Общество машин
Юлия Моисеева
Дневник наблюдений
Прогресс, лень и стремление «быть как все» приводит к тому, что мы постепенно превращаемся в общество машин. Еще двадцать лет назад автомобиль был роскошью, а сегодня он есть почти в каждой семье, и зачастую не один. «Наши люди в булочную на такси не ездят» оказалось уже в прошлом. Ездят! Скорее прогулки для автомобилистов становятся приключением. Складывается впечатление, что лет через десять пешеход станет диковинкой, а через пятьдесят, глядишь, вообще асоциальной личностью.
Власти, вероятно, поддавшись общей тенденции (или автомобили выглядят убедительнее людей?), тоже помогают отстраиванию «общества машин». Вы никогда не замечали, что ремонта дорог требуют настойчиво, а про пешеходные дорожки никто и не вспоминает? А ведь по большинству пешеходных зон Смоленска ходить весьма проблематично, а на каблуках вообще опасно. По одной из главных пешеходных улиц — Октябрьской революции — ходить в обуви на тонкой подошве просто больно.
Но о необходимости ремонта тротуаров молчат. Пешеходам и так сойдет?..
А как зимой чистят снег? Сначала освобождают от снега дороги, сооружая на обочинах огромные, непролазные для пешеходов горы снега. Тротуары расчищают крайне редко. И бредут обозленные пешеходы, устало протаптывая себе дорогу. Что сказать? Общество машин.
К стремительному развитию «общества машин» оказались не готовы ни город, ни ментальность смолян. Город строили еще для людей — в нем не предусмотрены транспортные развязки, в центре нет мест для парковок. Увеличивающаяся популяция машиновладельцев постоянно сталкивается с неудобствами: пробки и «негде парковаться». Обе проблемы частенько решаются в ущерб безлошадным. Пробки объезжают через дворы, которые для этого вовсе не предназначены, в них играют дети, а на лавочках сидят старушки. Вопрос с парковкой тоже решается на первый взгляд легко — машиновладельцы паркуются на любой доступной горизонтальной поверхности. Под парковку «хорошо» подходят тротуары, зеленые зоны и детские площадки. В результате в Смоленске нет двора, который не использовали бы под стоянку.
Невольно думается, что на городских стоянках просто не хватает мест для авто. Но нет! Оказывается, что парковки далеко не переполнены, то ли людям лень отвозить любимый автомобиль на стоянку, то ли просто поступают из принципа «как все». Вот и переполнены смоленские дворы не детишками, а автомобилями.
С такой экспансией оказались не согласны пешеходы. Многие из них решили бороться законными способами. В процессе борьбы выяснилась вся бесполезность затеи — законы у нас тоже все еще для общества людей, в котором не нужно говорить, что белое — это белое, а черное — это черное. На одной из встреч со смолянами, организованной руководством полиции, горожане попросили озвучить механизм, с помощью которого они могут убрать автомобиль с детской площадки. Полицейские честно ответили, что единственное, чем может закончиться для нарушителя вызов полиции — это штрафом. И, сославшись на несовершенство законодательства, расписались в своем бессилии в этом вопросе. Правда, начальник УМВД России по Смоленской области Михаил Скоков тут же заявил, что попробует пролоббировать закон, с помощью которого можно будет реально решить эту проблему. Но
Как так получилось, что общество раскололось на два лагеря, яростно отстаивающие собственные интересы? Важно помнить, что в любой момент жизни, порой независимо от нашей воли, каждый из нас может стать или пешеходом или автомобилистом. Ведь прежде всего мы люди. В отличие от животных мы контролируем свои инстинкты и желания. Нужду, пардон, справляют в специально отведенных местах, а не там, где приспичило. Так почему же автомобили паркуют, где захотелось, а не там, где надо? Пока в обществе не появится негласный общепринятый кодекс правил, хаос в жизни города и раскол между водителями и пешеходами будет постоянно увеличиваться. Получается, что комфортное проживание в «обществе машин» нам сейчас не обеспечит никакой закон, кроме личностного.