Независимое общественно-политическое издание
#6 (52)
9 апреля 2012

Владимир Дятлов:

«Росздравнадзору надоело рекомендовать, мы переходим к наказаниям»


Евгений Ванифатов

Комментарий эксперта



Смоленская модернизация здравоохранения получила первую порцию критики. «Сомнительным благополучием системы здравоохранения региона» и «монополизацией финансовоемких услуг в сфере охраны здоровья» окрестил действующее положение вещей руководитель управления Росздравнадзора по Смоленской области Владимир Дятлов на прошедшей в конце марта коллегии профильного департамента Смоленской области по здравоохранению.

— Владимир Юрьевич, вы выступали, в том числе, как глава рабочей группы по слежению за реализацией программы модернизации здравоохранения. Переходите к активным действиям?

— Совершенно верно. Росздравнадзору надоело рекомендовать и ожидать положительных последствий, мы перешли в своей контрольно-надзорной работе от мониторинга к выездным проверкам и наказаниям ответственных за нарушения.

— С чего (кого) начнёте?

— Начну с проблематики. Один из главных упрёков в адрес исполнителей программы модернизации — это невыносимо медленное освоение средств. Об этом, в частности, я говорил и на коллегии, но не услышал адекватной реакции. (Возможно, многие из присутствующих в ходе моего выступления оценивали меру своей ответственности в части «вскрытия» конкретных озвученных нарушений.)

Что касается закупок медоборудования, я неоднократно предупреждал департамент [здесь и далее по тексту — департамент Смоленской области по здравоохранению — ред.], чтобы он прекратил играть в совместные аукционы. Зачастую на них выносятся такие техзадания, которые вовсе не нужны конкретному медучреждению. Скажем, в Сафонове по программе модернизации поставлен компьютерный томограф. Документации никакой. «Где документы?» — «В департаменте» — «Что они там делают, ведь аппарат уже должен работать». А он не работает, и вообще неизвестно, какого он наименования, снизу какая-то наклеечка… Рабочего места врача нет — недопоставка. Принтера, печатающего снимки томографа, нет — недопоставка. Где, спрашивается, претензии к поставщику?.. А поставщик вольно говорит: то, что я недопоставил, пусть дозакупают. Что в итоге? Федеральная субсидия в размере девятнадцати миллионов рублей не работает три месяца. А заказчик не обеспечивает исполнения госконтракта.

Для чего департамент нагружает себя многомесячным мудрствованием по составлению конкурсной документации совместных аукционов?

— «Централизация функций ведёт к экономии средств и повышению прозрачности процесса» — дежурная формулировка.

— Я не вижу этой экономии, не вижу снижения цен на аппаратуру. Вижу обратное. Уже второй год подряд по программе обеспечения неотложными лекарственными средствами (ОНЛС) разыгрывается аукцион под двести миллионов рублей на год, и второй раз этих средств не хватает. Почему? Да потому что цены на многие лексредства, закупленные ОАО «Фармация-Смоленск», выше среднероссийских чуть ли не вдвое! А госзаказчик, призванный регулировать эффективность расходования бюджета, почему-то не обращает на это никакого внимания.

— Из ваших слов следует, что централизация и монополизация некоторых функций департамента Смоленской области по здравоохранению приводит к неэффективности расходования бюджетных средств, к затягиванию процессов и, как следствие, к неосвоению тех же средств. Можете подтвердить это конкретными фактами?

— Легко. Давайте взглянем на график освоения финансов по программе модернизации здравоохранения Смоленской области. Общий двухлетний объем финансирования программы — 4,4 миллиарда рублей. Началась она в мае прошлого года, и план освоения на 2011 год составлял 2,1 миллиарда. Что имели? Август — 5,2 процента, сентябрь — 14,6 процента, октябрь — 24,3 процента, ноябрь — 36 процентов. Это что за темпы при наличии субсидии? Это что за намеренное затягивание освоения средств? Что можно так долго решать и что за схемы аукционов выдумывать, чтобы «упереться» в декабре в 76 годовых процентов освоения?

— Один из аргументов звучал примерно так. «После централизации медучреждений на региональном уровне возникла коллизия с непередачей недвижимого имущества смоленских больниц и поликлиник в госсобственность». Заявлялось, что в экономической плоскости это влечёт за собой серьёзные задержки в исполнении программы модернизации.

— Пускай не чудачат и не выдумывают себе лазейки! Большинство ОГБУЗ, о которых я веду речь — это ЦРБ, у которых давным-давно закреплено всё недвижимое имущество. Поэтому не надо сливать в одну яму конфликта все проблемы в отношении бывших муниципальных медучреждений Смоленска. В конце концов, если в администрациях Смоленска и Смоленской области кто-то не может навести порядок с недвижимостью, значит, это его ответственность.

— Чего в данном положении вещей вы усматриваете больше — чиновничьей нерасторопности или намеренного корыстного затягивания тех или иных процедур?

— Конфликта интересов между заказчиками и поставщиками. Вот, в уже упомянутой мною программе ОНЛС такой конфликт интересов мне представляется очевидным. Почему не первый год подряд аукцион на лекарственные средства завершается только в феврале, если 1 января уже должна быть осуществлена их поставка? Это, заметьте, не только неэффективное управление, но и прямой ущерб здоровью граждан: без необходимых лекарственных препаратов человек превращается в хронически больного и инвалидизируется.

— Как существующая система здравоохранения (при наличии в ней честных и порядочных людей) может работать эффективно? Или её нужно перестраивать?

— Необходимо перестраивать, и безотлагательно. Нужно перестать лгать себе, смотрясь в зеркало лишь по выходным. Нужно перейти от экстенсивного финансирования по принципу «то, что сложилось в прошлом году» к так называемому стратегическому планированию по индикаторам результативности: выработать для оценки работы медучреждений несколько показателей, таких, как, например, стоимость простой медицинской технологии, рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность — и вперёд! Не выполнил? В следующем году урежем финансирование.

— Не слишком резко?

— Российская медицина долго отговаривалась, дескать, от самого здравоохранения зависит не более десяти процентов здоровья человека. Я так не думаю. Нужно перейти на более жёсткую позицию. Вы знаете, что показывают наши исследования? За последнее десятилетие почти каждый муниципалитет Смоленской области опустился до уровня депопуляции. То есть, вымирания. В шести районах Смоленщины этот уровень столь высок, что даже невозможно подсчитать, сколько нужно средств для стабилизации численности в них. В Смоленской области, несмотря на двукратное увеличение финансирования здравоохранения за прошедшие пять лет (с учётом повышения квалификации врачей, многочисленного новейшего оборудования и ремонтов) заболеваемость не снижается.

— Вы сторонник максимальной «нагрузки» главных врачей ответственностью?

— Напротив, я двумя руками за них и хочу, чтобы они видели во мне не оппонента, а партнёра. Сегодня они полностью лишены самостоятельности, опасаясь внезапного прекращения трудового договора по воле собственника за проявленную инициативу, что мешает эффективной работе.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/052/08