Алексей Степанов: «Если кандидат в губернаторы зарегистрирован, снять с выборов его сложно»
Светлана Савенок
Выборы-2015
Кампания по выборам губернатора Смоленской области плавно приближается к экватору. Об особенностях нынешних выборов, о причинах «отсева» кандидатов на этапе прохождения муниципального фильтра, о пресловутом «административном ресурсе», который безуспешно пытается обнаружить так называемая «оппозиция», о мерах против провокаций и многом другом мы поговорили с председателем избирательной комиссии Смоленской области Алексеем Степановым
— Итак, первый этап кампании по выборам губернатора Смоленской области — прохождение заявленных претендентов через муниципальный фильтр — позади. И, Алексей Николаевич, сразу хотелось бы расставить точки над «i» в вопросе наличия административного ресурса на этапе сбора подписей кандидатами. Вопрос возник в связи с комментарием «Известиям» пресс–службы партии «Родина», которая пояснила, якобы «административный ресурс» не дал их кандидатам собрать подписи муниципальных депутатов. В числе трех регионов названа и Смоленская область, где якобы «на депутатов давили». А в чем истинная причина того, что Олег Петриков первым сошел с дистанции?
— По Смоленской области ситуация следующая: кандидат Олег Петриков, который был выдвинут партией «Родина», подал документы, открыл специальный избирательный счет, но на нем так и осталось ноль рублей. Соответственно, он и не изготавливал листы поддержки. Как я понимаю, он в принципе не собирался собирать эти подписи, потому что без листов поддержки, которые оплачены из избирательного фонда, кандидат не имеет права собирать подписи муниципальных депутатов. Поэтому эти разговоры об «административном ресурсе», мягко говоря, не вполне отражают действительность.
— Что касается кандидатов, которые собирали подписи муниципалов, были ли выявлены (и какие) нарушения, когда они представили подписи?
— По некоторым кандидатам были выявлены: где–то ошибки, где–то описки, которые, в соответствии с законом, мы должны были проверить.
— В чем заключалась проверка?
— Методом опроса: вызывается депутат (или к депутату едет представитель избирательной комиссии области) и уточняется информация. Часть депутатов мы нашли, и они объяснили те или иные ошибки. А некоторых найти не представилось возможности (кто–то в отпуск уехал, кто–то еще куда) — вот в этих случаях подписи признавались недостоверными. Но у кандидата до дня регистрации оставалось право заменить этот лист поддержки листом поддержки этого же депутата. То есть, если бы кандидат захотел исправить ошибки, он бы мог найти этого депутата и заново оформить лист поддержки. Но только того же самого депутата, который подписал лист поддержки — заменить другим депутатом нельзя. Поэтому у некоторых кандидатов в силу того, что депутаты уехали, и не было возможности заменить лист поддержки.
— То есть, отказ?
— Не обязательно. У одного из кандидатов мы признали две подписи недостоверными в связи с тем, что подписались не депутаты представительного органа, а просто жители поселения, которые выдали себя за депутатов. Мы сделали официальный запрос и получили ответ, что они не являются депутатами. Повторю, это касается только двух подписей. Но оставшихся подписей кандидату также хватило для регистрации. По остальным трем кандидатам, у которых в принципе изначально подписей не хватало для регистрации, естественно тоже были недочеты, но желания устранять ошибки особого не было.
— На сегодняшний день с предвыборной дистанции сошли четыре заявленных кандидата? Кого мы не увидим в нынешней предвыборной борьбе за кресло губернатора?
— Да, четыре. Это Олег Петриков: он в принципе не представил листы поддержки, а также другие документы для регистрации, поэтому в соответствии с законом отказ в регистрации. И еще трое: Евгений Ненашев, Геннадий Федоров и Александр Бичаев — у них не хватило количества подписей. У Евгения Ненашева — 113 подписей представлено, у Геннадия Федорова — 84 и у Александра Бичаева — 87, при необходимом минимальном количестве в 221 подпись. Соответственно, им также отказано в регистрации. На сегодняшний день мы можем говорить, что кандидатов осталось пять. Это Елена Лобанова, Владимир Зайцев, Сергей Лебедев, Николай Кузнецов и Алексей Островский.
— Охотно ли кандидаты в губернаторы от партий–оппонентов «Единой России» обращались за поддержкой к муниципальным депутатам от этой партии?
