который продиктован,
У нас только по статистике пятьдесят пять процентов женщин на сорок пять процентов мужчин. Женщины в большинстве, и они очень стараются быть замеченными. Поэтому наши женщины, правду говорят, выглядят часто вульгарнее. Многие говорят «красивее», но это не так. С более яркими волосами, с более высокими каблуками, с более голым животом, с большей дозой ботокса, силикона и гиалуроновой кислоты. Я поражен количеством этих объемных губ, которые я вижу на улице. Эта тема «рыба карп» в губах присутствует без конца. Женщины стараются так привлечь к себе внимание, и это во многом обуславливает данности и парадигмы современной русской моды.
— Вы в своих моноспектаклях играете Коко Шанель. Без женского костюма, это тяжело?
— Я сын актрисы, и хотя окончил не актерский, а постановочный факультет школы- студии МХАТ, я с удовольствием играю Коко Шанель и всех ее друзей, всех ее мужей. Главное в моих моноспектаклях это то, что я изображаю Шанель андрогинным существом, таким, каким она и была. Это была женщина практически без груди, без бедер, в ее поступках было очень много мужского. И она была все время в окружении разных мужчин, поэтому я скорее играю ее через призму этих мужских взглядов.
— Три главные вещи, на которые должен обратить свое внимание мужчина?
— Чистая обувь, свежая рубашка и ногти в порядке.