#8 (120)
4 мая 2015

Владислав Апаков: «Поначалу в успех этой масштабной реформы верили только три человека: губернатор, его первый зам и я»

Светлана Савенок

Персона

О том, что осталось за кадром. Эксклюзивное интервью с руководителем «Смоленскавтодора»

Сегодня «Смоленскавтодор» без преувеличения можно назвать флагманом дорожного строительства. И не только на территории нашего региона. С просьбами «поделиться смоленским опытом» уже обращались из Псковской, Волгоградской, Тверской и других областей. Примечательно, что таких впечатляющих результатов предприятие смогло добиться всего за два года. Переход на современные технологии позволил выйти на совершенно иной уровень, как по объемам работ, так и по качеству дорожного покрытия.

Впрочем, «Смоленскавтодор» в особом представлении не нуждается. А вот руководитель предприятия — человек, который претворял в жизнь реформу дорожного управления Смоленской области, Владислав Апаков — до сих пор оставался в тени. И, не скрою, уговорить его на это интервью было очень непросто. Но хотелось понять: «Who is mister Aпаков?»

— Владислав Викторович, о вас вообще почти ничего неизвестно. Расскажите о себе: где родились, где учились…

— Я родился и вырос в столице Удмуртии — в городе Ижевске. Окончил школу, пошел в армию. Служил в ВВС. Военная специальность — пилот воздушных экипажей (этой специальности я обучался в ДОСААФ — была такая структура, если помните). Вернулся из армии, окончил Ижевский государственный технический университет по специальности «менеджмент и маркетинг» (специализация «экономика и управление инновационными процессами на предприятиях машиностроения»). Занимался бизнесом, работал на руководящих должностях в коммерческих и государственных структурах.

«Я понял, что получится очень интересный проект, и сомнения отпали»

— Ваша жизнь связана с Ижевском. Когда вы получили предложение переехать на работу в Смоленск, были какие–то сомнения?

— Изначально для меня определяющим в принятии решения было два момента: команда, в составе которой мне предстоит работать, и чтобы задача, поставленная передо мной, была интересной.

— С командой — понятно. А что касается задачи, на решение которой вас призывали в Смоленск — имею в виду создание единой, мощной, современной структуры по ремонту и содержанию дорожного хозяйства региона — не было сомнений, что ее вообще можно решить? Тем более, когда увидели, какие здесь дороги. Когда оценили, в каком состоянии находятся ДРСУ, которые предстояло объединить. При том, что Смоленская область была ведь пионером в реализации реформы дорожной отрасли.

— Конечно, я понимал, что задача, которую передо мной поставили, чрезвычайно непроста. Но я увидел, что для Алексея Владимировича [Островского — ред.], который пригласил меня на работу, кардинальная реформа дорожной отрасли является одной из приоритетных. К тому же у администрации области было четкое понимание, что обеспечить качественное содержание дорог и безопасность на них сможет лишь структура, подконтрольная администрации на сто процентов. Если этим будет заниматься частник — в любой момент может начаться «выкручивание рук»: вы нам расценки повысьте, льготы дайте и прочее. И нам еще очень повезло в том смысле, что когда мы начали приводить «к единому знаменателю» 25 разрозненных районных ДРСУ, они еще не успели акционироваться. Поэтому у нас была возможность объединить их в единую структуру — «Смоленскавтодор». Забегая вперед, скажу, что позже наш опыт получил распространение и в других регионах.

— По вашим ощущениям, все получилось?

—Я считаю, что об этом рано говорить, вы сами понимаете специфику нашей отрасли, мы ставим для себя цели, которые сложно реализовать, но можно. И мы это постепенно доказываем. Сами для себя поднимаем планку на уровень выше, чем от нас ждут. Мы находимся в постоянном движении. На мой взгляд, это верная стратегия в отличие от того, если бы мы, к примеру, остановились и решили, что все действительно получилось.

Мы должны быть постоянно критичны сами к себе. Но считаю, если появляются серьезные успехи, о них не стоит умалчивать. И в первую очередь о наших достижениях должны знать люди, которые трудятся в нашей организации, они должны понимать, что мы идем в нужном направлении и то, что наша стратегия верна. А жители нашего региона должны чувствовать реальные улучшения на дорогах, ведь все это делается для них. В плане успехов, которых нам удалось достичь, я приведу лишь один пример. Об этом почему–то мало говорят наши СМИ, но среди задач, которые призвано решать наше предприятие — не только ремонт и содержание дорог. Не менее важная задача — обеспечение безопасности на дорогах. Так вот, если вернуться к 2012–му — «дореформенному» году, на тот момент Смоленская область занимала одно из последних мест в России по безопасности на дорогах. А если посмотреть рейтинг 2014–го года, то мы увидим, что Смоленщина занимает первое место среди регионов ЦФО и третье среди всех субъектов РФ.

