Милосердие как главный смысл
Юрий Семченков
Мастерская
Добровольцы службы «Милосердие» при Смоленской епархии — люди самые разные. Люди разнообразных профессий, различного возраста, разного рода занятий. Среди них, например, один из ведущих актёров Смоленского государственного драматического театра Игорь Голубев, его жена Лариса — коммерческий директор одной из смоленских радиостанций, врач Станислава Гурьева, библиотекарь Таисия Кузнецова, работник облдепартамента соцразвития Марина Борисенкова, психолог Алена Хохленко и десятки других замечательных людей самых разнообразных профессий. Они не любят публичных разговоров об этой стороне своей жизни, полагая, что их место не на страницах и экранах, а рядом с нуждающимися в помощи.
О нелёгких буднях службы «Милосердие» мы беседуем с Еленой Элькинд, сестрой милосердия патронажной службы.
— Елена Григорьевна, ваша служба в Смоленске образовалась ведь совсем недавно?
— По сути дела, это движение у нас началось с приездом епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона. У него богатая практика, ведь он является председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, который координирует церковные социальные начинания во всех епархиях Русской Православной Церкви и развивает общецерковное добровольческое движение милосердия. Служба хорошая, действует много лет по всей стране. К нам, например, на днях приезжают сестры милосердия из Екатеринбурга.
— В других регионах это движение началось раньше?
— В том же Екатеринбурге движению десять лет. У нас — ещё меньше года. Прошлым летом появились объявления в храмах, в интернете. Приглашались на обучение все, кто хочет научиться ухаживать за болящими, кто может и готов потратить хотя бы два часа своего времени в неделю на то, чтобы бесплатно
— Вы это чувствовали?
— Это очень сильно чувствовалось. Мы видели их любовь к своему делу, то, как они говорят о людях, как они относились к нам. В каждом человеке нужно видеть образ Божий, и они его видят в каждом. Это очень сильно воздействует, лучше, чем всякие слова.
— Но изначально вы шли учиться первичным медицинским навыкам?
— Да, обучались уходу. От чего умирают люди после инсульта? Ведь им дают правильные лекарства, делают правильные уколы. Умирают от недостатка ухода. Больных надо переворачивать, их надо поить, кормить, высаживать, обрабатывать пролежни. Мы не лечим. Наша задача выхаживать.
— Много добровольцев пришло на первые курсы?
— Пришло
— Все остались?
— Почти все.
— Вы знали друг друга, вместе ходили в храм?
— Мы из разных храмов, да я тогда и не была активной прихожанкой, хотя уже ходила в храм.
— Получается, что через службу «Милосердие» вы пришли к церкви?
— Совершенно верно. Есть люди, которые через Бога идут к добрым делам, а бывает наоборот — начинают делать добрые дела, а потом начинают понимать смысл.
— Можно говорить о взаимной помощи.
— Верно. Я всегда вспоминаю слова наших наставников, что больные больше дают ухаживающим, чем ухаживающие больным. Меняется душа, пересматриваешь отношение к миру, начинаешь больше любить всех людей.
— Сколько в Смоленске должно быть таких подвижников, чтобы снять остроту проблемы ухода?
— Я думаю, что несколько сотен человек. В Екатеринбурге их больше двухсот.
— А у нас?
— По спискам около сотни, в реальности немного меньше. Есть те, кто говорит, что я, мол, обязательно приду, но не сейчас. Но есть и такие подвижники, которые всё своё время отдают. В чем особенность нашего региона? Все наши сестры милосердия и добровольцы работают бесплатно.
— Вы работаете с теми, кому необходим уход на дому?
— Мы начинали с неврологического отделения больницы на Покровке. Потом возникла необходимость продолжать оказывать помощь одиноким болящим на дому после выписки. Так возникла патронажная служба. Сейчас начинают выделяться и другие направления: помощь многодетным семьям, брошенным детям. На этих направлениях у нас очень энергичные замечательные
— Среди вашего движения есть медики, которые работают на основном месте работы, а потом занимаются уходом в качестве добровольцев?
— Да, есть врачи, сейчас их уже трое. Станислава Гурьева, например, очень хороший врач, работает в стационаре, а в свободное время ходит на патронаж и ухаживает за нуждающимися в больнице. Она — сестра милосердия «первого призыва». Есть фельдшеры. Трудятся у нас и некоторые студенты медакадемии.
Я часто бываю и в областной больнице, и в Красном Кресте, и на Покровке. И чем больше я хожу в больницы, тем больше уважаю работающих там врачей и медсестёр. Подавляющее большинство из них при огромных нагрузках остаются профессиональными, доброжелательными, заботящимися о больных людьми.
— Молодёжи среди вас много?
— Есть молодёжь, очень хорошая молодёжь, что, конечно, радует. Мы постоянно ищем людей, обращаемся сами в учебные заведения, рассказываем о судьбе нуждающихся в помощи людей.