— Вполне. Понятно, что из 2900 действующих депутатов, которые могли поставить подпись на момент начала избирательной кампании, у «Единой России» — более 2000 подписей. Ни у одной другой партии в принципе не хватило бы своих депутатов для того чтобы собрать 221 подпись. Ни у ЛДПР, ни у КПРФ, ни у СР, ни уж тем более у остальных партий. Поэтому, так или иначе, у всех кандидатов есть подписи депутатов, которые были выдвинуты на местных выборах и избрались от «Единой России».
— «Единая Россия» не выдвинула своего кандидата, может ли она в ходе избирательной кампании поддержать кого–то из кандидатов?
— Теоретически может, конечно. Хотя у нас юридически не прописан такой вид — поддержка. В федеральном законе предусмотрено либо выдвижение от партии, либо самовыдвижение (в Смоленской области на выборах губернатора самовыдвижения нет). То есть законом не предусмотрен такой вид как поддержка кандидата. Любая партия может заявить о поддержке того или иного кандидата, но это внутрипартийное дело. Нарушения закона не будет, они имеют право это сделать, но все зависит от того, в какой форме это будет сделано. Если это будет просто заявление информационным агентствам, что партия кого–то поддержала, это одно. А если это будет тиражироваться из дня в день, то, конечно, это может быть расценено как предвыборная агитация.
— Каждый кандидат в губернаторы идет на выборы с «тройкой» потенциальных членов в Совет Федерации. Безусловно, интересно узнать «тройки сенаторов» от каждого кандидата.
— Они все представили сенаторов. У кандидата Алексея Островского заявлены Алексей Орлов, Николай Мажар и Франц Клинцевич. У Николая Кузнецова — Валерий Кузнецов, Александр Степченков и Владимир Рухля. У Сергея Лебедева — Михаил Атрощенков, Ольга Кузенкова и Илья Лазаренков. У Елены Лобановой — Александр Бунцыкин, Игорь Гончаров и Игорь Тупчий. У Владимира Зайцева — Сергей Артеменков, Евгений Силаков и Валерий Сорока.
— В связи с чем кандидат представляет три кандидатуры в сенаторы? Будут ли они соревноваться каким–то образом между собой?
— Между собой они соревноваться не будут. Смысл в том, чтобы у кандидата, который победит на выборах губернатора, был выбор и запас кандидатур для выдвижения в Совет Федерации.
— Наблюдая за происходящим, есть основания полагать, что эта избирательная кампания будет не медийной… скорее, это будет «юридической бой». Одни будут провоцировать, сознательно нарушая, другие будут подавать жалобы на нарушения, нарушители будут кричать о «произволе административного ресурса» и так по кругу. Есть ли уже жалобы?
— То, что касается выдвижения и регистрации, то жалоб у нас не было. Сейчас начали поступать жалобы на правила проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации. Второго августа было заседание комиссии по жалобе на одно СМИ, там действительно были выявлены признаки предвыборной агитации, но в связи с тем, что такие действия были совершены однократно, тоже не были признаны предвыборной агитацией. Потом вышел другой номер этого СМИ, там опять были признаки предвыборной агитации. Решением комиссии часть статей, размещенных в данной газете, были признаны агитационными и на главного редактора составили протокол об административной ответственности. Решением мирового суда главный редактор привлечен к административной ответственности.
— Какой предусматривается штраф?
— На усмотрение суда от 1 до 5 тысяч рублей главному редактору.
— Если будет третий подобный выпуск?
— Если и там будет предвыборная агитация, то будет еще один протокол.
— Таких протоколов может быть много, штраф для серьезного кандидата в губернаторы плевый — можно хоть еженедельно нарушать, платить и т.д.
— Нет. Если будет два протокола от избирательной комиссии и мировой суд примет по ним положительные решения, они вступят в законную силу, в этом случае Роскомнадзор обязан будет обратиться с исковым требованием в суд о приостановке действия этого издания на время выборов — до дня голосования включительно.
— Насколько законно является опубликование разного рода рейтингов и опросов в СМИ?
— Социологические опросы могут публиковаться в СМИ, но там очень жесткие требования, там нужно указывать кто заказчик, за чей счет оплачен опрос, выборка. Если будет публикация без всех этих необходимых данных, это будет нарушение закона.
— А если просто на сайте голосование будет запущено?
— То же самое. Это общее требование к соцопросам.
— Взять, к примеру, наш сайт (Smolensk–i.ru), допустим, на нем проводится опрос: «За кого вы бы проголосовали, если бы выборы были завтра?» (с перечислением фамилий кандидатов).
