#21 (111)
17 ноября 2014

Рецепт губернатора

Максим Кузьмин

Власть

По данным официальной статистики, жители Смоленской области обращаются за медицинской помощью девять миллионов раз каждый год. Насколько квалифицирована эта помощь и кто может помочь здравоохранению? В этом авторский коллектив программы «ГТРК–Смоленск» «Лицом к области» разбирался вместе с губернатором Смоленской области Алексеем Островским: во время посещения главой региона учреждений здравоохранения и после, в ходе интервью, затронувшего многие вопросы «медицинской вертикали» — от современного сосудистого центра областной клинической больницы до сельского ФАПа.

— Алексей Владимирович, статистические данные по теме смоленского здравоохранения говорят нам, что все вроде более–менее нормально. Рождаемость немного растет, смертность немного снижается. Но, знаете, когда какой–то конкретный человек сталкивается с тем, что ему ставят неправильный или несвоевременный диагноз, или он вынужден несколько часов просиживать на приеме к врачу в поликлинике, или сталкивается со случаями прямого вымогательства в тех или иных медицинских учреждениях (а бывает и такое) — ему уже не до статистики...

— Максим Николаевич, сегодня мы с вами беседуем по теме, которая затрагивает всех без исключения — здравоохранение. Мы все смертны, мы все подвержены болезням — от рождения и до самого преклонного возраста. Поэтому я с удовольствием с вами поговорю на эту тему, отвечу на любые вопросы, понимая, что они в большой степени волнуют жителей Смоленской области. И, действительно, все проблемы, которые вы перечислили — они характерны и для нашего региона, и в целом характерны для всей Российской Федерации.

Зарплаты «с нагрузкой»

— В ходе визита в областную клиническую больницу мы вместе с вами посмотрели работу современного сосудистого центра областной клинической больницы, и картина, честно говоря, впечатляющая. Но спросить я хотел вот о чем: а какова здесь заработная плата врачей среднего медицинского персонала?

— Здесь заработная плата по меркам региона очень и очень неплохая. Для врачей она составляет в месяц 31 тысячу 400 рублей, а средняя заработная плата медицинского персонала — 21 тысячу 347 рублей. И смоляне, услышав об этой заработной плате, могут удивиться или высказать даже справедливое возмущение: почему они где–то получают меньше. Но это среднемесячная заработная плата, и в какой–то степени мы, администрация региона, констатируем, что цифры эти где–то и лукавые. Почему они лукавые? Для того чтобы получать такую заработную плату, нужен, в первую очередь, большой стаж, высокая квалификация, постоянные дежурства. Чтобы получать 31 тысячу 400 рублей, врачи работают с дополнительной нагрузкой. А если говорить о тех, кто не имеет пока еще ни большого стажа, ни большой квалификации и соответствующих доплат, то здесь по больнице заработная плата врачей — 23 тысячи рублей, а медицинского персонала — 15 тысяч 700 рублей.

— Но это уже не такие красивые цифры, конечно…

— Нас самих не устраивают те цифры, которые сейчас ежемесячно видят и врачи, учителя и представители других бюджетных профессий, которые охвачены указами президента. Мы хотели бы бОльшие деньги платить. И люди заслуживают это, заслуживают ежедневным трудом. Но для этого нужна иная экономика. Мы работаем по привлечению инвестиций, и со временем, с учетом роста доходной части, мы будем стараться даже перевыполнять указы президента. Или в целом экономика в стране будет расти, и «дорожные карты» из министерств будут определяться с бОльшими показателями.

Монетарная мотивация

— Один из важнейших вопросов в любой сфере (и здравоохранение здесь не исключение): как удержать квалифицированных, лучших специалистов здесь у нас, в Смоленской области?

— К сожалению, в силу, может быть, не очень хорошего всеобъемлющего информирования жителей области о работе администрации, о работе муниципалитетов, зачастую у людей есть некая апатия и пессимизм.

У нас, действительно, не так много хорошего, но с каждым днем, с каждым месяцем, с каждым годом хорошее появляется и не замечать его невозможно. У нас по молодым специалистам за последние два–три года идет прирост. И сейчас доля молодых специалистов, работающих в сфере здравоохранения Смоленщины, составляет уже 16 процентов. Это приличная цифра. И очень много людей в возрасте до тридцати лет работают в муниципалитетах и в областных учреждениях. Мы платим от имени администрации области стипендию (так называемую «губернаторскую стипендию»). Мы выплачиваем от 100 до 500 тысяч рублей молодым специалистам, которые уезжают работать в муниципалитеты.

