#4 (116)
9 марта 2015

Алексей Островский: «Это моя обязанность – быть с людьми»

Максим Кузьмин

Власть

Программа ГТРК–Смоленск «Лицом к области» вступила в новый сезон. Первый выпуск производства 2015 года мы снимали в обычном классе руднянской средней школы №2, где беседовали с губернатором Смоленской области Алексеем Островским об итогах работы в муниципальных образованиях Смоленщины в 2014 году.

За прошлый год Алексей Островский совершил более шестидесяти рабочих поездок в районы Смоленщины. Подобная форма работы позволяет не только контролировать деятельность местных властей, но и более глубоко вникать в проблемы муниципальных образований, о которых зачастую главе региона докладывают местные жители. Также такой подход к управлению областью позволяет оперативно решать острые (прежде всего, социальные) вопросы.

В интервью Алексей Островский рассказал о жалобах и просьбах, с которыми к нему чаще всего обращаются смоляне во время рабочих поездок в районы области. Также Алексей Островский поделился своим видением приоритетов в выделении финансовых средств на решение тех или иных муниципальных проблем.

— Алексей Владимирович, первая программа из цикла «Лицом к области» вышла в эфир год назад и тогда же вы сказали, что за период первого срока полномочий главы региона намерены лично посетить все городские и сельские поселения Смоленской области. Если я не ошибаюсь, в минувшем году вы побывали во всех районах области, а всего совершили более шестидесяти таких поездок. А если к этому прибавить ваши, если можно так сказать, неформальные инспекции, то цифра будет еще более внушительная. В 2015–м году темп снижать не планируете?

— Я не планирую снижать темп ни в 2015 году, ни в последующие годы. Это моя обязанность — быть с людьми, как бы это красиво и пафосно не звучало. Именно в муниципалитетах, именно в поселениях, в деревнях, видна реальная жизнь и видны проблемы, с которыми сталкиваются люди и в связи с которыми нужно жителям области оказывать помощь.

Поэтому ездил, езжу и буду ездить. В настоящий момент график построен так, что удается посещать два раза в неделю различные районы области. И не столько районные центры, сколько именно поселения, деревни. То есть стараюсь осуществлять максимальный охват области, насколько это возможно, насколько хватает сил и времени.

— В этом году мы выходим в эфир впервые и, конечно, хотим подвести некоторые итоги. И не только статистические. Дело, ведь не только, и даже не столько в количестве. Дело, на мой взгляд, в качественном изменении подходов к управлению в регионе. На этом, прежде всего, и хотелось бы заострить внимание в этой программе. Скажите, Алексей Владимирович, ваше понимание основных проблем Смоленской области в ходе этих поездок, встреч с людьми на местах, претерпело какие–то изменения?

— Честно говоря, да. Проблемы все известны, они в наибольшей степени одинаковы для всех регионов России, для всех муниципалитетов. И те проблемы, которые волнуют жителей Смоленской области, волнуют, безусловно, и нас. Ключевые проблемы для региона, которые были известны и до поездок по Смоленщине — это жилищно–коммунальное хозяйство, дорожное строительство, здравоохранение, не говоря уже в целом про то, сколько получают люди за свою работу: или в виде пенсии, или в виде трудового пособия, или в виде непосредственно заработной платы.

То, с чем удалось столкнуться, именно посещая районы — это то, что у людей, к сожалению, есть безверие в то, что ситуация в регионе действительно поменяется. И мои встречи с людьми в деревнях, поселениях, в районах, как я очень надеюсь, дают людям веру в то, что действительно областная власть, губернатор стараются изменить ситуацию, меняют ее. Пускай, может быть не так как людям этого бы хотелось, но зачастую люди благодарны хотя бы за то, что с ними поговорили, выслушали и постарались их понять, и поняли. Поэтому самая главная проблема современной России и Смоленской области — это отсутствие веры у людей в то, что что–то изменится. И я работаю для того чтобы жизнь действительно менялась к лучшему, а люди это видели и чувствовали. И хочу за время своей работы в регионе сделать максимально возможного в нынешних экономических реалиях и в рамках действующего федерального и регионального законодательств.

— Что вам как губернатору дает такое личное общение с людьми, и насколько люди бывают откровенны с вами?

— Люди всегда очень доброжелательно воспринимают, несмотря на то, что со мной как с властью отождествляют проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Встречают очень тепло. И даже говоря о проблемах, я чувствую хорошее отношение людей, благодарен смолянам за это отношение. И стараюсь делать так, чтобы мне максимально рассказали правду про то, какая власть в районе, какая власть в поселении, как власть местная относится к ним, сколько раз тот или иной руководитель района приезжал в то или иное поселение, встречался с людьми. Ведь то, что от нас, от губернаторов, требует президент, то же я требую и от глав районов. Если вы не можете по объективным причинам решать какие–то проблемы — вы хотя бы встретьтесь с людьми, посмотрите им в глаза и ответьте на те вопросы, которые они вам задают, и объясните, почему это вы можете сделать, а вот это не можете по объективным причинам.

