#20 (88)
18 ноября 2013

Берегись автомобиля

Юрий Семченков

Мастерская

Каждый, у кого есть машина, мечтает… да­да, мечтает быть всегда прав. Для собственной физической безопасности водители предпочитают бейсбольную биту в багажнике. Есть безопасность информационная, для нее лучшее средство — ссылка на компетентное мнение. Например, на мнение юриста Дмитрия Колпакова — героя «Мастерской».

Какое-то десятилетие тому назад автомобильные пробки казались чем-то неведомым и присущим только мегаполисам. Ныне странным кажется их отсутствие. Действие законов диалектики неизбежно, и переход количества в качество долго ждать себя не заставил. В данном случае — в новое качество отношений между теми, кто автомобилями управляет, и теми, кто призван следить за правилами этого самого управления.

Хочется надеяться, что обе стороны прикладывают все усилия к тому, чтобы их взаимодействие развивалось сугубо в правовом поле и было максимально лишено неформальных «понятийных» аспектов. Но, если на страже точки зрения сотрудников ГИБДД стоит государство, то интересы автолюбителей порой неинтересны никому. Как защитить свои позиции на дороге, что предпринять в случае необоснованных действий инспекторов безопасности дорожного движения — узнаем у Дмитрия Колпакова, юриста и автолюбителя с многолетним стажем, главы смоленского представительства всероссийской компании «Автоюрист».

— Дмитрий Владимирович, каковы самые распространенные поводы для обращения к автоюристам?

— Основные поводы обращений, скажем, в нашу компанию делятся на две категории. Первая — это споры со страховыми компаниями по вопросам отказа последними в страховых выплатах или по вопросам занижений положенных по закону выплат. Страховые компании часто отказывают или занижают выплаты по надуманным формальным причинам. Мы с этим боремся. И вторая позиция — это вопросы, связанные с лишением автолюбителей водительских прав по различным причинам. По Конституции Российской Федерации у каждого гражданина есть право на защиту в суде, вот мы и помогаем гражданам в реализации этого конституционного права на защиту.

— Сколько лет занимаетесь именно автомобильной спецификой?

— Наше смоленское представительство открылось в феврале 2009 года.

— Получается, уже пятый год.

— Да, получается так.

«Чем сложнее дело, тем выше интерес»

— Как изменилось за эти годы количество обращений за помощью?

— Обращений за юридической помощью стало значительно больше, особенно в последний год. Мы уверенно встали на ноги, укрепили свои позиции на этом поле, нам доверяют, поэтому и количество обращающихся постоянно растет. Скажу откровенно, проблем с клиентами нет, базы наработаны, спектр наших возможностей расширяется, доверие растет.

Всероссийская компания «Автоюрист», чье представительство в городе Смоленске я возглавляю, является крупнейшей организацией, осуществляющей защиту прав автовладельцев. Не без гордости замечу, что наше смоленское представительство стало первым в России практиковать некоторые юридические процедуры в этой конкретной сфере. Например, после того как нами выигрывается процесс у ГИБДД в отношении наших клиентов, мы не останавливаемся и дальше подаем иск на возмещение из бюджета в пользу клиента всех понесенных им в процессе расходов. Раньше такая практика была фактически исключена. Этот опыт сейчас перенимают все остальные региональные филиалы, которые мы консультируем по данным вопросам.

— Ваши отношения с ГИБДД исключительно соперничающие или есть поводы для сотрудничества?

— Здесь нужно остановиться на специфике административного процесса. Сотрудники ГИБДД при дорожных инцидентах разного рода оформляют соответствующие документы и передают материалы дела в суд на рассмотрение. По сути, этим их роль в процессе ограничивается, и они возвращаются к своей непосредственной повседневной тяжелой работе по выявлению других новых нарушителей правил. Мы с ними практически не контактируем. Дело в том, что при рассмотрении административных дел судья становится на сторону обвинения и со стороны государства это обвинение поддерживает.

— А вы сопровождаете только административные дела?

— Да, только административные. Уголовный процесс требует совсем другого юридического статуса защиты. Но нам работы и без этого хватает.

— Гарантирован ли возврат прав при обращении к вам в самых сложных ситуациях?

— Стопроцентной гарантии в этом мире не существует ни на что. Но скажу одно — даже самое безнадежное, на первый взгляд, дело может разрешиться в пользу водителя. Существует множество юридических нюансов, и профессионализм и мастерство юристов должны быть направлены на максимальное использование даже самых призрачных, казалось бы, шансов. Случаи выигрыша дел, в благополучный исход которых не верили даже сами клиенты, не редкость.

