Независимое общественно-политическое издание
#8 (54)
14 мая 2012

А после из прораба до министра дорастёшь…

Новый смоленский губернатор Алексей Островский намерен интегрировать политических оппонентов ЛДПР — ЕР и КПРФ — в исполнительную власть региона. Насколько эффективной окажется работа такой коалиционной администрации?

Максим Кузьмин, Евгений Ванифатов

Дискуссия

Не исключено, что со временем в российской науке о госуправлении укрепится такое понятие как экспериментальный менеджмент, а Смоленская область станет почитаться в качестве его родоначальника. Именно на такие мысли наводит анализ первых кадровых решений нового смоленского губернатора, обогатившего инструментарий специалистов по подбору персонала таким понятием как «партийная принадлежность соискателя». Судя по уже состоявшимся назначениям, Алексей Островский намерен разделить ответственность за работу исполнительной власти между политическими оппонентами: КПРФ, ЛДПР и ЕР. Пока речь ведётся прежде всего о партийных назначениях уровня вице-губернатора, но кто станет утверждать, что подобный эксперимент лишён будущего и аналогичная практика не будет распространена на уровень местного самоуправления?

Следует отметить, что губернатор-варяг (да плюс к тому не единорос) — явление, доселе для Смоленской области невиданное. Случайно или нет, но очередная страница региональной политической истории начинается с внедрения указанной выше экспериментальной управленческой новации. «Иссякнет ли на этом инновационный потенциал Алексея Островского?» — поинтересовался наш виртуальный Вопрошатель (В.) у своего визави, виртуального Эксперта (Э.). Однако дискуссия, как и полагается по законам жанра, началась издалека.

В. – Позвольте несколько общих наблюдений. Во времена всенародных выборов вряд ли такое могло быть возможно: даже несмотря на многолетнюю депутатскую дружбу Островского со Смоленщиной ему было бы страшно нелегко выиграть губернаторскую кампанию.

Э. – Это для вас диковинка, а во многих российских регионах губернаторы-варяги давно будничная реальность. Смоленская ситуация примечательна тем фактом, что Островский не просто безликий безвестный варяг, но фактически второе лицо перманентно парламентской партии, ЛДПР. Неслучайно федеральные масс-медиа говорят о том, что данное назначение — одна из договорённостей, в результате которых фракция либерал-демократов единодушно проголосовала за кандидатуру Медведева на пост председателя кабмина.

В. – Депутатский корпус представительного органа государственной власти — Смоленской областной Думы — проголосовал за кандидатуру Островского так же единогласно. Выходит, карт-бланш на работу у него исключительный?

Э. – Единогласное голосование вовсе того не означает. Я ничуть не удивлюсь, если многие депутаты голосовали «за» с фигой в кармане, а кто-то из них и просто с большим недоумением.

В. – Чего ж тогда голосовали «за», волеизъявление ведь тайное?

Э. – Видимо, никто из них не решился фрондировать против президентской креатуры.

В. – Знаете, при анализе даже самых первых решений и действий несмоленского губернатора Островского наши провинциальные представления о российском политическом мироустройстве разбиваются в пух и прах. Но перед тем, как мы начнём собственно «гештальт-терапию», скажите, есть ли основания полагать, что новый глава приступил к исполнению своих полномочий с горячим желанием отработать пятилетний срок «от и до»?

Э. – Вы абсолютно правы, внутренняя мотивация — это один из главных «ключей» к пониманию и прогнозированию событий. Что мы имеем в данном случае? Молодого и амбициозного политика, губернаторство для которого, полагаю, далеко не предел мечтаний. Это карьерная ступень, и руководство регионом — проект сколь перспективный, столь рискованный. Перефразируя Владимира Высоцкого, можно сказать, что при удачном исходе работы на Смоленщине Островский получит высокие шансы «дорасти до министра». Однако при всём этом я не могу избавиться от ощущения, что на территории Смоленской области затеян довольно серьёзный политический эксперимент. И вот почему. В конце апреля в интервью порталу vz.ru Алексей Островский заявил буквально следующее: «Я сформирую новую администрацию, которой не будет равных в Российской Федерации. На это я получил согласие у руководства страны. На должности моих заместителей и руководителей департаментов будут назначены представители всех основных политических сил в регионе, к числу которых я отношу „Единую Россию“, КПРФ и ЛДПР». Как видите, это не спонтанное личное решение Островского о формировании некоей коалиционной администрации. Судя по цитате, вопрос согласован на уровне президентской администрации.

