Смоляне и гости нашего города
Юрий Семченков
Мастерская
Годовой цикл интервью в рамках рубрики «Мастерская» в 2014–м начался удивительно мощно. Первыми гостями нашей редакции стали звезды, без преувеличения, первой величины как минимум российского масштаба — фотограф–анималист Андрей Гудков и историк моды Александр Васильев. Увлеченные до фанатизма своим делом люди. Заданный ими уровень разговора снижать уже не хотелось. Да и не получилось бы, как оказалось, при всем желании. Потому что нашими собеседниками в прошедшем году были удивительные, интересные и такие разные мастера своего дела
Андрей Гудков
фотограф дикой природы, победитель и лауреат всевозможных профессиональных премий и конкурсов, член Международного союза журналистов
— Я очень приветствую, когда у людей есть домашние животные. Моя мама, она была музыкантом, в свое время говорила, что музыка — это удивительная штука, которая шлифует душу. Если ты слушаешь и понимаешь, а особенно, если занимаешься музыкой, то совершить чего–то ужасного ты не сможешь, потому что у тебя построение души другое. Точно так же и здесь. Я считаю, что наличие домашних животных у людей тоже каким–то образом шлифует душу. Это некая мера ответственности, нежности, заботы. Что касается зоопарков, я в принципе категорически их не приемлю.
— Как идею?
— Даже как идею. Давайте гипотетически представим, что нашу планету оккупировали какие–то более разумные существа, чем мы. Им же интересно поприкалываться, они возьмут представителей всех рас, негроидов, европеоидов, монголоидов, узкоглазых, с черной кожей, белокожих, посадят в клетки и будут ходить и смотреть. Вам это понравится? Мне лично не понравится. Я бы так не хотел. А почему мы считаем, что имеем право взять и поступить так же с животными?
Ольга Багузова
кандидат экономических наук, преподаватель СФМЭИ
— Сейчас, в условиях рыночной экономики, никого не интересуют убыточные технологии. Пусть она суперинтересная и суперпривлекательная, но если она не будет окупаться, то ни одного инвестора не заинтересует.
— А как же признание потомков, чистая наука и тому подобное?
— Пришло другое время. Мы переходим на модель западной науки, где все исследования финансируются в большей степени не государством. Ученые работают на рынок, инвестиционные фонды ищут стартапы и потом их финансируют. На чистую науку для будущего нужны огромные средства. Пока мы таких средств не получаем. Может быть, мы вернемся к модели Советского Союза, хотя там была своя специфика: в первую очередь финансировались военные нужды, космос.
Алексей Довгань
живописец, график, ювелир
— Люди по ошибке полагают, что золотой век для художников, для творческих личностей когда–то был или когда–то будет. Это не так. Любое государство хочет, чтобы мы ходили строем. Это было бы проще, удобнее. Для отдельно взятого чиновника было бы просто счастье. Шаг влево, шаг вправо — сразу к стенке. Любое, любое государство, каким бы либеральным оно ни было, хочет этого. Но просто не каждое государство понимает, что это плохо. Поэтому есть системы, в которых можно существовать более либерально, и есть системы, в которых существовать либерально невозможно. Либерально в смысле свободно. В данной ситуации имеется в виду свобода творчества. Наша система не достаточно свободна для художника в силу того, что рынок искусства, любого искусства, очень ограничен, очень тонок. У нас нет мощного среднего класса, который в состоянии и в привычке повесить на стену произведение искусства. Лучше повесить на стену папирус из египетского ларька.
Владимир Лейкин
непререкаемый авторитет для всех, кто хотя бы мало–мальски связан с музыкой и звуком, легендарный Батя
— Музыка должна «вставлять». И симфоническая, и рок, и джаз. Наверное, это будет несколько по–разному. Но музыка не должна вызывать дискомфорт. Как иногда бывает на концертах? Мы видим любимого артиста и не можем от него взгляд оторвать, но то, что мы в это время слышим, входит в диссонанс с тем, что мы видим. Зрителю хочется куда–то сбежать, заткнуть уши, а он должен получать удовольствие. Честно скажу, мне очень редко нравится, скажем так, как звучит. Да, для всех все хорошо, все классно, но я–то чувствую нюансы. Ошибка может быть самой незначительной, и рядовой слушатель кайфует и никогда ничего не заметит, но я–то слышу и понимаю, что можно было бы и лучше сделать. Это неудовлетворение и является движущей силой к дальнейшей работе, к учебе, поддерживает постоянный интерес к своему делу.