Наша администрация не только не сокращает различные социальные льготы и обязательства, но и вводит новые. В целях сохранения квалифицированных кадров буквально с 1 ноября 2014 года для поддержки специалистов мы ввели еще одну новую выплату. Теперь у нас врачи анестезиологи–реаниматологи с 1 ноября будут получать ежемесячно дополнительно по 10 тысяч рублей, а медицинские сестры–анестезисты — по 5 тысяч рублей.

Работа по привлечению квалифицированных специалистов в отрасль здравоохранения носит системный характер. И она начинает давать и будет давать результаты.

— Часто говорят, что у нас бесплатная медицина: это бесплатно, то бесплатно. Но какая же она бесплатная, если все мы платим отчисления в фонд обязательного медицинского страхования. Получается, мало платим или, может быть, расходуются эти средства не совсем эффективно?

— Средства расходуются эффективно. Их недостаточно. Те тарифы, которые заложены по обязательному медицинскому страхованию, к сожалению, в полном объеме не охватывают весь спектр услуг, который хочет получить тот или иной смолянин или смолянка. Более того, лекарства имеют постоянный рост стоимости. Уже сейчас мы видим рост цены на лекарственные препараты иностранного производства на 25 процентов. Или это санкции уже начали влиять, или в целом это осознанная политика иностранных товаропроизводителей, но факт остается фактом.

Поэтому ключевое, что должно, на мой взгляд, сделать государство, и мы, администрация региона, очень ждем этого: помимо обязательного медицинского страхования нужно вводить и добровольное медицинское страхование. Это даст соответствующие результаты.

Мой врач на первом этаже

— Во время посещения кабинета врача общей практики я отметил для себя, что это чрезвычайно удобная форма организации медицинской помощи для смолян — можно буквально по месту жительства обратиться не с самым серьезным недомоганием и получить всю необходимую помощь, без этих очередей и всех не самых приятных сопутствующих элементов. Но, насколько я знаю, таких кабинетов в Смоленске всего два на сегодняшний день. Что мешает расширить эту практику?

— Очередность есть везде, к сожалению. У нас потребность пока еще во многих услугах, которые предоставляет государство, превышает возможности государства. Но эту работу мы начали несколько лет назад и собираемся активно развивать этот инструмент оказания медпомощи населению — кабинеты врачей общей практики.

Мы провели анализ, исходя из численности населения города, исходя из заболеваний, транспортной инфраструктуры. Сейчас мы оцениваем потребности в таких кабинетах (а фактически это мини–учреждения) в количестве десяти для Смоленска. Город активно развивается, но в новых микрорайонах отсутствуют поликлиники. Хотя, конечно, периодически открываются и новые медицинские учреждения, но добираться смолянам до них тяжело. Поэтому нам важно, чтобы люди, особенно пожилые люди — а мы здесь видим в основном людей пожилого возраста — имели возможность получить эту услугу непосредственно вблизи от места своего проживания.

Ближайшие планы — запустить работу десяти кабинетов врачей общей практики. Эта задача будет реализована социальным блоком администрации области. А дальше будем смотреть: будут расти потребности — будем создавать еще большие и большие возможности для их удовлетворения. Потому что здесь люди получают первую помощь. И основная нагрузка, которая ложится на врачей общей практики, — это, в первую очередь, терапия, а также предоставление услуг: поставить капельницы и инъекции, сделать прививки или забор крови для сдачи анализов. Вот эту нагрузку, как ключевую, на себе эти кабинеты несут и будут нести в полном объеме.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития частной медицины в Смоленской области? Я говорю не о предоставлении платных услуг, которые есть и сейчас, и зачастую это идет в ущерб тем, кто не может заплатить. Я говорю о перспективах появления отдельных частных учреждений, где тот, кто может, может лечиться за деньги, а не по предъявлению полиса обязательного медицинского страхования.

— Я уже говорил неоднократно, что мы ждем, когда государство к обязательному медицинскому страхованию добавит еще и добровольное. Это создаст новые возможности для россиян, в том числе для жителей нашего региона. Что касается частных центров, то они открываются, мы оказываем им содействие. Вопрос в том, что для получения этой услуги должно быть другое благосостояние людей.

Система распределения

— Мы посетили фельдшерско–акушерский пункт в поселке Дивасы Смоленского района. И вопрос в этой связи о судьбе ФАПов. Как–то не очень понятно: то их начинают закрывать, говорят, что они не целесообразны, то вроде бы потом опять возвращают. Сохранятся ли они у нас в Смоленской области?

