В рамках своих полномочий
Светлана Савенок
От первого лица
Общественная палата Смоленской области решила поднять вопрос о передаче здания смоленского костела местному католическому приходу. Пока не ясно, насколько масштабным будет обсуждение вопроса, до
Что из этого получится, увидим очень скоро. Но уже сейчас ясно другое: раз эта очень непростая тема поднята, она, вне всяких сомнений, получит широкое обсуждение, и не только внутри Общественной палаты. Повторяю, слишком уж резонансная тема. Журнал «О чем говорит Смоленск» вот не смог остаться в стороне — тема будущего здания костела стала одной из главных в номере.
Впрочем, данный материал совсем не об этом.
Несовпадение
Чуть ранее членам ОП Смоленской области было предложено изложить свои соображения на предмет эффективной борьбы с коррупцией.
Надеюсь, речь о том, что мы собираемся победить коррупцию в отдельно взятом регионе не идет? Вот и славно. Поэтому как человек, привыкший прежде чем
И вот к какому выводу пришла: все, что может Общественная палата в рамках своих полномочий — это экспертиза законопроектов областной Думы на предмет наличия в них коррупционной составляющей. Это если приблизиться к реалиям.
Кстати, узкие рамки возможностей Общественной палаты, судя по начавшейся широкой дискуссии (о назревшей реформе ОП, расширении ее полномочий и статуса члена ОП) на площадке Общественной палаты РФ, волнуют многих «общественников». Видимо, дискомфорт от несовпадения понятий «знаю проблему» и «могу ее решить» ощущается серьезный. И совершенно логично, что возник вопрос «Что делать?» На «Трибуне ОП РФ» свою точку зрения выразила и я. Высказалась, что называется, «со всей пролетарской прямотой». (см. далее по тексту)
К вопросу о реформировании деятельности ОП
Откровенно говоря, не верю, что начавшаяся дискуссия о реформе Общественной палаты выльется в нечто большее, нежели обсуждение вопроса внутри самой Общественной палаты. Поверьте мне, услышав все рассуждения о «новых задачах», стоящих перед ОП, которые связаны с «запросом гражданского общества», представители того самого «гражданского общества» в лучшем случае снисходительно улыбнутся. Ибо запрос может быть адресован к органу, который реально на
Ни в коей мере не утверждаю, что деятельность членов ОП бесполезна и сводится лишь к заседаниям, изучению проблем и выработке бесполезных по сути рекомендаций (поскольку власть к этим рекомендациям прислушиваться не обязана вовсе). Максимум, что могут сделать члены Общественной палаты — помочь решить отдельные частные проблемы граждан. Таких примеров действительно немало, и честь и хвала тем активным членам ОП, которые ввязываются в борьбу с чиновничьим и правовым беспределом и добиваются справедливости (один из ярких примеров в ОП РФ — тот же Георгий Федоров). В этой борьбе — исключительно за счет личных ресурсов — им приходится привлекать адвокатов и юристов,.. и дальше уже работает только этот инструментарий. То есть борьба члена Общественной палаты за попранные права гражданина — а именно этим в основном и занимаются члены ОП — в дальнейшем практическом применении абсолютно ничем не отличается от того, как если бы такой деятельностью занималось любое физлицо без статуса и избрания в Общественную палату. Повторяю, честь и хвала тем членам ОП — и федеральной, и региональных — которые проводят эту работу. Но! Разве это прописано изначально в «целях и задачах» Общественной палаты? Смотрим, зачем вообще создавалась ОП:
«Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления ДЛЯ РЕШЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества».
То есть цели и задачи прописаны вполне себе значимые и весомые. Смотрим теперь, какие «рычаги» прописаны для решения этих задач.
Первое:
«привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики».
Сформулировано настолько глобально и размыто, что даже комментировать не стоит.
Второе:
«выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение…»
Насчет «выдвижения и поддержки» навскидку могу вспомнить лишь один прецедент — выдвижение на досрочные выборы мэра Москвы Сергея Собянина. Именно ОП Москвы рекомендовала Собянину уйти в отставку, чтобы затем пройти процедуру всенародных выборов.
О том, насколько ОП обладает полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления, могу привести конкретный пример.
После публикации в журнале «О чем говорит Смоленск» интервью председателя ОП Смоленской области
Уж не знаю, насколько уместно после приведенного примера напоминать, что Общественная палата, согласно прописанным задачам, вправе и должна заниматься «выработкой рекомендаций органам государственной власти…»
Поэтому если мы ведем серьезную дискуссию о реформировании Общественной палаты, прежде всего необходимо закрепить на законодательном уровне те цели и задачи, которые прописаны в федеральном законе об Общественной палате РФ. Либо ЧЕСТНО, без лишних громких слов прописать в законе рамки тех полномочий, в которых члены ОП работают сейчас, и не тешить себя лишними иллюзиями.