Елена Кочанова
замдиректора Смоленской областной универсальной библиотеки имени Твардовского
— В селе библиотеки «убивать» нельзя, если мы забудем про них, то все пропадет. Когда приезжаю на село, у меня сердце разрывается и накатываются слезы. Там, в помещениях, не соответствующих представлениям человека о современной сельской библиотеке, работают не равнодушные люди, стараясь сделать все от них зависящее, чтобы детям и старшему поколению хорошо и интересно жилось на селе. На селе сейчас ведь очень мало деток, если говорить объективно, кое–где происходит деградация села. Но, в тоже время, есть села хорошие, успешные. Есть сильные фермерские хозяйства. Мы часто видим, когда хорошие сильные люди с большими семьями едут возрождать село. Вот в таких местах библиотека нужна обязательно, она там объективно необходима.
Александр Васильев
историк моды, декоратор интерьеров, сценограф, автор популярных книг, непревзойденный лектор, коллекционер, почетный член Российской Академии художеств, телеведущий
— У России есть свой путь в моде?
— В России есть, конечно, свой стиль, который продиктован, во–первых, климатом — у нас затяжная зима, морозы и соответствующая одежда, тут в тропическом не походишь, во–вторых, бездорожье. Это бич России, не всякая обувь достойна, и, в–третьих, количество женщин. У нас только по статистике пятьдесят пять процентов женщин на сорок пять процентов мужчин. Женщины в большинстве, и они очень стараются быть замеченными. Поэтому наши женщины, правду говорят, выглядят часто вульгарно. Многие говорят «красивее», но это не так. С более яркими волосами, с более высокими каблуками, с более голым животом, с большей дозой ботокса, силикона и гиалуроновой кислоты. Я поражен количеством этих объемных губ, которые я вижу на улице. Эта тема «рыба карп» в губах присутствует без конца. Женщины стараются так привлечь к себе внимание, и это обуславливает многие данности и парадигмы русской моды.
Елена Кольцова
член сборной команды России по спортивному рыболовству
— В принципе, спортивная ловля — такое же публичное выступление. Хочется красиво катать штекер, красиво забрасывать снасть, не путаться. Волнение есть, хотя все зрители смотрят за нами доброжелательно, с удовольствием. И сразу видно, что большинство останавливается за спиной того спортсмена, кто и ловит красиво, и у кого ловится. Если рыбак сидит и ничего не ловит, то зритель проходит мимо. Мне кажется, что я в приметы не верю. Но я их знаю: черная кошка — это плохо, пятилистник на сирени — это хорошо.
Влад Макаров
легендарный смоленский музыкант и художник
— Роль искусства в современном мире ушла на второй план. Искусство в данный момент не выражает общие культурные тенденции, а имеет только декоративный характер. Мне кажется, что сейчас настолько богатая социально–политическая жизнь, что всякие художники — модернисты, постмодернисты — отдыхают. Реальность интереснее, богаче и злободневнее, чем любое актуальное искусство. Поэтому выходки «Пусси Райот» и подобных им компаний смотрятся детскими шалостями по сравнению с тем, что делается, например, украинской армией на Донбассе. Каждый день на YouTube можно видеть такие картинки, которые не снились никаким художникам. Изменилась сама культурная ситуация в мире. Идет передел идей, передел влияний.
Анна Андреева
создатель и руководитель мастерской настроения «Место»
— Не всегда у нас в городе предоставляется случай реализовать свои таланты и желания. И даже если нет таланта, должен быть шанс куда–то просто прийти и прочитать стихи, потому что тебе просто хочется читать стихи. Это маленькое открытие меня немного потрясло, я поняла, что делаю все не только потому, что мне нравится сам процесс созидания, а потому что эти лица, эти улыбки, эти «спасибо» суть что–то потрясающее. Это заряжает тебя энергией, и ты чувствуешь себя маленьким волшебником, который дает людям некий шанс, некую возможность. Это очень классно.
Эрнест Мацкявичус
известный тележурналист и ведущий канала «Россия»
— Мы можем быть уверены, что если Мацкявичус нам что–то говорит с экрана, то он в это верит сам?
— По крайней мере, вы это увидите. Сейчас работать тяжело и легко одновременно. Легко в том смысле, что знаешь, что делаешь, знаешь, во имя чего работаешь, чувствуешь не просто важность своей профессии, а даже порой определенную миссию. И чем больше получаешь пинков, шлепков и выстрелов из разных орудий с нечистотами, тем более убеждаешься в собственной правоте, и тем более появляется вера в то, что это именно миссия, именно это нужно делать, несмотря ни на что.
Наталия Наумова
кинорежиссер, актриса
— Я у своих родителей учусь. Учусь, прежде всего, отношению к своему делу. Я вижу, как мой отец относится к работе: для него это самое важное в жизни. Я вижу, как мама относится к тому, что она делает. В эти моменты и для нее уже не важно ничего, даже собственное здоровье. Это иногда меня просто пугает, я пытаюсь с этим бороться, считаю, что нельзя допускать такого, грубо говоря, фанатичного отношения к работе, но для папы и мамы все отступает на задний план, а на первом было и остается кино.
