«Смоленские фермеры
не готовы в плане техперевооружения»
Валерий Лобанов
эфир радио ВЕСНА 18 апреля 2013 г.
Сельское хозяйство
«За семь лет мы должны совершить настоящую революцию в сельском хозяйстве», — прогнозирует начальник департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию Татьяна Рыбченко.
— Татьяна Ивановна, как раз в эти дни для всех, кто связан с сельским хозяйством, начинается горячая пора. Самое время поговорить о приоритетных направлениях сельского хозяйства региона. Расскажите, что мы сеем сейчас, и что будем стараться получить по факту?
— Можно сказать, что приоритеты за нас расставила сама жизнь. Приоритетной для нас как была, так и остается культура лен. Это традиционная для Смоленщины культура, именно поэтому первая программа, которую мы в области разработали и приняли, как раз посвящена развитию льноводства. Хочу сказать, что и по линии министерства сельского хозяйства программа по этой культуре также одна из первых. Конечно, достойное место на наших полях сейчас занимает и рапс. Масло этой культуры востребовано как в России, так и на европейском рынке, поэтому за ней большое будущее. Кстати, у нас также принята программа по развитию в регионе рапсосеяния. Это то, что касается коммерческих культур, которые дают доход хозяйству.
— Раз уж заговорили о доходах, спрошу о финансировании вообще. Некоторое время назад говорилось, что все весенние работы под угрозой срыва. Сейчас нет таких опасений?
— На сегодняшний день, увы, ситуация остается напряженной. Снят вопрос в части финансирования со стороны Федерации: с 11 апреля мы начали активно финансировать наши хозяйства. По состоянию на 15 апреля выплатили сельхозтоваропроизводителям около 300 миллионов рублей. Но этих денег недостаточно для того, чтобы выполнить наши задачи. Нужно привлечь еще примерно 350 миллионов, мы рассчитываем получить их в качестве кредита из «Россельхозбанка». Решение вопроса пока идет очень слабыми темпами. Однако мы надеемся на продолжение партнерских отношений с банком, как это было и в предыдущие годы.
— При всем этом, насколько я понимаю, существует и еще одна проблема — разрыв между стоимостью продукции, которая остается неизменной из года в год, и, например, постоянно растущим в цене топливом. Возможно ли сделать
— Конечно, все это возможно. Ведь вступление в ВТО не означает, что сюда хлынет импортная продукция. ВТО предполагает в первую очередь готовность нашей продукции к конкуренции на рынке. Конкурентоспособность как раз складывается из качества и себестоимости этой продукции. И здесь необходимо найти золотую середину. Хочу отметить, что и за рубежом схожая цена на молоко, например, и на ГСМ.
— А чего нам не хватает, чтобы конкурировать на рынке?
— Мы не готовы в техническом плане. Поэтому минсельхоз и предлагает идти по пути технического перевооружения, больше работать по новым технологиям. Мы разработали 18 программ по молоку, по мясу и так далее, где один из основных пунктов — субсидирование техники и техническое перевооружение. Реализовывать эти программы мы будем в рамках софинансирования из федерального бюджета.
— На какую субсидию могут рассчитывать производители?
— Участие государства в вопросе софинансирования перевооружения может колебаться от 20 до 30 процентов. Да, может быть этих денег и недостаточно, но сегодня есть возможность кредитования, в том числе и так называемых «длинных кредитов». В этом вопросе надо четко просчитывать свою экономику.
— Татьяна Ивановна, а часто ли вы сталкиваетесь с недобросовестными селянами, которые брали кредиты на техническое перевооружение, например, а по факту «правильно осваивали деньги»?
— К сожалению, такие факты присутствовали. До 2012 года наш филиал «Россельхозбанка» самостоятельно выдавал кредиты. С этого года администрация Смоленской области заключит с банком соглашение, по которому специальная совместная комиссия будет рассматривать тот или иной проект или
— Еще один немаловажный вопрос — сбыт продукции. Есть ли здесь
— Один из первых шагов — создание «губернаторского» рынка. Пока он временно находится на улице Тенишевой, скоро переедет на пересечение проспекта Строителей и Рыленкова. Это будет постоянная площадка для наших товаропроизводителей. Второй шаг — участие смолян на московских рынках. У нас уже есть товаропроизводители, которые реализуют свою продукцию на столь крупных площадках. И третий шаг — создание в перспективе некоей кооперации. Объединив по желанию того или иного сельхозтоваропроизводителя, будут создаваться логистические центры для оказания помощи в реализации. Однако в этом вопросе необходимо понимать, что наша продукция должна быть другого качества. Потребителю сегодня интересно видеть, например, продукцию в вакуумных упаковках, а не просто мясо на прилавке. И здесь одна из наших задач — помочь освоить новые для нас технологии, субсидировать их, поскольку без поддержки государства реализовать это очень трудно.
— А сами товаропроизводители понимают, что надо «вставать на новые рельсы»?
— Безусловно. Как раз, например, общаясь на «губернаторском» рынке, они подмечают
— Все это касается розницы. А как быть с оптом?
— Здесь как раз и поможет создание коопераций. Ведь чтобы заявляться оптом, нужны серьезные объемы продукции. Пока мы к этому не готовы. А просмотрев вопросы кооперации, в перспективе, мы сможем подойти к оптовой торговле. Хочу отметить, что это вопрос достаточно короткого промежутка времени, может быть, пары лет.
— Только в прошлом году из двух уровней бюджета на поддержку сельского хозяйства ушла сумма 1,7 миллиарда рублей. Скажите, а целесообразны ли эти затраты? Не перегибаем ли мы палку с поддержкой, тем более что и продукцию потом трудно сбыть?
— Действительно, есть такое мнение, мол, мы закапываем деньги, а отдачи не видим. Я считаю, что это в корне не так. Сельское хозяйство дотационно во всем мире. И если государство сильно — оно сильно как раз своей продовольственной безопасностью. Если мы хотим иметь здоровую нацию, мы должны вкладывать деньги в развитие сельского хозяйства. Да, сегодня мы еще не на том уровне в машиностроении, чтобы быть конкурентоспособными. Поэтому приходится покупать технику дороже. И чтобы все это окупилось, нужно много времени. В вопросах технологий есть и еще один немаловажный вопрос — это правильное, разумное использование земли. Лет десять тому назад у нас не было ни одного перевооруженного хозяйства, сейчас их десять. Значит, мы растем, нет никакого «закапывания денег».
— Если посмотреть в будущее, сколько лет нам нужно, чтобы стать конкурентоспособными?
— Переходный период, который определило государство, составляет семь лет. За это время мы должны совершить настоящую революцию в сельском хозяйстве. Много это или мало? Судите сами, у нас инвестиционные проекты рассчитаны на восемь лет…
— Посильна ли такая задача?
— Безусловно. Главное, что люди должны поверить в то, что мы можем это сделать.