— У вас должна быть информация, кто заказчик. И еще зависит, как это воспримут оппоненты того кандидата, кто по результатам опроса побеждает. Все это индивидуально. Будут жалобы, будем рассматривать. Надо все это видеть, анализировать. Агитация в интернете — это очень сложная тема. Пока наше законодательство, а, соответственно, и избирательные комиссии к этому не совсем готовы. Вышли разъяснения Центризбиркома, но конкретики там мало. Могу сказать, что все попадают под действие закона, а дальше надо устанавливать лиц, виновных в размещении агитационного материала, кому сайты принадлежат, и кто их оплачивает. Например, если Светлана Савенок сама выпустит листовки в поддержку кандидата и сама пойдет их раздавать на улицу, будет жалоба, комиссия признает, что это агитация и еще не оплаченная из фонда, признают это нарушением, дадут штраф, составят протокол. Так же и в интернете. Будут признаны агитацией аналогичные действия. При опубликовании, обнародовании результатов опроса общественного мнения, связанного с выборами, редакция средств массовой информации, граждане и организации, публикующие или обнародующие эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных, метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо или лиц, заказавших проведение опроса и оплативших указанную публикацию. В течение 5 дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование результатов опроса общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационных и телекоммуниционных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть интернет.
— То есть прогнозы, аналитика… тоже не допускаются?
— В течение пяти дней до дня голосования — нет.
— А сейчас можно сколько угодно прогнозировать?
— Все зависит от формы, смысловой нагрузки… от объема выделяемой площади на разных кандидатов.
— Насколько нынешняя губернаторская кампания из кабинета главы облизбиркома отличается от предыдущих? Она более или менее трудоемкая для избиркома, чем в региональный парламент?
— По трудоемкости все кампании трудоемкие, просто везде есть свои нюансы. На первый взгляд, кампания выборов в областную Думу по объему более трудоемка: 22 партии, 1000 кандидатов… и чисто технически принять эти документы, проверить, опубликовать все — объем значительный. С другой стороны, не было подписей избирателей, которые необходимо было проверять, потому что все кандидаты от партий шли без подписей. В нынешней — губернаторской кампании — кандидатов было не много — девять, но они представляют листы поддержки, здесь идет нагрузка по проверке листов поддержки. Проверить по 230 подписей от каждого кандидата в короткие сроки — это большой объем работы и нагрузки. В целом, на выборах губернатора сейчас меньше жалоб, чем было на выборах в областную Думу. Поэтому и кажется, что компания проходит тихо и спокойно. Но так пока и есть.
— Раньше, например, в 2002 году, было меньше кандидатов — четверо, но…
— Та кампания отличались накалом, была сильнее, работало много технологов на кандидатов. Хотя… когда избирательная кампания проходит тихо, это меня всегда настораживает. Тихо, все спокойно, а потом что–нибудь обязательно всплывает… вот сейчас посыпались жалобы по поводу незаконной агитации… причем, довольно откровенная агитация.
— Об открепительных удостоверениях и досрочном голосовании хотелось бы поговорить еще.
— На выборах губернатора у нас есть открепительные удостоверения. Если человек будет уезжать куда–то за пределы своего избирательного участка, то для того, чтобы проголосовать на другом избирательном участке — в пределах области — он имеет право взять открепительное. Если он уезжает в другой регион, он может взять открепительное удостоверение, но он по нему не проголосует. Досрочно он проголосовать тоже не сможет, такого на губернаторских выборах не предусмотрено законом. А на выборах местного самоуправления у нас наоборот. Открепительных удостоверений нет, есть досрочное голосование. Если вы куда–то будете уезжать, то вы имеете право прийти на свой избирательный участок за 10 дней до выборов, начиная со 2 сентября и проголосовать, вплоть до 12 сентября включительно.
— Это исключительно наши, региональные нормы? И почему такая путаница произошла: на выборах губернатора одна норма действует, на муниципальных — другая?
— Эти нормы устанавливаются областными законами. Закон о выборах губернатора принимался раньше, когда еще досрочное голосование не вернули на федеральном уровне. Если помните, в законодательстве происходили определенные изменения: сначала можно было досрочно голосовать, потом это отменили после жалоб. Потом посмотрели, что лишают очень большое количество избирателей права голоса, и в 2014 году вернули право регионам самим устанавливать или досрочное голосование, или открепительное удостоверение. А закон о выборах губернатора был принят раньше — в 2012 году. Нынешние выборы губернатора у нас досрочные, внеплановые, поэтому времени на внесение таких серьезных изменений уже не оставалось. А в период выборов вносить изменения в избирательное законодательство нельзя.
