Независимое общественно-политическое издание
#11 (57)
25 июня 2012

Коммунальный Burlesque

Евгений Ванифатов

ЖКХ



Стратегия жилищно­коммунальной реформы предполагает экономию семейного бюджета. Тактика, напротив, сопряжена с существенными материальными издержками. Когда горожане прекратят раскошеливаться за будущую экономию?

Ещё лет десять тому назад функционирование жилищно-коммунальной отрасли в провинциальных городах вроде Смоленска выглядело приблизительно так. Раным-рано поутру страждущие горожане стекались в фарватер ближайшего домоуправления, где их поджидали спокойные и деловитые слесари, сантехники и прочие «рукастые» мастера. Утренняя прохладца как нельзя лучше подходила для проведения частных переговоров и заключения прямых сделок, минуя официальную кассу ЖЭУ. Получалось, что никак иначе (если не договориться втихую) никакую коммунальную неурядицу решить было невозможно: все официальные заявки или успешно терялись в недрах домоуправлений, или находились тысячи причин для переноса исполнения, после чего они… терялись.

За минувшее десятилетие картина коммунального мироздания слегка поистрепалась, сквозь неё начал проступать гордый профиль Его Величества Рынка. Прежние хозяева положения — слесари и сантехники в вонючих робах и грязной обуви — как-то не сразу осознали, что их потенциальные заработки уходят всё больше на сторону, в карман молодых, опрятных специалистов-частников, не харкающих в чужие клозеты, не матерящихся через слово и хотя бы изредка вспоминающих федеральный закон 1992 года «О правах потребителя».

Период начального и среднего отмирания спроса на «замену прокладки мимо кассы» охарактеризовался также бурным развитием береговой линии городских дорожных рек: за счёт капиталов «девяностых» они довольно быстро обросли второй и последующими линиями многоквартирных «отелей». Почти все радуют своих жильцов индивидуальным газовым отоплением, их владельцы мигом забыли про центральное отопление и «плановые» (или «профилактические») отключения горячей воды на месяц и более в самый неподходящий момент. Не беспокоят этих граждан ни проблемы капитального ремонта, ни, пардон, воющие по ночам в подвалах собаки. Многие из них взирают на жилищно-коммунальную реформу так или иначе в роли контрагента, вожделеющего очередной бюджетный транш на ремонт, строительство и тому подобное.

Однако остался и «древний Смоленск» — приличный кусок вторичного жилого фонда. О нём и поговорим.

Рынок Халецкого-Качановского

По некоторым данным, восемьдесят процентов смоленских многоквартирных домов обслуживаются частными управляющими компаниями. Бывший муниципальный монополист, ныне ОАО «Жилищник», тянет на своих плечах оставшиеся двадцать процентов, а кроме того, осуществляет обслуживание приблизительно такого же процента домов по договорам найма с частными управляющими компаниями. Получается, выцветшие оранжевые спецовки с суровой надписью ЖИЛИЩНИК до сих пор можно увидеть почти в каждом втором дворе города.

Тем не менее, в Смоленске управлением жилого фонда занимаются несколько десятков (!) частных компаний. Как происходило создание рынка этих услуг весной-летом 2009 года, мы писали. Напомним вкратце.

Итак, весна 2009-го. Не успела ещё остыть типографская краска на заветной «корке» главы администрации Смоленска, как Эдуард Качановский заявил: в этом году Смоленск-таки добьётся части денежек из фонда содействия реформированию ЖКХ. (Его предшественник Владислав Халецкий не смог решить подобную задачу; он настойчиво лоббировал идею продажи контрольного пакета ОАО «Жилищник» некоему частному инвестору (поговаривали, что за таким желанием мэра якобы стоял один банк, намеревавшийся выкупить акции менее чем за двести миллионов рублей и пустить через себя все коммунальные платежи горожан). Смоленский городской Совет раз за разом «заворачивал» такие предложения Халецкого, считая их, как минимум, нецелесообразными, а как максимум — опасными.)

С «высоты» требований 185 федерального закона о фонде содействия реформированию ЖКХ ситуация в Смоленске была крайне непростой: без малого девяносто процентов многоэтажек обслуживались «Жилищником». Для выполнения требований закона требовалось быстро сформировать рынок частных управляющих компаний, «скинув» им по жирному куску городского жилого фонда. В итоге более тысячи многоквартирных домов в одночасье попали на обслуживание семи наспех зарегистрированным частным управляющим компаниям: ООО «ЖЭУ-01», …, ООО «ЖЭУ-07». «У вас ни опыта работы, ни производственных фондов? Ничего? Тогда будьте добры, распишитесь в получении двухсот домов. Следующий!» — язвили мы три года тому назад по этому поводу, и небезосновательно. Были все причины (документы, факты) говорить о массовых нарушениях Жилищного кодекса при переводе половины жилого фонда из «Жилищника» в ООО. Были жалобы от горожан (правда, анонимные), утверждавших, что их принуждали подписывать документы по переходу на обслуживание в ООО, угрожая отключением водоснабжения. А в иных случаях некие личности, проводящие собрания, открытым текстом заявляли, дескать, «деньги фонда ЖКХ уже поступили, но если вы не перейдёте в ООО, никакого капитального ремонта вам не видать».