В. – В некотором смысле Алексей Островский — это не первый руководитель региона от неправящей партии. Есть Кировская область и её губернатор Белых, экс-лидер «Союза правых сил». В своё время там был проделан такой же эксперимент?

Э. – Кое-что общее между ними действительно имеется: и один, и второй получили губернаторский пост в результате политических договорённостей (как вы помните, Белых ради этого покинул пост лидера СПС, после чего партия окончательно маргинализировалась). Но на этом аналогии, пожалуй, заканчиваются, ведь Никита Белых имеет совершенно другую биографию. Во-первых, до прихода в политику он занимался крупным бизнесом на территории Пермского края (соседнего с Кировской областью) и прекрасно ориентировался в экономических реалиях.

Во-вторых, Белых уж точно не стремился к формированию коалиционного правительства, а подбирал заместителей из, скажем так, единомышленников по экономическому мышлению (вспомним, к примеру, Марию Гайдар, которая занималась в кировской администрации социальной политикой).

Биография Алексея Островского кардинально иная. Он не имеет никакого опыта хозяйственной, экономической или управленческой деятельности. Весь его солидный стаж исключительно депутатский. Губернаторство для Островского — абсолютно новая ипостась, и мне невероятно трудно предсказать, насколько комфортно он себя в ней ощущает и как будет принят региональной элитой и населением Смоленской области.

В. – Ряд экспертов, опрошенных нами на предмет понимания плюсов и минусов работы экс-губернатора Антуфьева, упоминали о необходимости преемственности в работе последователя…

Э. – Сразу вынужден их огорчить: о какой-либо преемственности говорить не приходится по той простой причине, что Островский до последнего времени был одним из самых последовательных и резких критиков губернатора Антуфьева. Это общеизвестный факт. По меньшей мере странно будет слышать от него публичную риторику в духе «продолжим и углубим курс Антуфьева». Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что есть дотационная преемственность, от которой ну никуда не деться. Напомню, Смоленская область была и остаётся сугубо дотационным регионом, и возможности её развития во многом зависят от дотаций федерального бюджета…

В. – И сохранение в администрации Островского вице-губернатора Игоря Скобелева (владеющего всей полнотой информации о межбюджетных отношениях) выглядит вполне логично. Кстати говоря, новый смоленский губернатор в своей первой публичной речи обозначил следующие приоритеты экономической политики: повышение бюджетной эффективности, создание условий для работы в регионе отечественного и иностранного бизнеса (в первую очередь — белорусского), а также возвращение доверия смолян к власти.

Э. – Что ж, задачи вполне себе благие, в особенности последняя — про доверие смолян к власти. Без неё, думаю, и остальные две не решить. Другой вопрос, насколько она реализуема в существующих условиях. Достаточно популярный губернатор Антуфьев (чей антирейтинг примерно равнялся рейтингу) и тот не смог её решить. Если говорить про объективно непопулярного губернатора Островского… Сейчас, как мне представляется, он ищет своего рода реперные точки — каналы эффективного взаимодействия с обществом. Например, в твиттере Алексей Островский [@a_ostrovskiy — ред.] активно развивает тему борьбы с коррупцией, он уже посвятил ей без малого десяток недвусмысленных сообщений. Станет ли эта тема одной из базовых, сказать сложно.

Помимо прочего, нельзя забывать, что Островской возглавил регион на фоне электоральных ожиданий губернаторских выборов. Не тут-то было. «Где то, понимаешь, губернатора будут избирать, а у нас Антуфьев вроде как уходил, но выборов почему-то лишили». Отсюда следует, что «без вины виноватый» Островский обречён на некоторые общественные претензии по факту… собственного пребывания в должности главы региона.

