#9 (99)
26 мая 2014

На выпуск

Валерий Лобанов

Образование


Традиционно в конце весны — начале лета каждый выпускник средней школы сталкивается, пожалуй, с первым серьезным испытанием в своей жизни: первой государственной итоговой аттестацией школьников или, как сейчас говорят, ЕГЭ. В эту горячую пору хорошо себя чувствуют разве что мошенники, продающие в интернете якобы готовые задания к экзамену, да производители валерьянки — спрос на нее среди родителей в пору проведения ЕГЭ, поверьте, нешуточный.

«Волноваться не стоит, — заверяет начальник департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи Людмила Иваниченко. — Тем более, что некоторые задания единого госэкзамена доступны в интернете, причем, совершенно бесплатно. Так что каждый может хорошенько подготовиться и набрать неплохой балл».

Об этом, а также о том, как проходит оптимизация системы образования на Смоленщине и чем будут поощрять отличившихся учеников после отмены школьных медалей, мы беседуем с Людмилой Иваниченко.

Обратная сторона оптимизации

— Людмила Борисовна, начать предлагаю с общего вопроса. Что сегодня представляет собой образовательная сеть Смоленской области?

— Образовательная сеть Смоленской области постоянно меняется. На сегодняшний день она включает в себя разноуровневые образовательные учреждения дошкольного, общего (начального, основного и среднего образования), профессионального (среднего и высшего) образования, а также дополнительного образования детей и взрослых. Всего в регионе на сегодняшний день 832 образовательных учреждения, в них обучаются почти 17 тысяч человек. В системе образования Смоленской области есть муниципальные, областные и федеральные образовательные организации или, как мы раньше их наименовали, — учреждения. Первые два вида находятся в ведении органов местного самоуправления или органов исполнительной власти, федеральные — в ведении министерства образования и науки РФ. Инфраструктура нашей системы образования подвижна в силу тех процессов, которые происходят сегодня в российском обществе.

— Как раз один из таких процессов, по-видимому, процесс оптимизации? Это ведь довольно больной и актуальный вопрос.

— Конечно, процесс оптимизации проходит и в нашем регионе. Сразу хочу обратить внимание — само понятие «оптимизация» в последнее время имеет разные нюансы и оттенки. Еще два-три года назад под оптимизацией понимали, например, сокращение количества сельских школ, и это было однозначно. Сегодня же понятие «оптимизация» подразумевает нечто другое. Это, в первую очередь, создание оптимальных условий для получения качественного современного образования.

— Но, согласитесь, когда в обществе узнают, например, что в регионе в рамках оптимизации закрыто более сорока школ, это не может не вызвать вполне объективного волнения.

— Хочу дать пояснения по поводу этой цифры. Да, она имеет место. Действительно, была закрыта сорок одна школа, но есть большое «но» — школы были закрыты как юридические лица. Фактически закрыли только одну школу — Львовскую начальную общеобразовательную школу. Все остальные поменяли свой статус, то есть были реорганизованы из средней школу в основную или из основной — в начальную. Еще один механизм оптимизации, который сегодня эффективно используется всеми субъектами — это формирование филиальной сети, что имеет место и у нас в регионе.

— Зачем вообще такие сложности — закрывать школы как юрлица, давать им статус филиалов?

— На сегодняшний день генеральная линия образовательной политики администрации Смоленской области, департамента по образованию, науке и делам молодежи, органов местного самоуправления заключается в том, чтобы предоставить возможность каждому обучающемуся получать максимум качественных услуг в рамках образовательной деятельности. Большинство сельских школ, которые на сегодняшний день реорганизуются в филиалы, продолжает действовать, но у них открываются новые возможности. В Смоленской области создана сеть базовых школ, к которым присоединяются филиалы. И поэтому в рамках модернизации общего образования, которая проходила четыре года, все базовые школы были оснащены современным оборудованием, там созданы хорошие условия для получения всех видов образовательных услуг, эти школы укомплектованы лучшими кадрами. Таким образом, филиалы этих учреждений получают возможность проводить уроки по отдельным предметам или даже по отдельным темам в базовой школе, где имеются в наличии современные оснащенные учебные кабинеты. Для этого, буквально с недавнего времени, а именно, с конца 2012-го года, когда в России был принят закон об образовании, появились правовые основы, а именно — статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ». Формирование и развитие такой структуры позволит дать возможность всем учащимся даже самых маленьких школ получать качественное образование.

— Сам посыл понятен. Однако возникают другие проблемы, транспортная, например. Школьник ведь не должен пешком идти в свою базовую школу несколько десятков километров…

— Безусловно, подвоз детей должен быть обеспечен. На протяжении последних лет этот вопрос решается достаточно успешно. Сегодня практически все учреждения, которые являются филиалами, имеют автобусы. Подвоз детей осуществляет 131 оборудованный системой GLONASS специальный школьный автобус. Все автобусы приобретены администрацией Смоленской области и переданы в муниципальную собственность.

ЕГЭ. Главное — подготовка

— Предлагаю сменить тему и перейти к самой актуальной на сегодняшний день — грядущим экзаменам. Скажите, кто вообще отвечает за проведение ЕГЭ в регионе, как определяются ответственные и как контролируется процесс проведения экзамена?

— Подготовка к ЕГЭ идет полным ходом. Более того, уже прошли экзамены в форме ЕГЭ для тех, кто имел право на досрочную сдачу. Таких выпускников у нас было трое. Это выпускники школ — спортсмены, которые будут защищать спортивную честь России.