— Бывает так, что вы говорите клиенту: «Нет, за этот случай мы не возьмемся, поскольку тут все со стороны автоинспекции сделано безукоризненно, и шансов нет»?

— Повторюсь, шансы есть всегда. Чем сложнее дело, тем выше у юриста к нему чисто профессиональный интерес. Это проверка, вызов, очередное испытание. Проверка и испытание нашего опыта, знаний, компетенций.

«Мы повышаем квалификацию сотрудников ГИБДД»

— Замечаете ли вы изменения в уровне подготовки водителей в последние годы? Я имею в виду не только техническую сторону и мастерство вождения, но и юридическую грамотность, гражданское самосознание.

— Я хотел бы начать ответ на этот вопрос с другой, неожиданной стороны. После широкого начала нашей деятельности в Смоленске больше всего выросла юридическая грамотность… работников ГИБДД. Так что, если вернуться к вопросу о сотрудничестве, то косвенным образом получается, что мы некоторым образом повышаем их квалификацию. Сотрудники ГИБДД стали внимательнейшим образом изучать законы и приводить в соответствие с ними свои действия. Оформление протоколов стало более правильным и грамотным. Находить ошибки в документах, скажу прямо, становится все труднее. Это, согласитесь, заслуживает уважения и, в конечном итоге, по большому счету и должно являться результатом нашей деятельности. Наша цель — абсолютно правовые действия всех сторон взаимоотношений, и рост уровня подготовки сотрудников ГИБДД, вы удивитесь, нас только радует. А ведь когда мы только начинали свою деятельность в Смоленске, не редки были случаи, когда, например, совсем не привлекались понятые при оформлении необходимых документов. Но даже в этих случаях протоколы ГИБДД в то время не оспаривал практически никто, не было такой практики, и никто на это не обращал внимания. Были, например, случаи внесения заведомо ложных данных понятых, людей вообще не присутствовавших на месте событий. Сотрудники ГИБДД вписывали своих земляков, одноклассников и прочих, даже откровенно вымышленных людей. Понятно, что сей процесс сопровождался подделкой подписей. Но это практиковалось в основном в 2009–2010 годах. Сейчас, конечно, подобное происходит значительно реже, практически исключается. Скажу одно, мы в уголовном порядке подобных сотрудников не преследуем, это не наши вопросы, нам это не интересно, мы не жаждем ничьей крови. Наша задача — доказать нарушения в суде и защитить интересы клиентов.

Надо отдать должное сотрудникам ГИБДД, они анализируют попадающие в суд дела, выясняют причины проигрышей в судебных процессах и стараются впредь не допускать подобных ошибок. Соответственно, и мы обязаны еще глубже вникать в специфику нашей работы. Вот такое получается соперничество-взаимодействие.

Что касается квалификации водителей, то большинство нарушителей — это молодежь, неопытные водители, в основном девяностых годов рождения. Чем водитель опытней, тем инцидентов различного рода на дороге у него меньше.

— Как, по вашему опыту, обстоит сейчас дело с «дать на лапу и разъехаться без протокола»? Изменилось ли что-нибудь в последнее время, ведь принято считать, что именно таким образом решаются все проблемы на дороге?

— Я не берусь проводить анализ роста или падения взяткоемкости работников ГИБДД, поскольку не могу сказать, сколько брали (и брали ли вообще) раньше и сколько берут сейчас. Но случаи такие бывают, к сожалению. Клиенты, случается, звонят прямо с дороги и спрашивают совета, что делать, если нагло вымогают взятку, как поступать. А некоторые водители, назовем их несознательными, и сами рады дать, чтобы избежать последующих неприятных процедур. И как мы потом выясняем в ходе дела, не дали взятку только потому, что не было с собой денег либо сотрудника ГИБДД что-то насторожило, потому что они очень хорошие психологи и прекрасно чувствуют, кому можно сделать соответствующее предложение, а кому нет. Так и бывает, что взятка не состоялась только по техническим причинам, поэтому сотрудники ГИБДД вынуждены оформлять все как положено. Это, как вы понимаете, сказано мной с большой степенью иронии, и я надеюсь, что отношения на дорогах становятся с каждым годом все более правовыми.

«Звонить прямо с места происшествия»

— Что мешает водителям самим защищать свои права и не обращаться к вам за помощью?

