Владислав Апаков: «Смоленскавтодор» перешел на совершенно иной уровень объемов и качества дорожных работ»
Светлана Савенок
Главная тема
О секретах смоленского прорыва в дорожном строительстве мы поговорили с руководителем «Смоленскавтодора» Владиславом Апаковым.
— Владислав Викторович, сейчас «Смоленскавтодор» без преувеличения является флагманом в дорожном строительстве, пожалуй, даже не только на территории Смоленской области — не случайно вам уже поступали просьбы поделиться опытом из Псковской, Волгоградской, Тверской и других областей… И таких впечатляющих результатов предприятие смогло добиться всего за два года. Как это вообще стало возможно, учитывая то наследство, которое получил «Смоленскавтодор», сгруппировав 25 районных ДРСУ?
— С 90–х годов и вплоть до 2013 года, то есть почти 20 лет дорожная спецтехника практически не закупалась. А за такой срок эксплуатации даже при хорошем уходе и своевременном ремонте все приходит в упадок, изнашивается, да и морально устаревает. Такая же обстановка сложилась и с асфальтобетонными заводами. Сейчас на балансе нашего предприятия находится двадцать таких асфальтобетонных заводов (средний год выпуска 1990) с производительностью 20–25 тонн асфальтобетонной смеси в час. Такие заводики есть почти в каждом районе области. Находятся они, сами понимаете, не в самом лучшем состоянии, производительность низкая, да и технология производства асфальтобетонной смеси заметно изменилась с тех пор. Поэтому вопрос приобретения современных асфальтобетонных заводов и современной дорожной техники стоял очень остро. И в 2013–м году руководство области нашло деньги на приобретение спецтехники, а также было принято решение о приобретении современных асфальтобетонных, дробильно-сортировочных, эмульсионных комплексов. Таким образом был сформирован полный технологический цикл: от производства основных компонентов для производства асфальтобетонной смести с последующим изготовлением собственно дорожного полотна.
— Можно ли сказать, что как раз переход на современные технологии через приобретение этих современных комплексов и стал самым настоящим прорывом в работе предприятия? Или можно было обойтись без этих затрат, как говорится, «не до жиру» сейчас?
— Вот как раз переход на современные технологии позволил нам перейти на совершенно иной уровень как объемов работ, так и качества дорожного покрытия. И это все не смогло не отразиться на экономике предприятия. Мы приобрели полностью работающие комплексы, включающие в себя и лаборатории, и посты весового контроля, и программное обеспечение.
На данный момент нами закуплено два таких современных комплекса — один рассчитан на производство 200 тонн в час асфальтобетонной смеси, а второй 120 тонн в час. А производительность в час — один из самых важных показателей в дорожном строительстве. Это связано с тем, что укладочные комплексы способны уложить до 2000 тонн асфальта в день, и если не обеспечить данный комплекс необходимым количеством асфальта, (что и происходило при работе старых заводов), комплекс не выходит на максимальную мощность, что приводит к нерациональному использованию всей производственной цепочки.
Получается, что производительность двух этих комплексов существенно выше производительности всех вместе взятых старых заводов, которые были в области. Существенным прорывом стало и то, что на всей технологической цепочке осуществляется контроль качества всех производимых компонентов для асфальтобетонной смеси.
Первый комплекс мы установили в Починковском, а второй в Вяземском районах. Заводы установили с таким расчетом, чтобы область полностью была обеспечена в нужном объеме асфальтобетонной смесью. Еще один плюс данных комплексов — то, что они мобильны. То есть их можно устанавливать непосредственно на карьеры, на которых добывается сырье для асфальтобетонной смеси, что позволяет исключить двойные перевозки. Каждый комплекс состоит из нескольких элементов, которые находятся на раме с колесной базой, каждый элемент, как часть конструктора: отцепили, прицепили к тягачу и привезли на новое место, собрали все, присоединили и это уже полноценно работающий завод. Мы можем переезжать неограниченное количество раз. А на экономику работ по укладке очень сильно влияет транспортная составляющая — экономия производства доходит до 30% (в зависимости от месторасположения завода). И, как показал опыт работы этих заводов, весь асфальтобетон, который мы производим, соответствует не только принятым ГОСТам, но также отвечает дополнительным требованиям по стабильности и долговечности, предъявляемым к современным асфальтобетонным смесям.
— Что будет со старыми заводами? Будут списаны за ненадобностью?
— Нет. Старые заводы тоже не закрываются, они используются для поддержания дорожного покрытия и таких работ, как ямочный ремонт.
— Вот эти современные комплексы все–таки недешевы и, к тому же, не отечественного производства. А сейчас, когда валюта значительно выросла в цене…
— Современную технику мы приобретали в 2013–2014 годах, а также тягачи, гудронаторы, микроавтобусы для перевозки людей. Все это делалось опять же для того, чтобы быть максимально мобильными.
Часть оборудования было российского производства, но есть дорожное специфическое оборудование, которое, к сожалению, можно приобрести только у иностранного производителя — у официальных дилеров соответствующих компаний. Это оборудование очень надежно, например, при укладке асфальта используется до 30 единиц техники, и если одно звено выпадает, то встанет весь комплекс, идут колоссальные убытки, поэтому рисковать, покупая дешевое оборудование, мы не можем. Но мы, что называется, успели «вскочить в последний вагон уходящего поезда».
На момент закупок в 2013–2014 годах курс валют был стабилен и по стоимости, если бы всю эту технику мы закупали сегодня, она бы обошлась в 2 раза дороже. Экономия получилась за два года очень существенная.
— Сейчас в связи с санкциями, экономическим кризисом в стране, какие перспективы ожидают «Смоленскавтодор»? Как собираетесь выживать в этих суровых условиях?
— Действительно, есть дефицит бюджета. Поэтому сейчас есть целесообразность загрузить имеющееся оборудование, развивая коммерческую деятельность нашего предприятия. Поэтому задача 2015 года — расширять рынок наших услуг за счет коммерческой деятельности. В этом году у нас есть планы по выходу на соседние регионы, и мобильность нашей современной спецтехники в этом нам поможет. С нами уже изъявили желание работать Калужская область, Москва, Московская область. То есть запас прочности у «Смоленскавтодора» есть.
Замечу, все средства, полученные нами в результате коммерческой деятельности, придут в Смоленскую область и это огромный плюс для экономики региона.
— Вы сказали о перспективах выхода в другие регионы. А это уже свидетельство конкурентоспособности. За счет чего?
— Действительно, мы стали конкурентоспособны, и теперь не только на равных условиях участвуем в торгах по обслуживанию и ремонту дорог вместе с частными коммерческими организациями, но и имеем перед ними огромное преимущество, а именно: новейшее оборудование, улучшение качества проводимых работ, профессионализм кадрового состава. Все это в целом приводит к главной цели — долговечности дорожного покрытия. У нас есть план работ на ближайшие несколько лет. Благодаря этому мы можем планировать нашу работу, оптимизировать и делать это максимально эффективно.
И сейчас, благодаря полному обновлению парка техники, нам удается выполнять больший объем работ с меньшими затратами.
Нами постоянно ведется диагностика сети автомобильных дорог с помощью специальной лаборатории. Полученные данные передаются в проектную службу, входящую в состав нашей же организации, в результате мы получаем готовый оптимальный экономически выверенный проект по ремонту той или иной дороги.
На сегодняшний день наша организация обеспечивает и сроки, и качество, именно поэтому мы востребованы и в других регионах.