Виолетта Етишева: «Никакой „экономии по коммунальным услугам“ быть не может»
председатель СООО «Региональный центр защиты прав потребителей»,
член Общественной палаты Смоленской области
Комментарий эксперта
— Полгода работы общественной приёмной на базе нашего центра защиты прав потребителей вполне достаточно (исходя из динамики жалоб и заявлений), чтобы выявить главные и наиболее востребованные проблемные ситуации в сфере жилищнокоммунального комплекса, с которыми сталкиваются смоляне.
Одним из наиболее типичных обращений является критика жильцов в сторону управляющей компании в случае, когда последняя выступает инициатором общего собрания собственников многоквартирного дома с целью решения тех или иных вопросов. Следует отметить, что такая позиция управляющей компании однозначно противоречит статье 45 Жилищного кодекса, согласно которой инициатором проведения внеочередного общего собрания может быть лишь один или несколько собственников помещений в многоквартирном доме; ими же — собственниками — устанавливается и порядок проведения годовых (ежегодных) общих собраний.
Часто смоляне сталкиваются с нарушениями в подсчёте общей площади дома или площадей отдельных помещений (при подведении итогов голосования общих собраний). Оказывается, вовсе не уникальна ситуация, когда общая площадь помещений дома занижается путём… невключения в неё части площадей (например, нежилых помещений). Это искусственно улучшает процент «участия в общем собрании» и процент «проголосовавших». Здесь необходимо отметить, что если в нескольких протоколах общих собраний общая площадь дома различается, а также отлична от альтернативных источников — это веский повод для дальнейших проверок и изучения первоисточника (технического паспорта многоквартирного дома).
Бывает и так, что на повестку голосования общего собрания собственников выносятся вопросы, не относящиеся к его — собрания — компетенции. Исходя из нашей практики, чаще всего встречаются пункты вроде «утверждение нормативов потребления коммунальных услуг» или «перераспределение (направление на иные цели) платы за коммунальные услуги». Если вы столкнулись с аналогичной ситуацией, знайте, что согласно Правилам предоставления коммунальных услуг никакой «экономии по коммунальным услугам» быть не может, так как плата за них должна начисляться по формулам, исключающим возможность возникновения прибылей или убытков и автоматически корректироваться по факту их потребления в доме. Таким образом, указанные случаи также противоречат Жилищному кодексу.
После окончания проведения капитальных ремонтов многоквартирных домом за счёт средств фонда содействия реформированию ЖКХ участились случаи обращений, связанных с нарушением управляющей компанией порядка начисления и взыскания с жильцов части платы за проведённый капремонт. В одних случаях отсутствует перечень работ по капитальному ремонту (с указанием стоимости и сроков проведения), утверждённый общим собранием собственников. В других начисление платы за капремонт производится в нарушение ранее принятых общим собранием условий его проведения. Например, на общем собрании было принято решение об участии в федеральной программе капремонта и о внесении собственниками части платы за капремонт (обычно это 5%). Ремонт проводится, собственники свою долю (5%) вносят, но начисление платы со стороны исполнителя продолжается и после того. Это, как вы понимаете, уже незаконно и противоречит ранее принятому решению.