Справедливости ради нужно добавить, что на журнальных страницах это и говорилось, и писалось. И даже «органы», помнится, пришли в лёгкое возбуждение. Однако всё как-то замялось: капитальные ремонты худо-бедно начались, Качановского на излёте весны 2010 арестовали. Вопрос попадания региональной столицы в программу фонда ЖКХ являлся политическим и для администрации Антуфьева, адептов которой вряд ли погладили бы по головке где-нибудь в профильном министерстве или правительстве, случись казус со Смоленском ещё раз.

Зёрна нашего сомнения, увы, упали в совершенно неподготовленную почву.

Кубизм в холодных тонах

Сегодня, спустя время, читаешь эту эпопею как произведение модного в эпоху Возрождения вида бурлеска, с лёгкой улыбкой. Генезис справедливого (по утверждениям экономистов) рынка почти всегда происходит в чудовищных условиях: приходят варвары, грабят и вырезают аборигенов, после чего делят блага между собой — так появляется рынок. В нашем случае обошлось без явных варваров, рынок управления жилым фондом поделили виртуозно и некриминально, только вот существенного повышения качества оказываемых коммунальных услуг не произошло. Да и не могло произойти. С чего бы?..

Мастер одной из управляющих компаний как-то заметил, что подтекающий санфаянс уносит в канализацию кубометр воды за два дня. Итого пятнадцать кубов за месяц — считай, усреднённый норматив потребления семьи из четырёх человек (в зависимости от степени благоустройства жилого дома норматив холодного водоснабжения в Смоленске варьируется от 1,52 до 6,69 кубометра).

Из одного неисправного клозета.

К чему, спрашивается, такие пикантные подробности? К поразительной черте характера местных жителей. Каждый социологический опрос упрямо твердит: жилищно-коммунальные проблемы волнуют смолян гораздо больше, чем коррупция во власти или, там, кадровые решения губернатора. Однако стоит завести с соседями диалог на предмет создания совета дома или составления искового заявления с требованием проведения капремонта, в ответ слышишь до боли знакомое: «Да пошли они!.. Показать вам последнюю платёжку?.. Что я ещё должен?.. Ничего мне не надо!»

Хлоп. Дверь, захлопываясь, едва не слетает с петель от злости хозяина.

Оно и понятно. Последние месяцы СМУП «Вычислительный центр ЖКХ», структура, занимающаяся начислением платы за коммунальные услуги (далее по тексту — ВЦ ЖКХ), показывает прямо-таки чудеса высшей математики: кому-то приходят счёта со скромными парой-тройкой кубов за холодную воду, иным же предлагается отстегнуть под тысячу рублей.

Действующий на сей день норматив потребления холодного водоснабжения, повторимся, в среднем равен четырём кубам на человека. Фактическое потребление стандартной семьи из трёх человек обходится в десять-двенадцать кубометров за месяц, не больше. И можно представить себе удивление такой семьи, которой ВЦ ЖКХ присылает платёжку на… сорок кубов, почти вчетверо (!) больше.

Каждая попытка выяснить, какого рожна горожанину предлагается платить двойную плату «за того парня», разбивается о стройную логику сотрудников ВЦ ЖКХ, поясняющих, дескать, свою законную «пятнаху» («двадцаху») вы платите по нормативу, а остаток мы рассчитываем исходя из показаний общедомового счётчика. При этом неважно, есть ли в квартире нашей стандартной семьи индивидуальный опломбированный счётчик или нет. Как только вводится в эксплуатацию общедомовой прибор учёта, ВЦ ЖКХ начинает «шлёпать» расчёт по Формуле 1, и закон, что характерно, на его стороне: по официальной информации роспотребнадзора по Смоленской области «судебные инстанции не обнаружили нарушений в действующей системе оплаты за коммунальные услуги положениям Жилищного кодекса РФ, другим федеральным законам, в том числе и Закону от 07.02.922300-1 «О защите прав потребителей».

Не ленитесь, изучите упомянутую формулу, иначе дальше мы начнём говорить на разных языках.

