#14 (82)
26 августа 2013

В гостях у сказки

Юрий Семченков

Мастерская

Согласитесь, все-таки есть разница между названиями «муниципальное дошкольное образовательное учреждение» и «детский сад». Хотя обозначают эти два выражения одно и то же, «детский садик» звучит теплее и душевнее. А от детского сада, именуемого «Золотой петушок» и вовсе ничего иного, как сказки, ожидать не приходится. И правильно. Светлана Ермолаева, заведующий «Золотым петушком», так считала всегда и считает до сих пор. И делает все, чтобы дети были уверены, что посещают не детский сад, а сказочную страну, в которой их всех просто любят.

— Светлана Николаевна, есть ли различия между детскими садами? Я имею в виду не условия пребывания детей, а подходы к воспитанию и обучению.

— Конечно, различия есть. Это раньше абсолютно все учреждения для дошкольников назывались одинаково — ясли-сад. С детьми работали по одной единственной общей «Программе воспитания и обучения в детском саду». Сейчас же детские сады дифференцированы, прежде всего, по направлениям своей деятельности. Существуют детские сады общеразвивающего вида, комбинированного вида, компенсирующего типа. Есть детские сады — центры развития. Кроме того, сейчас детские сады отличаются разными образовательными программами.

— Ваш «Золотой петушок» чем отличается от других садов?

— Если оставить за скобками методики, программы и другие, так сказать, официальные различия, то, мне кажется, — подбором коллектива. Своими воспитателями и сотрудниками. Если говорить о костяке нашего коллектива, то большинство сотрудников, включая и меня, пришло сюда двадцать пять лет назад. Так и работаем.

— Это был вновь построенный детский сад?

— Нет, нашему садику было на тот момент уже десять лет. До этого он относился к министерству обороны. И получалось так, что офицеры приезжали к месту службы в Смоленск с женами, многие из которых и работали в детском саду. Получив направление в другое место, офицеры с семьями покидали наш город, соответственно, детскому саду нужны были новые сотрудники.

— Выходит, ваш коллектив — это, в основном, офицерские жены?

— Сейчас уже нет, а начиналось все именно так.

— Правду говорят, что из вашего детского сада вот уже несколько лет никто не увольняется?

— Бывают редкие случаи, когда кто-то увольняется, но не потому, что не нравится работать в нашем саду, а по житейским причинам. Скажем, выходят замуж за военных и уезжают к месту службы мужа.

— Чем же вы их держите? Мы все постоянно только и слышим, как сейчас трудно работать в детских садах, и в школах, и в больницах?

— Тем, кто работает по призванию и любит детей, это совсем не трудно, а наоборот — доставляет большое удовольствие. Таких людей не нужно как-то специально удерживать. Хотя в чем-то вы правы — у каждого руководителя свои секреты. И, пожалуй, действительно, нужен некий особый талант, гибкость подхода, чтобы сплотить и сохранить коллектив.

— Вы с детства хотели стать воспитателем или это как-то само собой получилось?

— По первому образованию я учитель математики и физики, по второму — педагог-психолог. И с детства собиралась работать, если не конкретно воспитателем детского сада, то именно с детьми непременно. Помню, брала у мамы такие большие учебные журналы, сажала вокруг себя детей и начинала их учить.

— Ваша мама тоже с детьми работала?

— Да. У меня и сестра — директор школы, и тетя тоже всю жизнь проработала воспитателем в детском саду. В общем, педагогов в семье много. Надо сказать, для меня учителя с самого раннего детства представлялись просто святыми людьми. До сих пор помню свои впечатления, когда я пошла в первый класс сельской школы и вдруг узнала, что наша учительница тоже держит корову, что у нее, как и у всех нас, есть семья. Я была сильно разочарована, ведь мне казалось, что так не должно быть, что учителя не обычные люди, что у них должна быть совсем другая, особенная жизнь.

— Сейчас уже все четко знают, что необходимо заранее готовить детей к школе, а надо ли готовить их к детскому саду?

— Знания, умения и навыки, полученные ребенком в детском саду, не менее, а может быть, и более важны, чем те, которые он получит в дальнейшем. Ведь то, что будет заложено детям в самом раннем возрасте (специалисты-психологи определяют этот возраст как пять лет), станет багажом, с которым дети и идут по жизни. И чтобы ребенок наиболее результативно привыкал к новым отношениям, впитывал новые знания, его обязательно надо подготовить. Это касается некоторых основных вещей. Прежде всего, режим дня. Нужно быть готовым к режиму детского садика и группы. Не секрет, что дома родители зачастую позволяют и проснуться к обеду и отправиться спать ближе к полуночи. А здесь — режим. Чтобы соблюдать его, нужна определенная привычка. Часто бывает, что до детского сада ребенок видит только маму, общается только с ней, поэтому необходимо постараться, чтобы дети были открыты для общения со сверстниками. Для этого сейчас нередко организуются специальные группы подготовки к детскому саду. Дети, которые их посещают, в дальнейшем намного легче проходят адаптацию непосредственно в детском саду.

— Это мы про какой возраст говорим?

— Про ясельный.

— В районе полутора лет?

— Да.

— Светлана Николаевна, как вы считаете, дети сейчас другие, если сравнивать с теми, которые приходили в ваш сад двадцать лет назад?