Будут и некоторые отличия от экзаменов прошлых лет. В основном, это изменения организационного характера. Так, раньше государственная экзаменационная комиссия включала в себя представителей образовательных учреждений, общественности и состояла из 18–20 человек. В этом году это 60 человек. Избран президиум, который будет решать и уже решает текущие вопросы, например, разрешение сдачи дополнительных экзаменов, перенос сроков, утверждение протоколов экзаменов.

— А самих выпускников ждут нововведения?

— Для них больших изменений, пожалуй, не будет. Есть, правда, некоторые моменты, которые смогут даже облегчить подготовку выпускников к экзамену. Я имею в виду контрольно-измерительные материалы, которые с этого года, в принципе, секретом уже не являются, и отдельные материалы даже представлены в интернете. Так что каждый выпускник может зайти в интернет и подготовиться к экзамену. Вместе с тем, есть особенности организационного характера, которые носят, я бы сказала, ужесточающий характер. С этого года все пункты проведения экзамена оборудованы видеосвязью и рамками с металлодетекторами. На эти цели выделены как средства федерального, так и областного бюджетов. Очень надеюсь, что такие меры ужесточения не скажутся на моральном состоянии наших выпускников. Хочу еще раз успокоить ребят, а также родителей выпускников. Мы стараемся максимально создать комфортную обстановку для ребят в рамках только тех требований, которые определены нормативными документами. Буквально вчера заместитель губернатора Ольга Окунева провела рабочее совещание с представителями всех ведомств, структур, кто будет принимать участие в организации и проведении ЕГЭ. Это и представители образования, здравоохранения, и Ростелекома, силовых структур Смоленской области.

В ближайшее время состоится видеоселектор, который будет проводить председатель правительства Дмитрий Медведев. Со стороны нашего региона в этом селекторе примет участие губернатор Смоленской области Алексей Островский. Этот факт подчеркивает важность и ответственность, которую несет наша область в лице Островского за проведение государственной итоговой аттестации.

— Словом, с ЕГЭ проблем возникнуть не должно. В таком случае предлагаю перейти к другой теме, проблемной — инклюзивное образование. Есть ли в нашем регионе положительные подвижки в этом направлении?

— Действительно, на сегодняшний день это одна из важнейших проблем, причем стоит она перед системой образования в целом. Хочу сказать, что под руководством вице-губернатора Ольги Окуневой неоднократно проходили рабочие встречи заинтересованных образовательных учреждений, общественных организаций, учреждений здравоохранения, других структур, где как раз и решался вопрос инклюзии. На сегодняшний день инклюзивное образование у нас представлено пока, к сожалению, только учреждениями, которые используют программы коррекционного типа. Сегодня перед нами стоит задача включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс обычной общеобразовательной школы. На уровне дошкольного образования есть такая практика: на базе смоленского детсада № 3; кроме того, в прошлом году в нашем Центре медико-психолого-педагогичского сопровождения открылась лекотека — отдел, который осуществляет сопровождение детей с особыми сложными диагнозами, в том числе, детей-аутистов и детей с синдромом Дауна. Если же говорить в общем, на территории области должны быть созданы условия для того, чтобы реализовать инклюзивное образование — в первую очередь, должны быть готовы педагоги, программы, сами образовательные учреждения.

Еще одна важнейшая проблема — проблема готовности самого общества принять и понять, что дети с ограниченными возможностями имеют такое же право на обучение в условиях общения с другими членами общества. И это, на сегодняшний день самая главная проблема.

Беспрецедентные траты на школьные учебники

— Еще одна тема, которая волнует родителей учеников — бесплатные учебники в школах. Школьные библиотеки укомплектованы необходимым количеством учебников?

— Сегодня существует федеральный государственный образовательный стандарт в сфере начального образования, в сфере основного образования. Готовится стандарт в сфере среднего общего образования. В рамках этого стандарта утверждены определенные учебники. Ежегодно формируется федеральный перечень учебников, который передается в органы исполнительной власти регионов. Свой, областной перечень мы формируем на основе заявок муниципальных образований и муниципальных школ. Хочу заметить, что 2013-й год принципиально отличался от всех предыдущих тем, что впервые в сфере образования благодаря пониманию этой проблемы администрацией Смоленской области на учебники было выделено 58 миллионов рублей изначально, и потом еще дополнительно — 30 миллионов. Такой суммой мы не оперировали еще никогда. Благодаря этому на сегодня вся начальная школа обеспечена учебниками, основная — практически обеспечена.

— Как быть, если федеральный стандарт изменится? Получается, придется закупать новые учебники?

— Это, конечно, проблема. Необходимо исключить метания от одного образовательного стандарта к другому. Сейчас идет активная работа по включению в федеральный перечень новых учебно-методических комплексов. Идет, кстати, работа и в плане подготовки единого учебника истории. Сразу скажу, в следующем учебном году он точно не появится. Тут важна преемственность, чтобы одна образовательная программа постепенно сменяла другую.

Бриллиантовые медалисты

— Не так давно в России отменили медали, которые отличали успешных учеников по окончанию школы. Как вы считаете, это справедливо?

— К сожалению, сегодня это действительно так. Хочу сказать, что уже этот учебный год показал: в сфере образования в любом случае должен быть стимул для выпускника, свидетельствующий о его успехах. Определенные показатели успешности сегодняшнего выпускника есть — в первую очередь, это сертификаты и свидетельства ЕГЭ. Однако это больше нужно для того, чтобы поступить в вуз. На сегодняшний день нужны моральные стимулы. Понимая это, уже сегодня на уровне Федерации есть мнения вернуться к золотым и серебряным медалям. Что же касается нашей области, на уровне губернатора и руководства ООО «Кристалл» решен вопрос о том, что у нас будет своя медаль. Разработан и утвержден эскиз. Так что наши лучшие выпускники будут с медалями.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/099/04