#8 (76)
13 мая 2013

Установление тождественности

Владислав Кононов

Культурный слой

За все надо платить. Наверное, это правильно, кроме тех случаев, когда платить приходится дважды. Например, за фотографирование в музеях. Ограничения на использование вспышки понятно — свет может вредить экспонатам. Фотографии экспонатам вредить не могут. Тем более вредить музеям настолько, чтобы за это надо было брать деньги. Наоборот, современные технологии позволяют этим привлечь посетителей. Сфотографировал, отправил в твиттер, кто-то добавил в избранное и сказал себе: «А в этот музей надо будет сходить». И те же деньги (даже гораздо большие) придут в музей платой за входные билеты новых посетителей.

Нынешний руководитель московского департамента культуры Сергей Капков рассказал, что раньше вход в парк имени Горького был платным. Экономический эффект был неочевиден, людей было немного и они неохотно расставались с деньгами.

Плату за вход отменили. Эта мера вместе с бесплатным вай-фаем на территории парка удвоила количество посетителей — с десяти до двадцати миллионов человек в год. Парк наводнила молодежь со всевозможными гаджетами. Люди стали охотней расставаться с деньгами за другие услуги: аттракционы, развлечения, питание. Экономический эффект стал очевиден — более 60 процентов своего бюджета парк теперь зарабатывает сам.

На днях бесплатный вай-фай появится в Лопатинском саду. Чуть позже, летом, здесь же, в Лопатинском саду (рядом с колесом обозрения) появится визит-центр. Велосипед тоже изобретать не пришлось — более десяти лет такой центр под названием «Красная изба» успешно работает в Великом Новгороде. Здесь каждый сможет получить бесплатную консультацию, карту города, буклет-путеводитель, заказать экскурсию и забронировать гостиницу. При желании — попить кофе и купить недорогой сувенир на память. Экономическая выгода на первый взгляд неочевидна. Но также, как и фотографирование музейных экспонатов и размещение фото в фейсбуках, блогах и твиттерах, визит-центр работает на привлечение внимания к смоленским достопримечательностям. Работает на увеличение потока туристов и делает их (и наше) пребывание в городе комфортней. Которые (туристы) затем все равно расстаются с деньгами в музеях, кафе и магазинах, только гораздо охотней.

Установлением тождественности философы называют идентификацию объекта. Можно тысячу раз проходить мимо привычного земляного вала и не идентифицировать его никак. Но можно удивиться, узнав, что это уникальное фортификационное сооружение в виде пятиконечной звезды — единственное в своем роде во всей Европе. Два года назад у Королевского бастиона появился информационный стенд, рассказывающий на трех языках об этом уникальном объекте. Такой же стенд тогда появился у Шеинова бастиона, что за парком пионеров. Что радует — никто за эти два года не изрисовал и сломал эти конструкции. Но многие идентифицировали — кто раньше, кто позже — насколько это уникальные исторические объекты. Пусть даже кто-то плохо учился в школе и не знает, кто и с кем воевал в Смоленскую войну. Не стыдно не знать, стыдно гордиться своим незнанием.

Совсем скоро в историческом центре Смоленска появится система туристского ориентирования. Антивандальные панели с участками карты города и указанием объектов шаговой доступности, достойных внимания. Указатели, как во многих туристских центрах, показывающих направление к музеям, памятникам архитектуры и прочим достопримечательностям.

Зачем это все надо? Чтобы установить тождественность и удивиться — сначала самим, потом и гостям. Скептики скажут — сначала сделайте дороги и отремонтируйте памятники. Кто-нибудь обязательно опять публично признается в своем незнании. Но им и бесплатное фотографирование в музеях не сильно поможет.

Но ведь дороги делают тысячу с лишним лет. Ждать еще тысячу — времени нет. Ну, а памятникам и ремонт не поможет, если им никто не удивляется.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/076/06