Проверка на прочность
Смоленская область — регион с самыми высокими в ЦФО ценами на лекарственные средства. Кто в этом виноват, и удастся ли губернатору Алексею Островскому изменить данную ситуацию
Светлана Савенок
Скандал
Вряд ли
Вообще, эта свобода действий в сфере лекарственного обеспечения, которую получило ОАО «Смоленск-Фармация», была бы в
Руководитель управления Росздравнадзора по Смоленской области Владимир Дятлов давно бьёт в колокола:
— Уже второй год подряд по программе обеспечения неотложными лекарственными средствами (ОНЛС) разыгрывается аукцион под двести миллионов рублей на год, и второй раз этих средств не хватает. Почему? Да потому что цены на многие лекарства, закупленные ОАО «Смоленск-Фармация», выше среднероссийских чуть ли не вдвое! А госзаказчик, призванный регулировать эффективность расходования бюджета,
Нет нужды ещё раз описывать, как область потеряла контроль над «Смоленск-Фармацией», нет нужды ещё раз обращаться к цифрам, доказывающим, что цены на лекарства в Смоленской области с некоторых пор стали самыми высокими в ЦФО. Подробности известны всем. Известны и тем федеральным чиновникам, которым «по должности положено» курировать действие программы ДЛО на территориях регионов. Федеральные чиновники каждый раз вроде бы озабоченно сдвигали бровки, грозили пальчиком и «требовали устранить». Чиновники смоленские согласно кивали, тяжело вздыхали, но «…вы же понимаете, администрация тут бессильна, у поставщика лекарств — всё по закону, и мы сделать ничего не можем, они сами решают, что закупать, по какой цене, и в каких объёмах, это их право».
И ведь правда, в рамках переданных полномочий в части обеспечения лекарствами граждан, имеющих право на набор социальных услуг, ОАО «Смоленск-Фармация» с 2011 года могло действовать исключительно на своё усмотрение — так, как удобно и выгодно ей. И никакие проверки федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, никакие рекомендации высоких комиссий не могли повлиять на политику этой компании (главное — прибыль ОАО, остальное вторично). Что посчитали нужным — закупили (вне зависимости от потребности региона в препарате), а что поставлять не интересно — так зачем это закупать? Всё в одном флаконе: сам закупаю, сам отпускаю, сам контролирую, и никакие внешние силы не могут помешать мне совершить выгодную сделку. Не имеют права. По закону.
Поэтому ничего удивительного нет в том, что абсолютно никаких последствий не имел весьма недвусмысленный вывод управления Росздравнадзора о том, что «монополизация финансовоемких услуг в сфере охраны здоровья (в лице ОАО „Смоленск-Фармация“) привела к неэффективности расходования бюджета». Потому что формально, действительно, всё по закону. Здесь разве что грозное путинское «стоит доктора позвать» сработало бы…
Но Путин далеко, решили обсудить бедственное положение с обеспечением лекарствами льготников своими силами. После жарких выступлений и споров были сделаны выводы и выработаны рекомендации и поручения, которые, вроде, должны были навести порядок в сфере закупок лекарств по программе ДЛО. Ради интереса приводим решение того «медицинского хурала».
1) Управлению ФАС по Смоленской области рассмотреть вопрос о наличии признаков недобросовестности у исполнителя ОАО «Смоленск-Фармация» по обеспечению льготников лекарственными препаратами на
2) Администрации Смоленской области ужесточить ответственность ОАО «Смоленск-Фармация» за ненадлежащее оказание услуг по госконтракту.
3) Департаменту Смоленской области по здравоохранению в обязательном порядке применять практику востребования оплаты пени за каждый день просроченных обязательств ОАО «Смоленск-Фармация», а также штрафных санкций по неисполнению предписаний управления Росздравнадзора по Смоленской области.
4) Прокуратуре Смоленской области, правоохранительным органам и контрольно-надзорным финансовым органам провести ревизию эффективного использования бюджетных средств по обязательствам ОАО «Смоленск-Фармация» за
5) Управлению Росздравнадзора по Смоленской области довести до сведения Министра здравоохранения РФ материалы проверок, указывающие на недобросовестное исполнение госконтракта по реализации программы ОНЛС со стороны ОАО «Смоленск-Фармация».
6) Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в администрации Смоленской области, учитывая высокий риск, рассмотреть вопрос возможных коррупционных проявлений…
Много чего хорошего и, казалось бы, полезного нарекомендовали и запланировали. И что? А НИЧЕГО.
Впрочем, для подобных «неразрешимых» ситуаций есть лекарство и без «вызова доктора» — ротация в верхах называется. И вот что интересно: и новый полпред, и новый губернатор практически в унисон сразу актуализировали для Смоленской области тему «ликвидации коррупционных схем в сфере лекарственного обеспечения льготников».
Одним из первых политических заявлений губернатора Алексея Островского было обещание коренным образом изменить ситуацию с ценами на лекарства в регионе. И начались попытки переговоров с обладателем монопольного права на обеспечение региона лекарствами для льготников. «Обладатель» понял слова губернатора
После этого начались переговоры, обещания, заверения и… «Северо-Запад» продолжил свою прежнюю политику в рамках подписанного ранее «кабального для области договора».Тогда губернатор недвусмысленно дал понять: если ситуация не изменится, работать в регионе будут другие люди, те, кто сможет предложить населению приемлемые цены.
И если до этого момента «Северо-Запад» вел себя вполне предсказуемо: собака лает, караван идёт — всё равно области некуда деваться от единственного поставщика лекарственных средств, поэтому тихой сапой будем делать своё дело (повторим, формально-то всё законно), то здесь случился «срыв». Речь о том самом «круглом столе» в ИА «Росбалт», где генеральный директор ОАО «Смоленск-Фармация» Игорь Богатов раскритиковал кадровую политику смоленского губернатора в сфере здравоохранения и пообещал «до министра МВД Колокольцева дойти», чтобы выяснить, на каком основании главой департамента здравоохранения губернатор назначил бывшего руководителя ОАО «Смоленск-Фармация» Владимира Степченкова.
По сути, эти заявления Богатова можно трактовать следующим образом: УЛЬТИМАТУМЫ ЗДЕСЬ СТАВИМ МЫ — ТАК БЫЛО, И ТАК БУДЕТ. Или
Понятно, что вместо конструктивных переговоров, на которые рассчитывала администрация Смоленской области, она получила «войну». Пока информационную. Если бы это был просто «хозяйственный спор», не стали бы мы уделять этой теме дополнительное внимание. Страшно, что заложниками в бизнес-игре коммерческой структуры, которая получила все права на закупку и поставку в регион льготных лекарств, стали нуждающиеся смоляне. Причем, нередко речь идёт именно о жизни людей. Все вопиющие факты «социальной» работы ОАО «Смоленск-Фармация» зафиксированы в протоколах, в выводах проверок комиссий, в докладах управления Росздравнадзора
Казалось бы, пока ничего не изменилось. Сегодня регион в сфере лекарственного обеспечения по-прежнему является заложником оператора, который не только «чихать с высокой башни» может на все рекомендации и замечания, но и считает, что сам вправе диктовать условия администрации Смоленской области. В коммерции есть такое понятие «рыночная сила».Тот, кто её имеет, тот и диктует условия. Так вот, сегодня рыночная сила, безусловно, в руках «Смоленск-Фармации», и она беззастенчиво пользуется своим правом, максимально извлекая прибыль из благого дела реализации программы ДЛО на смоленской земле…
Но на самом деле изменилось очень многое. Прежде всего, с новым губернатором появилась и политическая воля, и максимальная гласность процесса. А значит, будет и результат. Хотя бы потому, что для Алексея Островского решение этой проблемы — своего рода «проверка на прочность». Причём, проверка очень непростая. Учитывая, что питерская компания «Северо-Запад» имеет очень серьёзные связи в верхах и большой опыт «решения вопросов». Так что, полагаем, у нас ещё будет повод вернуться к этой теме.