Независимое общественно-политическое издание
#12 (58)
30 июля 2012

Михаил Николаенков: «Транспорт, даже если он частный, совсем независимым быть не должен»

Александра Омаль

За рулём

Муниципальное предприятие «Автоколонна 1308» этой осенью получит в своё распоряжение двадцать новых ЛИАЗов, однако стоимость проезда в них «догонит» цену за билет в маршрутном такси. Тем временем, частные перевозчики, стабильно нарушающие правила дорожного движения, будут «отсекаться» от обслуживания городских маршрутов ещё на конкурсном этапе. И это далеко не все новости из жизни городского транспорта. О том, как строится работа администрации Смоленска с муниципальными и частными перевозчиками, мы беседуем с директором «Автоколонны 1308» Михаилом Николаенковым.

— Михаил Викторович, вы пришли работать на предприятие всего три месяца назад. Спрашивать о результатах работы, проделанной за такой короткий срок, наверное, даже неприлично. Однако о новом этапе в жизни предприятия с вашим приходом первым заговорил глава администрации Николай Алашеев, дескать, автоколонна начала рассчитываться с накопившимися долгами, получила прибыль…

— Действительно, когда я пришёл на предприятие, то понял, что для начала нужно «сбросить» балласт его долгов. За три месяца мы погасили кредитов на сумму около пяти миллионов рублей, кроме того, получили прибыль в размере двух с половиной миллионов. Цифры, конечно, не сильно впечатляющие, и по сей день наше предприятие остаётся убыточным, но здесь важна тенденция: рассчитываться с долгами, а не накапливать их. У наших финансовых успехов есть и сезонная причина: с началом дачного сезона в разы увеличилось количество переездов на некоторых участках. Но мы будем стараться темпа не снижать, и будем использовать для этого все возможности. Задача максимум заключается в том, чтобы в конечном итоге не автоколонна работала на содержание автобусов, а автобусы могли содержать своё предприятие.

— В средствах массовой информации звучала цифра, что автопарк предприятия изношен более чем на восемьдесят процентов. Такими темпами очень скоро ни одного приличного муниципального автобуса в Смоленске не останется. А ведь это проблема не только вашего предприятия, но и всех горожан, и, надо думать, городских властей. Есть пути её решения?

— Администрация города прекрасно осознает, что город не должен потерять автоколонну. А это действительно может произойти. Как вы уже сказали, изношенность автопарка составляет восемьдесят процентов, и если ситуацию не поменять, не думаю, что он протянет больше двух лет. Эту мысль я озвучил главе администрации Николаю Алашееву, и хочу сказать, что он сразу определил всю серьёзность проблемы. Насколько мне известно, уже в августе будут проведены конкурсы по закупке двадцати ЛИАЗов. Учитывая, что примерно такое же количество техники на предприятии находится в относительно приличном состоянии, транспортное сообщение в городе будет сохранено. Но мы, конечно, останавливаться на этом не будем, и надеемся продолжить обновление автопарка и в следующем году. Год будет юбилейным, и новые автобусы стали бы хорошим подарком для всех наших горожан.

— А кто будет ездить на новых автобусах? Наверное, не ошибусь, если предположу, что кадровая проблема стоит в вашем предприятии на почётном втором месте, сразу после проблемы обновления автопарка.

— Хочу начать с того, что несмотря на все кадровые проблемы даже в период отпусков наши машины по графику выходят на линии, и сбоев в работе не прослеживается. Но действительно, на предприятии не хватает шофёров, кондукторов, технического персонала. Понимая это, для начала я стараюсь удержать на месте уже сложившийся коллектив. С июля зарплата рабочим была повышена на десять процентов. Как вы понимаете, пока это максимум наших финансовых возможностей. Однако деньги не всегда «перевешивают». Некоторые наши водители в погоне за длинным рублём уходили к частнику, но почти всегда возвращались: всё-таки в плане социальной защиты малому бизнесу ещё тяжело конкурировать с государственным предприятием. Что касается привлечения к нам молодых специалистов, то мне досадно, что они не считают нашу профессию достойной. Хотя мы здесь же, на предприятии, имеем все возможности «вырастить» специалиста. Мы организуем стажировки, у нас есть учебные классы, есть опытные шофёры, способные обучить практическим навыкам. Остаётся надеяться, что однажды ситуация переломится, и профессия водителя станет престижнее.

— В профильной комиссии Смоленского городского Совета рассматривается вопрос о повышении тарифа за проезд в автобусах муниципального транспорта. Так сколько же теперь будет стоить билет?

— Если сессия городского Совета утвердит новый предложенный тариф, то стоимость проезда в муниципальном транспорте «догонит» цену за проезд в частной маршрутке и составит 12 рублей. Конечно, любое повышение цены неприятно потребителю, но хочу обратить ваше внимание на то, что только себестоимость проезда в наших автобусах составляет 20 рублей. Горюче-смазочные материалы, увы, не дешевеют, и тянут за собой вверх цену на автобусный билет.

— На одном из совещаний в мэрии вы говорили о том, что за последнее время участились нарушения правил дорожного движения со стороны частных перевозчиков. Глава администрации Николай Алашеев дал поручение ещё на этапе составления конкурсной документации на обслуживание маршрутов «отсекать» таких злостных нарушителей.

— Конечно, водитель как частного, так и муниципального транспорта ПДД нарушать не должен, слишком велика его ответственность. Однако вопрос о частных перевозчиках гораздо шире. Ведь по правилам, фирма, которая занимается перевозками, пусть даже совсем небольшая, должна иметь в своём штате медиков, которые проверяют состояние здоровья водителей перед выходом на рейс.

Большие требования сегодня и к так называемой техническо-производственной базе перевозчика. С точки зрения безопасности пассажиров это абсолютно правильно. Однако содержать всё это частному перевозчику очень нелегко, часто невыгодно. В этом смысле нашему муниципальному предприятию проще: схема проверки автобуса и водителя перед выходом на рейс у нас отлажена, есть и врачи, и техники, и оборудование. Более того, сегодня мы предлагаем частным перевозчикам свои услуги по ремонту техники, кроме того, готовы предоставить места для стоянок маршрутных такси.

Уже давно созрела общая идея о коалиции перевозчиков, частных и муниципальных. На нашей автоколонне вполне можно было бы организовать пункт обслуживания всех городских автобусов перед выходом на линию. Это опять же гарантировало бы городу порядок в системе обслуживания общественного транспорта. Понимаю, что антимонопольная комиссия уже готова мне возразить, и пока нет идеальной схемы для объединения всех городских маршруток и автобусов на одной медико-технической базе. И всё же, совсем независимым общественный транспорт, даже если он частный, быть не должен. Потому что, повторяю, слишком велика наша общая ответственность перед смолянами.

 

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/058/06