Независимое общественно-политическое издание
#12 (58)
30 июля 2012

Сам себе экскурсовод

Юрий Семченков

Мастерская



Станет Смоленск туристически притягательным местом или не станет — большой вопрос. Но готовыми к такому повороту событий нам, несомненно, быть необходимо и для этого вовсе необязательно заканчивать исторический факультет смоленского госуниверститета. Достаточно, например, послушать Романа Чиринду, экскурсовода одного из городских турагентств. Чем увлечь потенциальных гостей Смоленска, как правильно их встретить и что показать в первую очередь?

— Роман, в последнее время очень много разговоров ведётся о том, что Смоленск может и должен стать туристическим центром. Вы как оцениваете такие перспективы?

— Всё относительно. Если рассматривать древние города, скажем так, нашего класса, то Смоленск по туристической посещаемости находится на третьем месте после Новгорода и Пскова. Не беря, конечно, в расчёт такие столичные места как Санкт-Петербург, который может стоять в одном ряду с Парижем или Лондоном.

Если сравнивать периоды развития туризма с возрастом человека и принять среднюю продолжительность человеческой жизни за шестьдесят лет, то туризм сейчас в Смоленске находится на уровне десятилетнего возраста.

— Оппоненты утверждают, что по большому счету привлекательных для туристов объектов должного класса в Смоленске нет, а то, чем мы привыкли восхищаться, не представляет большого интереса на мировом уровне.

— Я не согласен. Объектов подобного рода достаточно много. Если сравнивать с тем же Новгородом, то там объектов для показа поменьше, но город более «раскручен». Смоленск очень плохо бывает представлен на выставках, как международных, так и для внутреннего туризма. О нём практически не знают ничего. Хотя последние пару лет пошёл, надо сказать, большой всплеск туризма. Даже в период экономического кризиса ожидаемый спад приезда обернулся, наоборот, выросшим посещением. Я говорю о внутреннем туризме.

— Наши смоленские жемчужины — Успенский собор и крепостная стена — соответствуют мировому уровню достопримечательностей?

— Конечно, соответствуют. Однозначно. Но почему-то крепостная стена мало пользуется спросом у туристов, нежели ожидается. Во-первых, как мне кажется, потому, что не мы рекомендуем её для организованного просмотра. Только в свободном порядке. Подниматься на крепостную стену небезопасно. Честно говоря, стыдно.

— До сих пор? Несмотря на все реставрации?

— Моё мнение такое: чем ближе юбилей, чем больше идёт реставрация, тем хуже и хуже положение дел.

— Есть мнение, что лучше крепостную стену вообще не реставрировать, а законсервировать в нынешнем состоянии и оставить всё как есть, демонстрируя дух времени и натуральность, нежели устраивать новодел.

— Я знаю, чья это точка зрения.

— Не секрет. Это позиция Фёдора Модестова*.

— Мы знакомы, и я его точку зрения во многом разделяю. Один участок крепости, который находится в центре города, в Лопатинском саду, я бы сделал прогулочным для туристов, отреставрировав его, а другую часть законсервировал бы в сохранившемся виде. Это было бы удобнее с точки зрения ухода за туристической зоной крепости, потому что убирать и содержать в надлежащем виде всю стену просто нереально на данном этапе. Тяжело следить за сохранностью крепости даже физически.

— Смоленские экскурсоводы добавляют фантазий и мистики в свои рассказы?

— Естественно. Без этого скучно было бы.

— По каким объектам?

— Я немножко добавляю подобного рода истории по крепостной стене, по XII веку, немного мистики по Гнёздовским курганам, по бункеру Гитлера. Какие-то легенды есть по Посольскому тракту или Старой Смоленской дороге.

— Чем раньше был ценен экскурсовод, так это тем, что эксклюзивно владел информацией, которую, в основном, сам и добывал из различных источников. Сейчас, в век интернет-доступности практически любых знаний, в чём основная роль экскурсовода?

— Главная цель экскурсовода — показать, а потом уж рассказать. Именно на этом мы делаем акцент. Можно поставить автобус в чистом поле и рассказывать о том, какой на этом месте был город, как он развивался. Но нужно этот город себе представить. Это тяжело, не у каждого есть богатое воображение.

У нас практически каждый день экскурсии, очень напряжённые графики работы, нужно за 2–3 часа попытаться рассказать всю историю города. Поэтому приходится преподносить экскурсантам только то, что, на мой взгляд, интересно. То, что я как историк ценю в Смоленске.

— Показать нужно с какой-то особенной стороны?

— Безусловно. Если брать храмы XII века (а я специалист по XII веку, у каждого историка есть свой любимый период) нужно показать, к примеру, сохранившийся фрагмент фрески, который просто так не заметить, плинфу с клеймом мастеров. Чтобы знать как она выглядела, надо прежде всего видеть.

— Нужно ли экскурсоводу специальное образование?

— Да, лучше бы историческое. У нас есть трёхмесячные курсы экскурсоводов в гуманитарном университете. У меня бывают на практике их выпускники, надо сказать, их крепко готовят.

— Обязательно ли экскурсоводу любить город? Можно ведь водить экскурсии с холодной головой, знать фактуру, быть обаятельным коммуникабельным человеком, но относиться к профессии без особого вдохновения.

— Я когда начал работать в Смоленске, тоже проводил экскурсии чисто машинально, но со временем стал любить город. Может быть, потому, что стал больше узнавать его историю, интересоваться именно смоленским краеведением, открывать удивительные факты.

— Если бы предложили подготовить экскурсию по незнакомому для вас городу, скажем, Флоренции, сколько времени нужно профессиональному экскурсоводу для создания качественного продукта?