Перезагрузка структуры и сознания

— Даже для непосвященного наблюдателя очевидно, что реформа «Смоленскавтодора» была мероприятием просто революционным. Тем более, что прошла она быстро, эффективно и без потерь. Со стороны кажется, что все было просто. А на самом деле? Ведь у каждого ДРСУ были свои начальники, свои планы на жизнь… И вряд ли они стали восторженно аплодировать, когда узнали, что их будут объединять в единую структуру, которая фактически будет находиться в подчинении администрации региона.

— Если совсем откровенно, то в том, что задуманная реформа не только возможна в реализации, но и будет действительно эффективной, не сомневались, наверное, только три человека: губернатор, его первый заместитель и я [улыбается]. Я не хочу говорить обо всех трудностях, их было немало, могу лишь сказать, что благодаря тому, что процесс постоянно находился под контролем администрации, нам действительно удалось пройти его в короткие сроки. И если вначале пути в районах от идеи объединения были далеко не в восторге (тут вы правы), то на сегодняшний день все уже понимают, что у дорожной отрасли, наконец, появились перспективы. Все осознали, что от объединения они только выиграли. Сегодня мы можем работать планово, можем планировать на три, на пять, на десять лет вперед. Есть понимание, что мы будем развивать, что и когда будем строить.

То, что «Смоленскавтодор» работает по госзаказу, позволяет нам уверенно смотреть в завтрашний день. У нас уже 28 филиалов, карьероуправление, проектный институт («Гражданпроект») — мы сами проектируем и строим. Благодаря этому у нас появилась возможность выполнять любые задачи в кратчайшие сроки. И мы неплохо с этим справляемся.

— За два года вам удалось осуществить полную «перезагрузку» «Смоленскавтодора». Но перезагрузка подразумевает не только современную технику и новейшие технологии. Для решения новых задач в новых условиях требуются квалифицированные специалисты. Были трудности с формированием команды профессионалов?

— Это процесс. Он до сих пор идет… Большей частью у нас работают те же работники, но они вынуждены изучать современные технологии, которые мы внедряем, новые подходы, от этого никуда не деться. По старинке работать уже не получится. Если раньше реалии им диктовали подход «как бы выжить» — сделать что–то, чтобы была возможность выплатить зарплату, сэкономить, то теперь это не только неактуально, но и недопустимо. Не секрет же, что экономили и на качестве. Теперь совершенно новые принципы, новые подходы. Теперь стоит задача, прежде всего, обеспечить качество. И за счет этого, за счет хорошей репутации наши услуги являются востребованными не только в нашем регионе, но и за его пределами. На сегодняшний день мы имеем контракт с Калужской областью, долгосрочный контракт на содержание дороги «Москва–Бобруйск»… В принципе, мы готовы выехать в любой регион, но здесь надо рассчитывать экономическую целесообразность: чем дальше, тем менее выгодно для предприятия. Поэтому работаем с приграничными регионами.

— Вы — руководитель крупного, не побоюсь этого слова — стратегически важного предприятия… Тем не менее, каким–то образом оказались втянуты в политическую историю.

— Все очень просто. Я считаю, что есть два вида политиков. Первые — это люди квалифицированные, обладающие успешным опытом и знаниями, которые стремятся через политику созидать, люди реальных дел. А есть другой вид — дилетанты, не знающие и не умеющие, люди, любящие много говорить и не по делу, критиковать то, в чем абсолютно не разбираются, для них это и есть политика.

— Я конкретизирую вопрос. Почему некое оппозиционное издание уделяет «Смоленскавтодору» и вам лично столько внимания, будто вы и есть та самая политическая сила, которую они непременно хотят победить? Вы читали эти публикации? Не было желания выступить с опровержением?

— Да, мне показывали. Кроме улыбки эти неуклюжие попытки как–то меня «укусить», в чем–то обвинить, у человека компетентного ничего вызывать не могут. На сегодняшний день у «Автодора» такие объемы работ, такая репутация, что никакие небылицы не работают. По прошлому году, например, наше предприятие заработало прибыль 60 миллионов рублей. Эту прибыль мы заработали за счет коммерческой деятельности. На эти деньги мы ремонтируем технику в наших филиалах, делаем ремонт помещения сейчас. И ЭТО НЕ БЮДЖЕТНЫЕ деньги. Это факт. Остальное — либо незнание, либо попытка намеренно вводить людей в заблуждение.

Что касается последней истории, наполненной откровенным враньем, расставлю точки над i. Если какие–то господа от политики рассчитывали на некие преференции, но у них ничего не получилось, это их проблемы.

