#9 (99)
26 мая 2014

Двигаться только вперёд

Анна Резник

фото: Яна Маркевич

Знаки с пробелами

О музыканте, артисте и политике. И это три разные персоны, а вовсе не один Владимир Жириновский

Вот так всегда. Хочешь написать текст о движении и вдруг понимаешь, что не можешь продвинуться дальше эффектного заголовка. И это при том, что концерт Сергея Чигракова («Чиж и Ко»), спектакль Евгения Гришковца и визит Владимира Жириновского прошли в Смоленске один за одним и просто обязаны вдохновить.

Музыкант

Сергей Чиграков, бессменный лидер группы «Чиж и Ко», вышел на смоленскую сцену в свободной футболке. Его волосы были привычно ниже плеч. Ничего не изменилось. И самое главное — голос ничуть не изменился. Все мои друзья, которые посетили концерт, уверяли, что их сокровенно любимых песен за два часа концерта Чиграков так и не спел.

— Зато спел другие мои любимые песни, я и не знал, что их, оказывается, тоже Чиж сочинил, — так резюмировал один тонкий музыкальный критик.

У меня во время концерта было два сильных впечатления. Во-первых, ощущение невероятно буйной «вечной молодости», которая впитала в себя такое количество разных воспоминаний, что можно захлебнуться. Опять же, судя по отзывам, подобные чувства охватили каждого зрителя. В их глазах светилась мысль — а может, черт возьми, жизнь еще только начинается? (И это, конечно, хорошая мысль, но она быстро покидает голову. Если это не голова «Чижа и Ко».)

Во-вторых, песни Чигракова нагнетали ощущение острой интимности… В прямом смысле слова, как будто находишься в чужой спальне… И если внимательно вслушаться в слова «Блюза на сваях» или еще какого-нибудь блюза, которые банда Сергея Чигракова играет на раз, можно покраснеть до ушей. Он настолько честен в своих песнях, настолько детально правдоподобен, что я ни за что не поверю, что с ним не случалась та или иная история, о которой он спел.

Наверное, это и есть сила искусства.

В общем, концерт вышел душевный, личный, настоящий, радостный.

Политик

Во время своего пребывания в Смоленске лидер ЛДПР Владимир Жириновский остановился на берегу Днепра и сделал заявление. Оно касалось ответных действий в сторону Киева, который перекрыл новой российской территории — Крыму — движение воды по Северо-Крымскому каналу. Жириновский не преминул продемонстрировать перед телекамерами свою способность ответить ударом на удар. В своем экспрессивном отрывочном стиле он рассказал, как Россия обезводит украинский Днепр. Пока сложно сказать, испугалась ли украинская сторона, но реакция российской стороны в лице смолян подтверждает — эффект был.

Предложение политика по повороту русла Днепра (который, как известно, берет начало в Смоленской области) проанализировали самые разные специалисты, и, в общем, противопоказаний выявлено не было. Более того, многие люди отнеслись к речи лидера ЛДПР без иронии. Решили, что и правда будут строить плотину…

На самом деле посыл Жириновского был другой: мы ни перед чем не остановимся, силы у нас есть, Днепр берет начало в наших землях, и в случае нагнетания обстановки помогать стране-агрессору в решении сельскохозяйственных проблем будет российское министерство обороны. В данном случае мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора, в том числе, этого посыла. Но демонстрация силы не бывает лишней, опытный политик Жириновский подтвердит.

Артист

Евгений Гришковец всегда очень предметно называет свои книги. Если бы я не видела воочию его многочисленных томов, то была бы уверена — не может быть романа «Рубашка» или «Асфальт». О чем можно написать целую книгу с подобными названиями? А Евгений Гришковец вот пишет и издает. Но его главное дело все же не в литературе, а в театре. Хотя и здесь он, на первый взгляд, занимается еще более странным и рискованным творчеством — в течение двух часов сидит на сцене среди простых декораций и рассказывает истории из своей жизни. При этом моноспектакли Гришковца — это действительно произведение искусства, потому что они заставляют зрителя испытать тот самый катарсис, то самое «очищение искусством». Извиняюсь за спецтерминологию, но это самый короткий способ рассказать о том, что происходит в зале. Потому что лучше всего просто посмотреть. В отличие от меня, Гришковец ни разу не поставит публику в неловкое положение непонятной терминологией или нелогичным действом. Он говорит простые вещи простым языком, рассказывает понятные истории, прекрасно общается с залом. Конечно, импровизация на сцене получается такой легкой благодаря титаническим усилиям на репетициях. Но эти простые вещи заставляют нас становиться немного собраннее, критичнее к себе, честнее.

— Мне нравится теория Дарвина, — говорит Евгений Гришковец со сцены смоленского драматического театра. — Она многое объясняет мне. Вот была ящерица, она выползла из моря, но стремилась к развитию, ей не нравилось ползать на брюхе, ее не устраивали собственные умственные способности. И однажды, в результате эволюции, на свет появился Эйнштейн. Это история. Теперь настоящее. Я смотрю на себя, своих знакомых и понимаю — нас собственный мозг, в отличие от той ящерицы, совершенно устраивает… Так что же получится в результате нашей эволюции?

Гастарбайтер

На минувшей неделе в Смоленске побывал еще один герой. Это — Валерий Магдьяш, известный по исполнению роли гастарбайтера Джамшута в проекте «Наша Раша». Он приехал в город для участия в кинонеделе «Детский киномай» и с удовольствием общался с журналистами. Особенно ему нравилось шокировать их полным несоответствием образа своего персонажа и себя. Интеллигентный лысый мужчина в очках с тонкой оправой сказал: «Я тот самый Джамшут» — и явно насладился удивленным выражением моего лица. Но беседа с этим изысканным шутником стоила того, чтобы потерпеть.

»Тема гастарбайтеров — это попадание в самую сердцевину современного общества. Все мы гастарбайтеры. Мы становимся чужими и ненужными, переходя на другую улицу. Каждый из нас испытывает эти чувства и страхи. И над ними необходимо иронизировать!»

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/099/01