Метод экономического шантажа

Понятно, что к фактическому потреблению по индивидуальному счётчику (или к суммарному нормативу) добавляется некий множитель, характеризующий неучтённое водоиспользование (так называемые общедомовые нужды) и несоответствие количества прописанных и реально проживающих граждан. Ну это, к примеру, если в квартире по соседству прописана бабушка, но уже который год подряд бабушка живёт у детей, а квартира превратилась в настоящий хостел для студентов. Чем больше в доме подобных локальных «общежитий», тем больше разнится реальное потребление ресурса с расчётным нормативным.

В идеале знаменатель Формулы 1 должен совпадать с числителем — показаниями общедомового прибора учёта. Видно также, что чем меньше доля «нормативщиков», чем больше квартир оборудованы индивидуальными приборами учёта, тем меньше пространство для возможных математических махинаций при определении размера платы.

Сама по себе формула не понуждает горожан к установке индивидуальных приборов учёта. Однако общефедеральная стратегия учёта коммунальных ресурсов беспристрастна — оприборить всех и вся. В соответствие с ней «гнётся» и махина. В нашем случае ВЦ ЖКХ — одно из конечных звеньев в системе, но волею судеб именно на его долю выпала ответственная задача — побудить смолян к приобретению квартирного счётчика. Метод побуждения один — экономический шантаж, поскольку заставить собственника раскошелиться на водомер нельзя, никто в тюрьму его не посадит. Метод экономического шантажа исправно работает, и будет работать до тех пор, пока и мещане, и селяне покорно облегчают кошельки, вяло интересуясь правомерностью и правильностью взыскивания с них дополнительной денежной массы. Ага, попробуй, разберись, что да как тебе понаписали. ВЦ ЖКХ объяснять мастаки, спускаться в подвал и сверять показания общедомового счётчика — дело не барское, да и показания эти не нужны, ведь, как выясняется, плата за отопление и теплоснабжение начисляется с опозданием на месяц. (Иными словами, июньская квитанция будет содержать в себе оплату этих двух услуг за май.)

До той поры, пока мы бережём свои бесценные мозги и нервы — «Ну я же плачу, пятое-десятое, ещё чего нужно?» — пьяный колосс жилищно-коммунальной махины будет худо-бедно балансировать, похмеляясь нашим и вашим рублём.

Это, конечно, не апартеид и не изоляционизм. Это другой -изм, традиционный российский. Предтеча -еца.

Коммунальная диалектика

Разобрались с Формулой 1? Забудьте! Пару месяцев спустя, в сентябре вступает в полную силу правительственное постановление № 354, описывающее новые правила оплаты коммунальных услуг. А ещё в прошлом году Минрегион разработал примерную форму платёжки нового образца, которая, по идее, и должна появиться в сентябре. Главное отличие от нынешнего порядка — платёж за каждый ресурс (тепло, свет, горячую и холодную воду и прочее) должен быть разделён на две части: индивидуальное потребление (по индивидуальным счётчикам или нормативам, Формула  2) и общедомовые нужды (по общедомовым приборам учёта, Формула 3).

После изучения этих формул становится окончательно ясно, что тотальное оприборивание — процесс объективный и неизбежный, он не исчезнет из сознания при любых попытках игнорировать бытие. Да, на Смоленщине беда с выполнением графиков установки общедомовых приборов учёта, по этой причине и городской Совет, и областная Дума делают вид, что отчаянно сигнализируют «наверх», прося перенести федеральные сроки.

Да, жители многоквартирных домов вторичного жилого фонда, не оборудованных общедомовыми приборами учёта (а также те, у кого такой прибор установлен, но в силу различных причин не введён в эксплуатацию) не испытывают пока никаких вышеописанных неудобств: платят за холодное водоснабжение аккурат по нормативу, либо по формуле «количество кубометров, умноженное на тариф» (при отсутствии общедомового счётчика попросту неоткуда брать показатель Vд).

Пока.

Придёт время — обязательно, ребята, придёт! — и в домах без счётчиков наступит суета по приобретению и монтажу общедомового прибора учёта. Стоимость подобного «удовольствия» вырастет, скажем, с 150–200 тысяч рублей до 300 тысяч (вспоминайте, как растут цены в России при наступлении ажиотажного спроса). Для небольших домов вторичного рынка жилья (квартир на сорок-пятьдесят) эта суета обойдётся тысяч в пять на квартиру. Где-то больше, где-то меньше.

«Ну, когда это ещё будет, — сразу слышится в ответ. — Вот тогда и будем ставить счётчик».

