Сквер Памяти
Владислав Кононов
Культурный слой
Первым монументом считается «Памятник героям–минерам» в селе Микулино Руднянского района, открытый накануне Дня Победы, 8 мая 1945 года. В этот день в центре села были перезахоронены шестеро героев, павших 12 мая 1943 года в бою с батальоном эсесовцев у деревни Княжино. В честь павших представителями войск 1–го Прибалтийского фронта был сооружен 11–метровый обелиск. Месяц спустя всем шестерым были присвоены звания Героя Советского Союза.
В ноябре 1946 года в центре Вязьмы был открыт памятник генерал–лейтенанту Михаилу Ефремову.
Но в действительности первые памятники стали устанавливаться сразу же после начала войны, после появления первых ее жертв. Неприметные обозначения могил убитых мирных граждан, картонные пятиконечные звезды в лесах и полях, кресты из молодых берез на земляных холмиках... Все это не сохранилось, и вскоре после окончания войны разрозненные могилы стали объединяться в братские захоронения, над которыми возводились сначала временные, а затем более долговечные памятники.
«Скромными монументами Великой Отечественной войны являются невысокие обелиски, поставленные в первые дни после освобождения Смоленска в местах массовой гибели жертв фашистского террора», — рассказывает один из послевоенных архитектурных городских справочников.
Один из них, из простого кирпича, покрытого штукатуркой, появился в 1943 году в нынешнем Парке пионеров. Другой — в овраге на улице Козлова, за бывшим Домом Красной Армии, а ныне зданием сельскохозяйственного института — деревянный многогранный столб со звездой на вершине. Позднее на этих местах появились мемориалы.
Практически в первозданном виде до наших дней сохранился только один памятник, созданный еще в годы войны. Речь идет о захоронениях у крепостной стены в Сквере Памяти Героев. Такое наименование в послевоенные годы получил бывший бульвар 1812 года, называвшийся в первые десятилетия советской власти официально сад «Динамо», а в народе — Кутузовским, по бюсту Кутузову, установленного здесь в 1912 году. Увековечивание памяти героев — участников Великой Отечественной войны через захоронения у крепостной стены начались сразу же после освобождения Смоленска. Первым, 18 октября 1943 года, со всеми воинскими почестями здесь был похоронен уроженец Симбирска (Ульяновска) и участник освобождения Смоленска, начальник политотдела 21–й армии гвардии полковник Владимир Петрович Столяров. Двумя днями ранее, 16 октября у деревни Вальково Краснинского района Смоленской области, находясь на передовой, он попал под артиллерийский обстрел и получил смертельные ранения.
Спустя несколько недель Военный Совет Западного фронта принял решение о захоронении в Смоленске у крепостной стены 12 командиров и политработников. Все они погибли в боях, участвуя в наступательных операциях в Оршанско–Витебском направлении.
Захоронение у крепостной стены создавалось по образцу некрополя у Кремлевской стены в Москве. Отличие состояло в том, что в столице с 1920–х годов большинство лиц кремировалось, а урна с прахом замуровывалась в стену. Захоронений без кремации удостаивались лишь самые выдающиеся руководители и военачальники. В Смоленске же все захоронения — в гробах и в могилах. Всего у крепостной стены в разное время похоронили 41 человека, включая четырех Героев Советского Союза и одного неизвестного солдата. Последним по времени захоронения у Смоленской крепостной стены в Сквере Памяти Героев стал знаменосец Победы Михаил Алексеевич Егоров (1923–1975).
После реконструкции мемориала к 25–летию освобождения Смоленска и появления Вечного огня (сначала в центре аллеи, а к 30–летию Великой Победы он был перенесен к башне Донец), Сквер Памяти Героев стал центральным сакральным местом Смоленска, увековечивающим память о Великой Отечественной войне и ее героях.