Независимое общественно-политическое издание
#6 (52)
9 апреля 2012

Валентина Олейникова:

«Выбор врача пациентом не носит уведомительного порядка»


Евгений Ванифатов

Комментарий эксперта



Казалось бы, перераспределение финансовых потоков в российской медицине происходит предельно просто: чем больше пациентов обратились в больницу или поликлинику, тем больше средств заработало это медучреждение и его врачи. Однако житейская логика подсказывает обратное: чем реже граждане прибегают к услугам доктора, тем выше должен быть его достаток (как грамотного специалиста, лечащего «на века»).

Так за что же должен получать свою зарплату медицинский работник? Об этом мы беседуем с главным врачом ОГБУЗ «Детская клиническая больница» Валентиной Олейниковой.

— Валентина Михайловна, почему зарплата врача находится в прямой зависимости от количества пролеченных пациентов, а не в обратной?

— Обратная зависимость, или предупреждение тех или иных заболеваний — это особая составляющая нашей работы. Профилактика. Если говорить о детской медицине (а мне это направление ближе в силу рода занятий), то профилактика заболеваний является одним из основных направлений нашей работы. И со вступлением в силу закона об обязательном медстраховании, когда больницы столкнулись с необходимостью самостоятельно зарабатывать на собственное существование, финансирование профилактической работы выделено отдельной строкой. Профилактика заболеваний малышей в возрасте до года, профосмотры детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, диспансеризация 14-летних подростков на предмет выявления нарушений репродуктивной функции… Поверьте, врачи заинтересованы в полноценной профилактической работе не только с моральной, но и материальной точки зрения. А вообще же, главная задача врача — вылечить больного, не рассуждая о каких-то там зависимостях. К сожалению, люди болели и болеют во все времена. И во все времена стоят в очереди к врачу.

— Кстати, насколько нам известно, вы утверждаете, что очереди врачам так же невыгодны, как и пациентам. Почему?

— Заработная плата медработника зависит от его плана (госзаказа, нагрузки), который устанавливает территориальный ФОМС. Если очень условно, то нагрузка — это количество пациентов, который должен принять тот или иной врач в течение календарного года. В территориальной программе госгарантий бесплатной медпомощи на 2012 год указывается, что страховые компании производят оплату работы врача при выполнении им госзаказа в размере не выше 105 процентов. Что это значит? То, что медработники, превысившие данную планку, не получат за свои дополнительные старания из ФОМСа ни копейки.

Таким образом, врач, выполняя свою дневную нагрузку (допустим, двенадцать детей), теоретически может сказать тринадцатому, мол, всё, я сегодня больше никого не принимаю. Но не имеет на это права.

— И что, «тринадцатых» и последующих пациентов врачи лечат безвозмездно?

— Это уже головная боль руководителей медучреждений: где найти средства на доплаты таким врачам. Допустим, в рамках программы модернизации, когда появились дополнительные выплаты не только участковым педиатрам, но врачам поликлиник всех специальностей, а также медсёстрам, мы можем направлять их тем медработникам, которые работают больше и качественно.

Здесь, однако, таится опасность следующего рода. При существенном увеличении количества обслуживаемых пациентов врач может серьёзно ухудшить качество своей работы. Например, с 2006 года выплаты участковым педиатрам стали возможны при нормативе 800 детей на участке. Могу вам сказать, что это очень много (впрочем, им всё равно приходится перевыполнять норму). Если же у этого педиатра, пользующегося авторитетом у горожан, захотят обслуживаться ещё 200–300 детей, то качество его обслуживания и доступность медицинской помощи снизятся.

— При этом мы понимаем, что в каждой специальности есть несколько наиболее авторитетных врачей, на приём к которым стараются попасть очень многие горожане. Тем более в ситуации, когда законодатель позволяет пациенту выбирать лечащего врача на своё усмотрение. Какой же выход?

— Когда страховщики направо и налево говорят о том, что пациент имеет право выбирать врача, они почему-то умалчивают, что территориальный принцип обслуживания населения никто пока не отменял, и по вопросу такого выбора пациент должен обратиться к руководству медучреждения. Если руководство ответит утвердительно, если сам врач даст на то своё согласие, пациент будет к нему прикреплён. Подчеркну, выбор врача не носит уведомительного порядка, как некоторые неверно себе это представляют.

— Воображение так и рисует картину: «врач Иванов» отбивается от пациентов, а «врач Петров» сидит в своём кабинете в гордом одиночестве… Всевозможные доплаты, о которых вы рассказываете, на самом деле лишь подчёркивают низкий материальный достаток врача.

— Полностью согласна. Всё это не то. Необходимо пересмотреть базовые должностные оклады медработников, которые утверждаются постановлением губернатора. Сегодня они настолько низки, что базовый должностной оклад врача совсем ненамного отличается от базового должностного оклада медсестры. (Санитарка — 2300 рублей, медсестра — 3700 рублей, врач поликлиники — 4400 рублей, врач стационара — 4700 рублей.)

Как видите, базовые должностные оклады не превышают даже недавно установленный МРОТ в размере 5130 рублей. И приходится думать о том, где изыскать средства на доплату до МРОТ. Если в прошлом году из общего фонда оплаты труда наше медучреждение выплатило на такие нужды около полутора миллионов рублей, то сегодня, при увеличенном МРОТ, совершенно неясно, откуда брать дополнительные средства, ведь тариф ОМС не увеличен. (Впрочем, нам обещают, что в конце апреля будут установлены индивидуальные тарифы для каждого медучреждения, включающие и доплату до МРОТ.)

Всё вышесказанное приводит к тому, что стимулирующие выплаты год от года уменьшаются. К примеру, их уровень за 2011 год составил в среднем 58 процентов от уровня 2010 года. И это лишний раз подтверждает острую необходимость увеличения базовых должностных окладов.

— В российском обществе немало говорится о проблеме взаимоотношений врача и пациента. Не кажется ли вам, что при существующей системе конфликт между ними неизбежен? Пациенты жалуются на отсутствие должного внимания; врачи не то, что не успевают заполнить все бумажки в рабочее время — многие занимаются этим дома, по ночам. Говорят, система электронного документооборота-де призвана погасить очаг такого конфликта. Но возможно ли это в ситуации, когда средний возраст врачей превышает пятьдесят (!) лет, и они по объективным причинам плохо обучаемы информационным технологиям?

— В принципе, в нагрузке специалиста предусмотрено время как на осмотр пациента, так и на «писанину». Однако одного пациента можно осмотреть за десять минут, а с другим «провозиться» целый час. Одно дело — принять дюжину человек в день и совсем другое — три дюжины. Поэтому вы совершенно правы: до сих пор многие врачи берут документы домой и работают ночами. Тем более, что в настоящее время нам приходится вести как электронную, так и… бумажную историю болезни. Работы прибавилось вдвое! И всё это время, увы, забирается у врача.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/052/09