По секрету шепнём, что в сентябре, при втором за текущий год повышении тарифов на ЖКУ нормативы потребления той же горячей и холодной воды вполне могут вырасти. Вдвое. Или втрое. Экономического обоснования, конечно, никакого. Однако платить придётся уже «полтинник» (кубометров) за себя и ещё чёрт знает сколько «за того парня».

Говорят же вам — метод экономического шантажа.

Природа возьмёт своё

Тут бы и поставить в формуле куба точку. Но пока мы погружались в расчёты, на подъездах начали появляться чёрно-белые листовки интересного содержания: некто ООО «Смоленская теплосетевая компания» разъясняет горожанам тонкости перехода на прямые расчёты населения за тепловую энергию, что «позволит приобретать тепловую энергию напрямую…, гарантированно иметь качественное и бесперебойное теплоснабжение на нужды отопления и горячего водоснабжения и не зависеть от проблем неплатежей перепродавцов тепловой энергии МУП „Смоленсктеплосеть“ и управляющей компании».

Известно, что «Смоленская теплосетевая компания» это «дочка» генерирующей компании ОАО «Квадра». Последняя доставляет теплоноситель по собственным магистральным трубопроводам до узлов распределения. Далее этот теплоноситель бежит по трубам МУП «Смоленсктеплосеть» аккурат до радиатора отопления или крана горячей воды. То есть, трубы, врезающиеся в дом, наличествуют в единственном комплекте, а желающих пополнять собственный расчётный счёт перечислениями горожан за отопление и горячее водоснабжение в нашем полку, оказывается, прибыло. Здрасьте.

Осенью 2008 года «О чём говорит Смоленск» исследовал финансовое состояние МУП «Смоленсктеплосеть». Тогда, если память не подводит, кредиторская задолженность предприятия составляла более 650 миллионов рублей. Вывод был однозначный: финансовое оздоровление МУПа без внешних инвестиций немыслимо. «Однако достаточно ли это веская причина для сдачи его имущества в долгосрочную аренду частной компании?» — резюмировалось в публикации с намёком на желание администрации Халецкого «скинуть» сетевое хозяйство «Смоленсктеплосеть» в аренду частной компании на двадцать пять лет.

Вряд ли за прошедшие четыре года что-то изменилось. Разве что вырос долг перед поставщиком теплоносителя — ОАО «Квадра».

Вообще, монологи в пользу бедных о «природе возникновения и накапливания долгов перед „Квадрой“» — скользкие, обтекаемые бла-бла-бла мы внимательно слушаем не первый год. Меняются фамилии причастных чиновников и депутатов, действия ушедших нещадно критикуются устами новоявленных, выдумываются и внедряются всё новые схемы урегулирования, а долг растёт себе. Администрация Антуфьева на своём закате приступила было к реализации очередной схемы взаимодействия игроков на рынке тепловой энергии, согласно которой Смоленск территориально делился на два сектора. В первом из них ответственным за поставку тепловой энергии назначалась «Квадра», во втором — МУП «Смоленсктеплосеть» (в него, видимо, должны были войти многоквартирные дома, питающиеся от котельных МУПа).

«Смоленской теплосетевой компании» в этой схеме отводилась роль и задача так называемого единого оператора: приобретать весь объём производимой «Квадрой» и «Смоленсктеплосетью» тепловой энергии и продавать её конечным потребителям, оплачивая МУПу услуги по передаче.

В своих листовках единый оператор спешит сообщить, что коллегиальное решение администрации Смоленской области, города Смоленска и менеджмента «Квадры» о переходе на прямые расчёты населения с ООО «Смоленская теплосетевая компания» принято. Более того, новоявленный соискатель на должность главного и единственного сборщика податей за кубометры и гигакалории уже резво оповещает горожан и МУП «Смоленсктеплосеть» о «планируемых ограничениях теплоснабжения с 21 июня», открытым текстом заявляя, что перешедших на прямые расчёты с ними такие ограничения не коснутся. Однако любой дозвонившийся в «Смоленсктеплосеть» услышит на том конце телефонного провода примерно следующее:

— Они сейчас везде агитацию проводят, но ещё ничего не решено. Как только решится, будете с нами расторгать договор, с ними заключать. Вас будут извещать, но только «Смоленсктеплосеть»… Заключать договор, чтобы они брали у нас в аренду трубы. Они ведь тепло производят, но своих сетей у них нет, передавать им не по чем. Если только по воздуху.

Какова судьба тех апрельских переговоров, по итогам которых «Смоленская теплосетевая компания» не жалеет краски в принтере, остаются ли принятые договорённости в силе, нам, честно признаться, неизвестно. На первый неискушённый взгляд предлагаемая схема вроде верна, а там кто знает.

Ясно одно. Природа возьмёт своё.

 

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/057/06