Григорий Пернавский
военный историк, издатель, главный редактор издательства «Тактикал Пресс»
— Война — это всегда кризис, а кризис, как известно, имеет и положительное, и отрицательное значение. По большому счету, будем говорить честно, весь человеческий прогресс первым делом фактически шел на обеспечение войн, потому что там, где войны, там наука, там технологии, там, во многом, общественно–политические отношения. Все, так или иначе, завязано на войну. Война — это самое любимое занятие человека, кто бы что ни говорил. К сожалению, человек не является мирным существом. Мы и сейчас видим по тому, что происходит в наши дни, что силовой способ — это самый простой способ решения любых конфликтов. Над остальными способами надо трудиться. Любое не силовое решение конфликта — это долгий кропотливый труд. Разрубать узлы намного проще, чем распутывать, поэтому человечество не ищет сложных путей.
Павел Бобовников
художник, дизайнер интерьера
— У многих людей сейчас кроме своих денег нет ни мозгов, ни образования. Им не остается ничего другого, как показать, сколько у них денег. Итальянский дизайн для этого великолепно подходит. Все блестит. Золото, мех, кожа крокодила. Понты. Люди, которые более сложно внутренне устроены, четко понимают, что, во–первых, это неудобно. Во–вторых, не надо показывать, сколько у тебя денег. Зарабатывать деньги — это такой же талант, как писать музыку. Не все могут быть этим одарены. Это не самое большое счастье в жизни. Главное — какой ты человек, и что ты делаешь в это жизни. Вот и все.
Светлана Прищепа
замдиректора специализированной ДЮСШ олимпийского резерва №3
— Вы больше людей любите или лошадей?
— Честно? Лошадей и собак. Почему? У животных нет таких качеств как предательство, например. Собака если предана хозяину, то предана бескорыстно. А любовь к лошадям, я считаю, у людей на генетическом уровне. Когда я в детстве увидела этих животных, а потом папа в деревне посадил меня верхом на лошадь, это было несказанное счастье. Откуда это берется? Трудно сказать.
Павел Зуйков
режиссер, актер–универсал, сценограф, танцор степа и прочее и прочее
— Для меня, например, очень важно идти по городу и встречать хороших людей. У нас же люди очень мало улыбаются, они очень агрессивны. Мы этого не замечаем, потому что уже привыкли так жить. Особенно в Смоленске. Все, кто приезжает из других городов, буквально в шоке. Они думают, что мы здесь очень жестокие. Смоленск ведь исторически все время воюет, и у нас напряг уже в генах. Зайдите в маршрутку, когда вам там последний раз улыбались? Я полгода проработал на Тайване, где все улыбаются друг другу, все радуются, и когда вернулся домой, сел в нашу маршрутку, то оказался словно в фильме ужасов. Я улыбаюсь, а все смотрят на меня звериным взглядом. Чего это он улыбается?
Сергей Сухорученков
руководитель спортивно–экспедиционного клуба «Викинг–Нево», единственный в мире путешественник, полностью прошедший маршрут «Из варяг в греки»
— Из последних моих наблюдений я понимаю, что некоторые смоленские молодые люди занимаются историей, реконструкцией, и им интересно в этом направлении получить какое–то развитие. Они приходят к нам, не предполагая, что их ждет, но когда окунаются в трудности, то включается некий созидательный механизм. Ребята преображаются день ото дня, преображаются многопланово. Они очень быстро забывают вредные привычки, потому что это не так просто в условиях напряженной работы. Они консолидируются, реально преодолевают трудности, которые на начальном этапе казались неподвластными.
Сергей Ермоловский
учитель математики школы–интерната среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов имени Кирилла и Мефодия
— Любой человек нуждается в развитии, в том числе и учитель. Он обязан, именно обязан, развиваться сам, чтобы потом развивать своих детей. И если у учителя есть на это время, он развивается, если у учителя нет на это времени, то он где–то, наверное, может схалтурить. Конечно, ты все, что должен, рассказываешь детям, но рассказать тоже можно по–разному. Можно один урок готовить три часа, и он у тебя пройдет шикарно, с разными методами, способами, и детям будет интересно, а можно прийти на урок и сказать: «Дети, открываем книжку, параграф номер пять, с такой–то по такую–то страницу читаем, будут вопросы — обращайтесь». Вообще–то, и там и там ты свои обязанности выполняешь, потому что есть разные методы работы, разные методы преподавания.