Мысли на Звездной площади
Юрий Семченков
Фестиваль 2011. Дневник наблюдений
Эти заметки наш штатный киновед и заведующий «Мастерской» Юрий Семченков написал ровно два года тому назад. Пока площадь перед кинотеатром «Современник» по его предложению не переименована в Фестивальную или Звездную, однако это не помешает автору и нынче «прошерстить» плеяду нагрянувших в Смоленск кинозвезд и проинтервьюировать самых достойных из них для своей «Мастерской». Ну, а пока давайте вспомним сентябрьскую атмосферу года
ВВопрос «Нужны ли кинофестивали, и тратить ли на них деньги?» для меня лично не стоит. Нужны обязательно. Оговорюсь, что совершенно не в курсе того, за чей счет (государственный, муниципальный, спонсорский) в Смоленске уже не один год проводится «Золотой Феникс». Мне все равно.
Я о другом. Что фестиваль дает нам? Здесь, конечно, просится в строку «простым зрителям». Но зрители оказываются совсем не простыми. И интерес к современному кино, что бы ни говорили, не падает. Разве что место просмотра в последние годы
Фестивали, в особенности такие, как наш смоленский с практически открытым доступам ко всем мероприятиям программы, некоторым образом возвращают нас к истокам кинематографа. К кино как зрелищу в местах массового скопления зрителей.
Ежегодно в мире проходит, если не ошибаюсь, 600–700 кинофестивалей. Много это? Мало? Получается, два фестиваля в день. Но это, считая абсолютно все киносмотры. Фестивалей класса «А» уже только 10–12. Там другие правила. Там нам называют гениев и определяют тенденции. А теперь, внимание, вопрос: где бы и когда смоляне увидели и услышали, например, Андрея Звягинцева? Звягинцев — гений? Два «Золотых льва» Венецианского кинофестиваля и «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах, думается, отвечают на этот вопрос. Его новый фильм «Елена» — событие в кинематографе? Несомненно. Впервые «Елена» в этом году была показана на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд», где получила специальный приз жюри. Приятно, что в Смоленске фильм увидели задолго до широкого проката? Да. Уровень фестиваля определяется уровнем фильмов, представленных в его программе. Это даже не намек, это констатация факта.
По большому счету, у фестивалей одна функция — расширение спектра кинофильмов, с которыми познакомятся зрители. Многие фестивали, и наш в их числе, становятся единственной возможностью быть увиденным для необычного, неординарного кино. В прокате большинство этих фильмов не будет по очевидным рыночным причинам.
Может быть,
Впечатления от фестиваля у каждого свои. Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что фестиваль в городе ждут, к нему готовятся не только члены оргкомитета, но и зрители, непростые смоленские зрители.
* * *
Меня, например, приятно удивила (хотя, может, пора и привыкать) организация мероприятий фестиваля. Никаких видимых стороннему зрителю накладок и проколов замечено не было. Наверняка,
* * *
Порой, читая раздраженные слова актеров, касающиеся невозможности жить обычной повседневной жизнью
«Филиппенко! Филиппенко!», — мамаша тащит за руку пяти- или шестилетнего сына, который в силу своего юного возраста еще не знает, кто такой Александр Филиппенко, и почему именно сейчас с ним нужно встать рядом и постараться сделать серьезное лицо. Сам Филиппенко, разумеется, человек привычный ко всему. Но и он, видно, не всегда ожидает таких кавалерийских наскоков на собственную персону. Забыв от волнения отчество любимого всеми актера, мамаша собственноручно, в буквальном смысле слова, выстраивает композицию будущего фотоснимка. «Коля, встань рядом. Как с кем? С артистом! Коля! Коля! Я сказала, встань рядом с артистом. А вы не могли бы поближе к Коле? Не улыбайся! Не улыбайся! Извините, это я не вам. Коля, прижмись к дяде. Не отходите, не отходите. Хорошо. Снимаю». Ладно, Коля, ему все равно, к кому его прижмет мама. Но поставьте себя на место Александра Филиппенко. «А теперь мой Коля и ваша дочка… в смысле сфоткаться. А теперь я, Коля и вы, а ваша дочка пусть нас фотографирует. А теперь я и вы без Коли». И так далее, и тому подобное.
Освобожденный, в конце концов, Филиппенко, ни единым словом, ни жестом не выявивший даже малейшего неудовольствия происходящим, радостно устремляется в объятия
* * *
Великолепный актер Петр Зайченко (помните, конечно, «Такси блюз» и еще полсотни фильмов) скромно стоит возле стенда с расписанием мероприятий фестиваля. К нему робко подходит совсем молодой человек,
* * *
Перед встречей со зрителями беседуем с Юрием Батуриным,
* * *
С Сергеем Юрьевичем Юрским мы встречались лет восемь назад. В театре «Школа современной пьесы», где он ставит спектакли. Речь шла, в том числе, и об организации выступления Юрского в Смоленске. Прежде всего, как чтеца. Одного из лучших чтецов нашей сцены, которых сейчас осталось, буквально, человек пять. Идею выступления в нашем городе Сергей Юрьевич тогда отверг сразу и окончательно. Основными аргументами его были следующие: не думаю, что это вообще
* * *
А еще можно переименовать площадь перед кинотеатром «Современник» в Фестивальную. Или Звездную. Денег для этого не нужно. Пусть