Есть случаи, когда кроме нас никто не может помочь. Соцслужбы не работают, скажем, с онкологией четвёртой стадии, а есть люди, которые категорически не хотят уходить в хоспис. Такие люди становятся нашими.
— Чувствуете ли вы, что человек
— В разные стороны. Есть, к примеру, совершенно потрясающая женщина. Мы познакомились с ней в хосписе. Она в детстве была верующей, бабушка водила ее в храм. Потом много лет жила как большинство из нас. И однажды после антираковой терапии, находясь в полной уверенности, что болезнь отступила, на очередном обследовании услышала, что она на терминальной, то есть последней стадии болезни. Метастазы затронули и печень, и позвоночник. А мы в хоспис ходили к другой женщине, оставленной всеми. Для неё девочки из духовного училища стали петь молитвы. Они чудно совершенно поют, очень красиво, душевно. Даже неверующие люди поражаются. Вдруг эта женщина, которую мы не знали, села и заплакала. У неё появилась потребность поговорить. Девочки из духовного училища стали с ней разговаривать, отвечать на вопросы. И она
— Вы хотели бы, чтобы ваш сын участвовал в подобном движении, это же очень тяжело?
— Я очень хочу, чтобы мой сын тоже стал добровольцем нашей службы. Потому что я знаю, как это повлияло на мою жизнь, и надеюсь, что и на его жизнь это повлияло бы так же. Я не видела никого, кому бы это пошло во вред.
— Но ведь, наверняка, были и те, кто не выдерживал…
—
— Вы осознанно выбираете путь, на котором будете сталкиваться со смертью людей, к которым привыкли…
— У наших болящих не бронхиты и не ОРЗ. Все они — люди с хроническими неизлечимыми заболеваниями, которые приводят к известному концу. Но от нас зависит качество, а иногда и продолжительность отпущенной им жизни. При нас они тоже умрут, но
— Много ли желающих помочь вашей службе?
— Мы обращались за помощью ко многим. Поначалу на просьбы наши никто не отвечал. Но лучшая реклама — это ежедневная добросовестная работа. Сейчас о нас знают:
— Чем, по вашему мнению, отличается медицинская сестра от сестры милосердия?
— У медицинской сестры в отделении чётко очерчена профессиональная задача. Есть, скажем, шестьдесят больных, и нужно сделать сто двадцать процедур. Так установлено. Если она будет «очеловечивать» каждого больного, то сделает десять процедур вместо ста, и её уволят с работы за профнепригодность. Именно поэтому больные в стационаре «обезличены». А у любой сестры милосердия, у любого добровольца на первом месте человек. В идеале очень хорошо, когда есть сестра процедурная и рядом сестра милосердия. В Московских больницах есть палатные сёстры милосердия, там они работают на постоянной основе, на ставках. В каждой палате процедурная сестра качественно и хорошо делает своё дело, а сестра милосердия — своё. Умыла, поговорила, помолилась, помогла повернуться, подала попить, накормила. Естественно, человеку стало лучше. Это разные служения.
— Какие темы разговоров чаще всего всплывают при общении с вашими опекаемыми?
— Общие для всех темы — это брошеность, покинутость, отсутствие внимания. Самая страшная беда — отсутствие любви. Рассказывают о себе, о своих близких, обо всём, о чем никто никогда не спрашивал, не было возможности рассказать. Держатся за общение всеми силами. Почти все знают, чем они больны, но мы сталкиваемся с тем, что люди до последнего момента тему смерти в разговорах не поднимают. Не хотят в это верить.
Сестры милосердия не должны заводить сами такие разговоры, но если человек сам готов и хочет об этом поговорить, мы должны быть искренними, любящими, сострадательными, и не заслонять от человека правду фальшивыми надеждами. Если есть духовные вопросы, то лучше, если болящий задаст их батюшке. У нас служение своё. Если сестра пришла делать перевязку, но видит, что некому накормить больного, она остаётся сварить кашу и накормить человека. Мы работаем не
— Что самое главное в вашей работе?
— Чем больше я работаю в патронаже, чем более понимаю, что бесценна каждая душа. Понимаю, что все забытые, заброшенные, ненужные никому со своими болячками люди — суть богатейшие душой, и мы не имеем права забыть об их существовании. Мы не видим большинства инвалидов и больных нашего города только потому, что они не могут спуститься из подъезда, не могут выйти на улицу. Поэтому нам кажется, что их мало. Сколько их лежит по своим квартирам, сколько нуждается в нашей помощи! А мы в преддверии юбилея города тратим деньги на набережные, на обсуждение, сколько метров в высоту будет праздничная стела. У нас есть примеры, когда больной помогли только батюшка, который сам приваривал рельсы для того, чтобы она могла на коляске спускаться из подъезда, и пенсионерка из Германии, которая на своё восьмидесятилетие объявила о том, что вместо подарков хочет получить деньги, чтобы купить эту самую коляску для русской девушки. У нас в мозгах должна произойти революция.
— Вы надеетесь, она
— Может быть, хотя бы