— Постоянно повторяю ряд принципиальных вещей. Мы, администрация региона, прекрасно осознаем и отдаем себе отчет в том, что смоляне живут не так, как хотелось бы и смолянам, и нам — руководству области. И мы постоянно вкладываем свои силы, свои знания, ресурсы от государства, чтобы жизнь смолян улучшать. И если говорить про ФАПы по области, то здесь администрация региона совместно с муниципалитетами сознательно пошли на то, что превысили федеральный норматив, который определен для Смоленщины. По федеральным нормативам сегодня, исходя из численности населения Смоленской области, в регионе должен быть 391 фельдшерско–акушерский пункт. У нас 500 пунктов. Другой вопрос: в каком виде существуют эти пункты? И, конечно, мы, как и жители региона, хотели бы их видеть в качественно другом состоянии. Но для этого нужно обновлять материально–техническую базу, для этого нужны иные деньги. У нас есть тридцать пять ФАПов, каждый из которых обслуживает менее ста человек. Но я даю гарантию жителям области, что в 2015 году мы не планируем и не закроем ни один подобный пункт.

— Какую помощь людям могут оказать в таком ФАПе?

— Это, в первую очередь, самая первичная, самая востребованная помощь населению. Где–то порядка 29–34 процентов обратившихся смолян хотят получить услуги по инъекциям, по прививкам или какие–то иные мелкие услуги, которые предоставляют медицинские учреждения. Те фельдшеры, которые работают в этих пунктах, проводят объезды территорий: они таким образом выявляют на ранней стадии инфекционные и другие заболевания. Очень важно, что подавляющее большинство этих пунктов имеет возможность и лицензии для того чтобы обеспечивать население лекарственными средствами — в них люди имеют возможность получать лекарства первой необходимости. И самая главная задача и цель этих ФАПов — это максимальная близость к населению. Зачастую ФАПы находятся в населенных пунктах, располагающихся в существенной отдаленности от значимых медучреждений: поликлиник, центральных районных больниц.

— Как можно, простите за такую формулировку, заманить сюда медицинские кадры? Может быть, пора возвращаться хотя бы в здравоохранении к советской системе распределения выпускников высших и средних учебных заведений?

— Вы совершенно правы, я говорю это и как гражданин, и как губернатор. Конечно, государство должно возвращаться к этой забытой форме распределения кадров по стране, по регионам. Но этот вопрос, к сожалению, не является компетенцией регионального уровня, это вопрос ведения федерации. И если федерация не пойдет по этому пути, то нам в регионах, конечно, решить проблему обеспечения подобных учреждений, других учреждений кадрами будет просто невозможно. И мы ждем этих федеральных решений.

При этом, скажем, в Смоленской области каждый год свыше тридцати молодых людей направляются по целевой программе для обучения в медицинских учреждениях. Но и здесь есть проблемы. Из них только 29–32 процента возвращаются. При этом мы уже три года реализуем программу поощрения молодых специалистов. Тот молодой специалист, который готов поехать работать на село, единовременно получает от государства, из бюджета Смоленской области выплату (а эти деньги каждый год мы закладываем): один миллион рублей на приобретение жилья или на иные нужды. Есть и другие формы поощрения, но, конечно, пока от государства, если сказать объективно, их недостаточно. Но главная надежда — на целевое распределение (то, о чем сказали вы).

К черту писанину!

— А вот от другой системы хотелось бы, наоборот, поскорее уйти. Честно говоря, я не очень понимаю, почему до сих пор этого не сделано. Я говорю о ворохе разных бумаг, которые всякий врач вынужден заполнять, тратя на это уйму сил и времени. И это в наш век, когда компьютерная техника, интернет доступны буквально всем.

— Абсолютно справедливо. У нас, к сожалению, система эта забюрократизирована. У нас у врача, у медсестры огромное количество времени в момент приема пациента уходит именно на заполнение документов. Поэтому, с 1 июля текущего года мы начали реализовывать в Смоленской области программу «Электронная карта». Это те же медицинские карты, в которые заносятся данные о больном, о том, какой диагноз поставлен, какие рецепты на какие лекарства выписаны, и сейчас эта работа планомерно проводится. Это позволит значительно сократить время, отведенное на документооборот, на заполнение тех или иных форм, и больше даст времени на общение с пациентом. Более того, это позволит в онлайн–режиме врачу или медсестре выбирать и лекарственное обеспечение, которое больше подходит тому или иному пациенту. Эта программа нами инициирована, она реализуется, и за 2015 год мы в полном объеме сделаем так, что все рабочие места, где необходимо заполнение документов, будут компьютеризированы.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/111/02