В. – Выше я уже упоминал о скудости провинциального мышления. Взять, скажем, первые кадровые решения губернатора Островского, которые нам представляются слегка экзотичными. А вам?

Э. – Строго говоря, все они полностью вписываются в парадигму коалиционной администрации. При этом следует отметить, что, а) все замы Антуфьева (кроме Скобелева) своих должностей лишились, б) у новоиспеченных «политических» замов опыт реального госуправления отсутствует, в) ключевые назначения — того же первого заместителя — ещё не состоялись. Исходя из биографий назначенных вице–, логично предположить, что Медведев будет курировать топливно-энергетический комплекс, Ляхов — сельское хозяйство, Васильева — социальную сферу, Залесов — дороги и строительство.

В. – Вы не высказали большого оптимизма, рассуждая про шансы губернатора Островского вернуть доверие смолян к власти. Означает ли это, что не будет решён и многолетний конфликт город-область, оказавшийся не по зубам Антуфьеву и автоматически перешедший его последователю «в нагрузку»?

Э. – Прежде всего следует указать главную причину, по которой губернатор Антуфьев лишился своей должности. Так вот, главная причина — это неумение контролировать политическую ситуацию в регионе (скандал в Смоленске, длящийся не первый год, одно из ярких тому подтверждений).

В. – Простите,
причина или повод?

Э. – Именно
причина.

В. – Выходит, разговоры о том, что назначение Островского — гарантия голосования ЛДПР по кандидатуре Медведева, — лукавство?

Э. – Отнюдь. Жириновский не кричал же, дескать, Смоленщину мне подавайте, ничего больше не хочу. Могло статься так, что представитель ЛДПР (и совсем необязательно Островский) получил бы губернаторское кресло где-нибудь в Мордовии или там Тамбовской области. В данном случае, думается, федеральная власть удачно для самой себя сочла «приятное» с «полезным»… Что же касается губернаторской карьеры Антуфьева, она так или иначе неминуемо завершилась бы в текущем году.

В. – Вернёмся к конфликту
город-область.

Э. – Да. Я не сомневаюсь в том, что Островский прекрасно осведомлён о сути конфликта. Его помощники и консультанты непременно предложат (или уже предложили) своему шефу десяток способов его разрешения. Но лично мне ни один такой неизвестен. Более того, могу определённо сказать, что выстраивание Островским многочисленных нитей управления и коммуникации будет зачастую происходить в сложных, конфликтных ситуациях. Мы уже сегодня видим протестную активность «Справедливой России», которая по собственным словам «уходит в жёсткую оппозицию». И это только начало. Напомню вам, что не за горами выборы в областную думу. Вот где «жёсткости» и «оппозиционности» прибавится!

В. – Однако маловероятно, что политические участники коалиционной администрации будут нещадно критиковать работу механизма, винтиками которого сами являются. Так почему же Островский не пригласил в администрацию кого-нибудь из эсеров? Неужели всего лишь в силу отсутствия СР в областной Думе?

Э. – Не забывайте, что Алексей Казаков сам уже фактически примерял губернаторский «мундир». А тут — Островский… Обидно, знаете ли! Так что позволю предположить, что в эсеровской оппозиционности помимо политического расчёта есть и много, что называется, личного.

В. – Следующий вопрос следовало бы задать в начале дискуссии, но раз уж так, я завершу им нашу дискуссию. Островский — это беспартийный губернатор, это либерал-демократический губернатор, это губернатор-единорос?

Э. – Как показывает практика, в России нет никакой партийности европейского пошива, есть лишь наспех скроенная и вкривь и вкось сидящая псевдопартийная униформа. Все существующие политические образования мало кого интересуют. Ну чем, скажите, ЛДПР отличается от той же «Единой России»? Да ничем, если только лидерами и риторикой… В рамках данной логики можно вполне определённо сказать, что Островский будет беспартийным губернатором, одной из сверхзадач которого станет возведение никому неведомой партийной системы в границах Смоленской области. С позиции научного или политологического познания сие, возможно, весьма увлекательно, но жителям Смоленщины от этого, увы, не холодно и не тепло.

 

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/054/02