Но не со всеми, к сожалению, главами получается в этом смысле наладить диалог. Есть по–прежнему те, кто упорно меня не слышит. Но время покажет после выборов, где будет тот или иной руководитель. Я думаю, что люди, проживающие на территориях, на выборах дадут оценку таким главам.

— Нередко по результатам ваших поездок по области вы принимаете решения о выделении средств из резервного фонда губернатора на решение тех или иных неотложных вопросов. Каковы здесь приоритеты, учитывая, что всем и на все, естественно, не хватит? И как затем контролируется расходование этих средств?

— Во–первых, нет никакого резервного фонда губернатора. Это миф. Есть резервный фонд администрации региона. Он заложен в бюджет, который принимается депутатами Смоленской областной Думы. Размеры фонда в этом году были увеличены. Связано это с тем, что средства фонда в первую очередь расходуются на чрезвычайные ситуации.

Трубы постоянно рвутся, которые по 25–30 лет эксплуатируются. Здания, в первую очередь, социальные учреждения, которые построены 30, 40, 50 лет назад и зачастую даже не имели ни малейшего капитального ремонта, ветшают.

Чем полезен еще этот инструмент? Тем, что по бюджетному кодексу — то, что немногие понимают, не являясь юристами, экономистами, являясь людьми, представляющими другие профессии, из этого фонда в кратчайший период, буквально в однодневный срок можно выделить денежные средства. По другим статьям процедура гораздо сложнее.

Что касается расходования этих средств. Существует Контрольный департамент администрации региона, там работают опытные люди, профессионалы, которые совместно с представителями УМВД, прокуратуры, в любой момент, планово и внепланово (я очень часто даю поручения делать это внепланово, неожиданно) проверяют расходование средств. И по многим таким проверкам материалы передаются в правоохранительные органы. Хотя я часто критикую правоохранительные органы за то, что не по всем материалам мы видим возбуждение уголовных дел, но на это есть как субъективные причины, так зачастую и объективные. Где–то не хватает той или иной фактуры для возбуждения дела по статье. Где–то потом органы дорабатывают, а где–то, исходя из того, что ущерб компенсируется по результатам этих проверок, отпадает необходимость возбуждения дел.

— Каковы сегодня возможности и ресурсы у губернатора для воздействия на глав районов, которые «не дорабатывают»?

— Я уже неоднократно высказывал свое, как мне кажется, справедливое раздражение, что вертикаль президента заканчивается на губернаторах. И если президент может любого губернатора отправить в отставку за утрату доверия, то, к сожалению, губернаторы не имеют ни малейших юридических оснований для того чтобы отправить глав муниципалитетов или глав районных администраций в отставку. Это может сделать только районный Совет, который избирал того или иного главу администрации, или суд, если для этого будут весомые основания.

Я очень рад, что в данном случае по Ярцевскому району позиция администрации области и фактура, необходимая для суда с точки зрения отстранения от занимаемой должности главы администрации, просто совпали. Мы высказывали неоднократно критику в адрес главы администрации Панкова, мы требовали, мы помогали, мы вместо него решали многие проблемы в Ярцеве, а он в это время занимался своим любимым делом, так, что по несколько дней не появлялся на работе. Оказалось, что у него документы «липовые», и суд снял его с должности. Мы надеемся, что депутаты районного Совета в Ярцеве изберут более компетентного человека, который действительно будет заниматься проблемами Ярцева.

— Алексей Владимирович, а инкогнито в районы все еще выезжаете? Или теперь уже инкогнито не получается, потому что губернатора все узнают?

— Вы знаете, получается, потому что просто иногда ездишь по муниципалитетам, по поселениям, по районным центрам, не выходя из машины, а мало кто вглядывается, кто сидит в машине за рулем. Когда выхожу, конечно, люди узнают. Но мне же важно ездить инкогнито от руководителей районов, чтоб посмотреть, как они работают.

От людей я, наоборот, не прячусь, я выхожу к людям, задаю вопросы. Вот в том же Ярцеве неделю назад, в прошлое воскресенье ездил, изучал, как руководство района, которое я уже тогда считал некомпетентным и неоднократно говорил об этом, справляется со своими задачами, выходил к людям, задавал вопросы, и от людей получал ответы.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/116/02