— Чтобы права водителя были максимально защищены, а вероятность выигрыша судебного процесса значительно возросла, необходимо участие профессионального юриста. Думаю, это понятно всем и не требует специальных разъяснений. Наш многолетний опыт позволяет практически безошибочно проводить соответствующую юридическую помощь. Я не говорю уже о таком значимом факторе, как время. Ведь бывает и по семь-восемь судебных заседаний по одному делу. При наличии квалифицированной юридической поддержки присутствие самого клиента на этих заседаниях не является обязательным, что, согласитесь, значительно экономит его рабочее время и позволяет зарабатывать деньги, доверив представительство своих интересов в суде профессионалам. Кроме того, в случае выигрыша клиент получает немалое моральное удовлетворение. Он видит, что судебная система работает, его права защищены, настроение повышается.

— Каковы средние сроки рассмотрения типичных дел?

— Буквально до сентября 2013 года сроки по наиболее типичным делам — возврат прав — составляли в среднем четыре-пять месяцев, но с первого сентября этого года увеличили срок давности привлечения к ответственности, поэтому можно ожидать некоторого увеличения этих сроков. Хотя на данный момент все остается, практически, по прежнему, сроки рассмотрения дел не увеличились, но, повторюсь, предпосылки к этому есть. Вместо трех месяцев рассмотрения в суде первой инстанции, как было до первого сентября, судья вправе рассматривать дело в течение года. Пока увеличения сроков рассмотрения дел не произошло.

— Работаете ли вы в процессах без участия страховых компаний или правоохранительных органов? Иными словами, защищаете ли граждан в делах против частных лиц?

— Да, это в основном дела о возмещении ущерба. Бывают случаи, связанные с необходимостью взыскать ущерб свыше обязательной суммы страховой выплаты. Бывают случаи, связанные с отсутствием у виновного страхового полиса. И здесь, независимо от размера выплаты, ущерб возмещает водитель как частное лицо. Кроме того, возмещение морального вреда компенсирует сам виновник непосредственно, поскольку страховые компании возмещают только материальный урон. В таких процессах между физическими лицами мы выступаем на чьей-либо стороне.

— Дайте практический совет, что делать, если меня, к примеру, остановили сотрудники, отобрали водительские права, а я считаю, что произошло это незаконно и необоснованно?

— Водитель может позвонить нам прямо с места происшествия, прямо при сотруднике ГИБДД и получить консультацию. Это люди и делают очень часто. Спрашивают, например, что им писать в объяснительной.

— А как вы с водителя получите плату за услуги в таком случае?

— Все наши консультации для автовладельцев бесплатны. И по телефону, и в офисе.

— Это интересно.

— Судьба последующего рассмотрения дела наполовину определена тем, что человек напишет на месте происшествия в соответствующих документах, например, в протоколе об административном правонарушении. Потому что это самое главное доказательство по делу. Очень важно зафиксировать свою позицию по горячим следам. Суды в значительной степени принимают во внимание то, что написал водитель на месте происшествия. Незафиксированные факты и действия доказать потом очень сложно, лучше все максимально подробно указывать на месте.

— А что по поводу рисунков, замеров, схем? Нужно их производить самому и как-то фиксировать?

— Есть определенные статьи, например, выезд на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления, движение по дороге с односторонним движением навстречу потоку, нарушение которых подразумевает составление сотрудниками ГИБДД схемы нарушения. И водитель должен либо согласиться, либо письменно выразить свое несогласие. Так и написать «не согласен» и представить свою схему. Это право любого гражданина — представлять любые документы, которые он считает необходимыми, которые, по его мнению, будут свидетельствовать в его пользу.

— В случае, если связаться с вами с места инцидента по разным причинам не получилось…

-То необходимо обратиться позже, не откладывая в долгий ящик, в офис нашего представительства. В течение трех рабочих дней материалы должны поступить в суд, а суд в течение двух недель известит водителя о дате судебного заседания, в общем, процедура расписана и известна. Наша задача — не упустить драгоценное время.

— И все-таки, почему именно защита прав автолюбителей?

— Я сам автолюбитель с многолетним стажем, более двадцати лет за рулем. Практически столько же составляет и мой юридический стаж. Сам ранее неоднократно страдал от неправомерных действий соответствующих органов. И когда серьезная компания «Автоюрист» начала по всей России создавать свои представительства, то понял, что Смоленск не может оставаться без специализированной высококвалифицированной помощи.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/088/09