— Дети и двадцать лет назад, и сейчас все очень забавные, любознательные, интересные. Я просто их всех люблю. А если говорить о каких-то отличиях, то «дети министерства обороны» немного отличались.

— Лучше понимали приказы?

— Нет, конечно. Более ровным был состав семей. Отцы — офицеры, все, соответственно, с высшим образованием, жены в большинстве своем — тоже. Сейчас дети из семей совершенно разных, но, повторю, не менее замечательные и любимые.

— Все профессии делятся, условно говоря, на «сменные» — это когда отработал смену, пришел домой и больше не думаешь о работе до следующего дня, и «круглосуточные» — это когда все мысли постоянно о работе, независимо от времени суток. Ваша к какому типу относится?

— Конечно, ко второму. Я постоянно на работе, даже в отпуске. Это начиналось много лет назад, когда наш детский сад как раз передали от министерства обороны в муниципальную собственность, мне пришлось семь месяцев исполнять обязанности заведующего. И я как-то заболела, лежала в больнице. Прекрасно помню, что каждую минуту думала о работе. Представляла, что наш детский сад должен быть некой сказкой, чтобы дети и родители сразу понимали, что вошли на территорию детского сада, что находятся в помещениях именно детского сада, что здесь у нас все будет особенным, сказочным, необычным. Даже ночью просыпалась каждые два часа с идеями. Но кроме создания сказки в те годы нужно было думать и о текущей крыше, и об отсутствии элементарного асфальта на территории. С тех пор у меня сохранилась привычка брать с собой в отпуск рабочие бумаги, документы. И я уже знаю, что за три дня до выхода на работу перестаю спать, все прокручиваю в голове — что там у меня в саду, как?

— Вы сразу видите, кто будет хорошим воспитателем, а кто нет?

— Это видно уже при приеме на работу. Ошибки в этом деле очень редки.

— Может быть хорошим воспитателем человек, у которого еще нет своих детей, например, совсем молодая девушка?

— Да, такие случаи бывают. Есть воспитатели, как говорится, «от Бога», они могут не иметь своих детей, но работают с малышами просто блестяще, без всяких проблем.

— Помните свой первый рабочий день в детском саду?

— Помню. Пришла на работу воспитателем 15 августа…

— Даже точную дату помните?

— А как же. Я работала учителем в школе и переводилась в детский сад, потому что наша семья переезжала.

— И какое первое впечатление от новой работы?

— Как любой человек, который идет на новое место работы, я волновалась — как меня примет коллектив, какие здесь сотрудники. Кроме того, в школе были сравнительно взрослые дети, а здесь совсем маленькие. Когда в первый раз вывела группу на улицу, то каждые пять минут пересчитывала детей по головам, чтобы никого не потерять. До сих пор помню этот страх. Позже, проходя мимо школы, у меня сжималось сердце, но я говорила себе: «Нет, раз уже пришла работать в детский сад, не уйду, буду работать». Я влюбилась в новую профессию. Носила домой книжки, для меня все было новым, изучала программы, методики. И вот в этом садике я работаю уже двадцать шесть лет, и уже семь лет как заведующей.

— Во что играют современные дети? В Чапаева играют?

— Нет, в Чапаева не играют.

— А в космонавтов?

— В космонавтов играют. Дети чаще играют в тех героев, которые в данный момент популярны, на слуху. Идет период Бэтмана — играют в Бэтмана, появились Смешарики — играют в Смешариков. Но что примечательно — все дети всегда любили и любят строить. Каждая группа для своих Бэтманов и Барби строит дома и замки. Воспитатели часто не убирают эти постройки по нескольку дней, потому что, сами понимаете, стройку нужно завершить, доделать эти красивые сооружения.

— Словом, «живешь на Смоленщине — будь строителем».

— Точно так.

— Сейчас все меньше профессий, которые оставались бы чисто мужскими или чисто женскими. Приходилось ли вам сталкиваться с заведующими детскими садами или воспитателями мужчинами?

— Я о таких не слышала. Да и изначально никто из мужчин не идет учиться по этим профессиям. Думаю, это связано с тем, что для мужчины как для добытчика наша зарплата все же недостаточна, особенно на первых порах. Хотя, если бы мужчины работали воспитателями, это было бы очень интересно. Ведь женщина подходит к воспитанию со своей точки зрения и учит детей по-своему, по-женски. А мужчина свои мужские знания и опыт мог бы передать совсем по-другому. Об инструментах, автомобилях, технике мальчишкам, например, было бы очень интересно услышать именно из мужских уст.

— Сейчас детей буквально с пеленок начинают записывать в разные секции и кружки. Это правильно, на ваш взгляд?

— Я считаю, что правильно. Конечно, во всем должна быть мера. Но, согласитесь, в занятиях ребенка обязательно должна быть оздоровительная составляющая, то есть спорт. Это может быть плавание, гимнастика, так популярные сейчас у мальчишек единоборства. Кроме того, обязательно должно присутствовать то, что ребенку нравится, чем он увлекается. Пусть танцует, поет, рисует, занимается иностранными языками. Ведь может так случится, что в дальнейшем это станет его профессией. Я за всестороннее развитие.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/082/08