На самом деле, история банальная. Фирма перед нами взяла на себя обязательства выполнить конкретный объем работ в конкретный срок. Она их не выполнила.

В итоге мы исполнили все обязательные процедурные моменты, прописанные законом. Сейчас мы взыскиваем с банка, который давал фирме гарантию. Совершенно очевидно, что определенные смоленские политики имеют прямое отношение к этой фирме. Мне они известны. Это те самые дилетанты, ищущие повод нажиться благодаря своему статусу, но с нами у них это не получилось. Вот и вся их «политика».

Спорт объединяет

— Владислав Викторович, я наблюдала вас во время брифингов, второй раз беру у вас интервью, и меня не покидает ощущение, что вы — человек «закрытый», и не очень любите общаться с прессой…

— Все просто. Время. Его очень мало, у нас плотнейший график, и хотелось бы все рабочее время отдавать на благо дела, пусть лучше о нас узнают по нашей работе.

— Не поверите, но у меня есть «ключик», чтобы вас разговорить: на сайте «Смоленскавтодора» есть специальный раздел: «спорт». Правильно ли я понимаю, что спорт занимает особое (и вовсе не малозначимое) место в жизни предприятия, которым вы руководите?

— Так и есть. Спорт — это то, что объединяет людей. И, конечно, это важная часть жизнь нашего коллектива. И не только тех, кто входит в ту или иную спортивную команду. Сотрудники предприятия обязательно приходят болеть, когда наши участвуют в соревнованиях, и это очень способствует сплоченности коллектива. Появляются темы для обсуждений помимо работы. Это такой психологический момент, который позволяет снимать напряжение в коллективе.

— А вы вообще сторонник здорового образа жизни?

— Да. Безусловно.

— Вы сами играете в составе спортивных команд «Смоленскавтодора»?

— Конечно. Вообще спорт в моей жизни в обязательном порядке присутствует почти каждый день: понедельник, среда — хоккейная тренировка, вторник — большой теннис, четверг, пятница — футбол. Если приходится (из–за командировки или еще по каким–то причинам) пропустить тренировку, уже чувствую себя «не в своей тарелке».

— Футбольную и хоккейную команды «Автодора» вы создали?

— Да, я предложил, коллектив откликнулся. Когда я пришел на эту должность, в «Смоленскавтодоре» уже была замечательная традиция: раз в год проводилась спартакиада. Я приехал и увидел, что сотрудники очень активно и с удовольствием в ней участвуют, в том числе и молодежь. Эта традиция у нас сохранилась. Потом мы создали команду по мини–футболу, начали заниматься. А чтобы расти куда–то дальше, надо было заявиться на первенство города и области. И я подумал, а почему нет?

Изначально было желание серьезно внедрить спорт в жизнь нашего предприятия. Кстати, могу сказать, что наши команды показывают довольно хорошие результаты на соревнованиях. По мини–футболу и по большому футболу первое–второе места на первенстве области мы имеем стабильно. В «плей офф» по хоккею мы уже попали, не без волнения жду результатов нашего выступления. Кстати, наши основные игроки по хоккею живут в Рославле, поэтому наша домашняя арена там и находится. И когда игры проходят в Рославле, наших болельщиков там всегда огромное количество. Да и на наших играх в Смоленске на трибунах большинство болельщиков — наши. Конечно, меня как руководителя это очень радует. Приходите, не пожалеете! Надо только один раз почувствовать эту атмосферу…

— А за эти два года работы в Смоленске у вас появились здесь близкие друзья?

— У меня большое количество товарищей, людей с общими интересами, со схожими взглядами на жизнь. Я благодарен им за то, что они есть в моей жизни. Я стараюсь строить отношения так, чтобы у меня не было врагов. Если кто–то считает себя моим врагом — это не мои проблемы, это его проблемы — я его врагом не считаю. А отношения стараюсь выстроить таким образом, чтобы люди с удовольствием шли на работу, чтобы с удовольствием шли ко мне в кабинет, когда я их вызываю. А вообще в Смоленске люди очень интересные.

— «На ковер к начальнику» — с удовольствием? Ну… это вы загнули!

— Если даже, условно говоря, кто–то в чем–то «проштрафился» и я указал ему на недопустимость подобных вещей (скажем так, весьма эмоционально), даже в таких ситуациях — я точно знаю — уже сегодня он будет «рваться» ко мне в кабинет: либо чтобы доказать свою правоту, либо чтобы рассказать, как он выправил ситуацию. Наш коллектив (две тысячи человек) — это одна большая команда, игроки которой — люди, понимающие, насколько важны и нужны улучшения в регионе. И эта команда может только победить, других вариантов нет. Сейчас я могу совершенно точно сказать, что мы — коллектив единомышленников. И для нас ничего важнее благополучия людей нет.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/120/02