— А какая из двух моделей целесообразнее?
— На выборах губернатора открепительный документ я еще могу понять. У нас достаточно большое количество сотрудников правоохранительных органов, которых во время выборов будут перекидывать из района в район, с участка на участок. У нас 801 участковая комиссия. Будет задействовано порядка 2000–2500 человек в день выборов. Так что открепительные удостоверения будут использоваться. А на выборах местного самоуправления открепительные бессмысленны, потому что если вы из города Смоленска уезжаете в Сафоново, то там нельзя использовать открепительный, его можно использовать только в пределах города. Поэтому на местных выборах удобнее досрочное голосование — проголосовали и уехали в Сафоново, например. Открепительное удостоверение начинает выдаваться за 45 дней до голосования. То есть с 29 июля уже можно взять открепительный в территориальных комиссиях, а с 3 сентября и в участковых.
— Что должен «натворить» кандидат в губернаторы, чтобы его сняли с выборов?
— Первое — подкуп избирателей, если он доказан в суде. Второе — расходование средств помимо средств избирательного фонда, опять же если будет доказано, что кандидат помимо своего избирательного фонда расходует какие–то средства на достижение результатов на выборах, на агитацию, например, и этот размер превысит 5 процентов от предельного размера расходования средств. У нас на выборах губернатора размер фонда кандидата 50 миллионов, 5 процентов — это 2,5 миллиона получается. Если меньше, то будет привлечение к административной ответственности. Это нарушение, но санкции другие. Подкуп, если доказан, сразу ведет к отмене регистрации кандидата.
Далее, если будут усмотрены признаки экстремизма в агитации, разжигание национальной розни — это тоже служит основанием для отмены регистрации. Если выявится сокрытие кандидатом судимости, то тоже снимается кандидатура. Неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного и служебного положения. И еще если есть счета в иностранных банках, которые находятся за пределами Российской Федерации. Хотя на практике, если кандидат зарегистрирован, то потом отменить его регистрацию достаточно сложно.
— О форс–мажоре в ходе голосования. Вот, к примеру, на последних праймериз ЕР внезапно на участках свет «вырубался»…
— Если свет отключается при подсчете голосов, то в участковых комиссиях предусмотрено наличие фонариков, свечей и тому подобное, там жесткий контроль, если вдруг в момент отсутствия света начинают происходить какие–либо противоправные действия, направленные на фальсификацию итогов голосования, то это уже уголовная ответственность, сразу вызывается полиция.
— Что касается выборов муниципальных, которые в нашем регионе также пройдут в единый день голосования — там какие партии и сколько кандидатов выдвинули?
— «Единая Россия» выдвинула максимальное количество кандидатов на местные выборы: на 2704 мандата 2746 кандидатов. Вслед за ней идет ЛДПР — выдвинула 709 кандидатов, у КПРФ — 445, у «Справедливой России» — 93, «Партии пенсионеров за справедливость» — 59, партии «Родина» — 35 кандидатов (сюда же входит и партийный список по городу Смоленску, но они по партийному списку подписи не представили, поэтому у них и здесь отказ в регистрации).
— В том смысле, что она, как непарламентская партия, должна была собрать подписи?
— Да. У нас подписи не собирают шесть партий. Четыре парламентские партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, СР и «Яблоко» не собирает (они получили более 3% голосов избирателей на выборах в Госдуму). «Партия пенсионеров за справедливость» в области также не собирает подписи, так как у них есть мандат в областной Думе. Все остальные выдвиженцы от других партий собирают подписи в обязательном порядке.
После «Родины» идет Яблоко — 31 выдвинутый кандидат, 26 — «Партия за справедливость», 3 человека из «Гражданской платформы», 2 — «Казачья Партия». По партиям все. По самовыдвиженцам у нас выдвинуто 1162 человека. Всего выдвинуто 5311 кандидатов на 2704 мандата по области.
— Какой прогноз по поводу явки? Выборы в облдуму в 2013 году прошли при рекордно низкой явке, увеличит ли количество избирателей на участках губернаторская кампания?
— Увеличит, я думаю. На выборы в областную Думу пришло 29 процентов избирателей, но это не рекордно низкая явка. Рекордно низкая у нас на выборах в органы местного самоуправления — там бывает и по 18 процентов. На выборах губернатора, думаю, явка должна быть за 30 процентов. Понятно, что рекордной она не будет, к примеру, как на федеральных выборах, но интерес к ней (нынешней избирательной компании) большой. Так что и на явку в горсовет это тоже повлияет.