— Вы знаете, если рассчитывать на сильную публику и взыскательную аудиторию, то потребуется немало времени, ведь очень много, помимо чисто исторической и познавательной информации, технических моментов. Нужно в тонкостях разработать маршрут. Когда я работал в Петербурге, то готовился к своей первой экскурсии примерно год.

— В свободное время вы гуляете по городу, чтобы узнать новое и добавить к экскурсиям?

— Обязательно, а как иначе? Постоянно узнаю всё новое и новое, постоянно открываются и открываются новые факты и тайны. Невозможно, конечно, всё рассказать на экскурсии, не хватает времени, но я для себя определил правило: всё, что открыл новое, нужно сразу же рассказывать. Даже если это несколько идёт в разрез со сложившимися устоями.

— Сами вы, оказываясь рядовым экскурсантом, бывая в туристических местах, какими глазами смотрите на экскурсовода?

— Смотрю с точки зрения техники ведения экскурсии.

— Не мешает?

— Мешает. Иногда некоторые моменты меня смущают. Я, например, всегда в своих экскурсиях делаю акцент на том, что никогда защитники не лили кипящую смолу с крепостной стены на врага, а во Пскове всегда об этом говорят. И мне постоянно хочется задать вопрос: «Смола же горит, и если нападающие выпустят горящую стрелу, то сгорит и вся крепость. Как же так?» Но не задаю, это же мои коллеги.

— На самом деле смолу не лили?

— Я не склонен к этой версии. Кроме всего прочего, леса вокруг Смоленска были вырублены на 15–20 километров, чтобы видеть врага издалека. Ну где взять столько смолы? Так что если и лили, то скорее всего кипяток.

— Попадаются вредные экскурсанты, «знайки», которые хотят посадить экскурсовода?

— В каждой группе есть такой турист, который хочет сбить, как ему кажется, спесь с экскурсовода. Иногда жестким тоном, иногда в шуточной форме приходится ставить таких на место.

— Психологом, получается, тоже нужно быть?

— Когда входишь в автобус, улыбаешься и здороваешься, уже по ответу много чувствуешь. Иногда отвечают дружным хором, иногда тишина в ответ. Приходится выбирать, какой колеёй идти с данной группой.

— Отличаются ли группы в зависимости от места формирования?

— Отличаются. Группы из Москвы более лёгкие, они приезжают отдыхать, питерские группы тяжёлые, мало эмоциональные. Лёгкие, но вечно спешащие группы из Белоруссии, у них всё строго по времени. Брянские группы с чувством юмора, с отменным чувством юмора и тульские группы. Псковичи великолепно принимают экскурсии, с ними легко работать.

— Иностранцев много?

— Если сравнивать с началом двухтысячных годов, то поток заметно увеличился. По понятным причинам стало больше поляков, но и туристов из Западной Европы (бельгийцев, французов, немцев)стало больше. Много американцев, которые приезжают сюда с усыновлёнными когда-то здесь российскими детьми.

— Насколько коренные смоляне проявляют интерес к экскурсиям по родному городу?

— Очень мало. Мы проводим и бесплатные экскурсии. Но ходят очень мало и, в основном, одни и те же люди. Сформировался круг людей, которые интересуются. А другие не считают нужным, хотя зря: многого себя лишают.

— Какие вопросы чаще всего задают туристы?

— Обязательно спрашивают про подземные ходы и про клады. У меня как-то вышла статья «Клады Смоленска. Где искать», после чего было много звонков от местных жителей.

— С предложением сотрудничества?

— Да, расскажите, покажите. В последнее время туристы стали заметно больше интересоваться местами отдыха, барами, кафе. Мы, разумеется, знаем, какие заведения посоветовать, где какой средний чек на человека.

— Если для осмотра Смоленска есть только несколько часов, то что бы посоветовали посмотреть в обязательном порядке? Ваш личный Топ-5?

— В первую очередь, собор, храмы XII века, нашу великолепную художественную галерею, «дикую» восточную часть крепости и какой-нибудь ресторан или кафе.

— Как обстоит дело с кадрами в вашей профессии, есть ли конкуренция?

— Довольно жёсткая. Я сам не из Смоленска, и мне было достаточно тяжело влиться в эту среду.

— То есть стать экскурсоводом в Смоленске непросто?

— Кроме обязательной поддержки в лице турфирмы необходима и помощь кого-то из опытных работников: помочь не только с содержательной частью экскурсий, но и с чисто технической (где поставить автобус, где, простите, находятся туалеты, где быстро кормят, где купить сувениры).

— И напоследок, так всё-таки есть подземные ходы?

— В каждом древнем городе они были. Тем более в Смоленске.

 


* Фёдор Модестов, археолог:

— То, что сейчас делается с крепостной стеной, мне не очень по сердцу. По сути дела, мы создаём новодел. Идём по самому стандартному пути. А ведь есть определённая этика реставрации, есть мировая практика, когда консервируют и сохраняют то, что осталось. Сохраняют живописность. Это и лучше смотрится эстетически, и чувствуется дух истории. Понятно, что ни один памятник не может существовать в первозданном неизменном виде на протяжении длительного времени. Он разрушается, меняется, что-то с ним происходит. Дискуссия как восстанавливать памятники, ведётся давно. Можно сделать картинку красивую и интересную, а можно оставить то, что сохранилось, дожило до наших дней. И поляки стену штурмовали, и французы, и немцы. Вот то, что осталось. Вот это бы и законсервировать. Мне смоленская крепость всегда нравилась в том виде, в котором она сохранилась.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/058/07