Набережная. Перезагрузка
Юлия Моисеева
1150
Строить набережную и вантовый пешеходный мост в Смоленске начали два года назад, летом
Первые полгода строительство шло то ли действительно интенсивно, то ли нам (смолянам) так просто казалось. Генподрядчик
Весной 2012 года неожиданно для смолян набережная ушла под воду. (После этого ей особо никто и не занимался — стройка на берегу Днепра замерла). Когда она освободилась от воды, движения на ней больше замечено не было. «Аэротехстрой» загубил все сроки… Надежды на то, что в Смоленске начатое грандиозное строительство доведут до конца, уже почти не было.
Затем на Смоленщине сменился губернатор — ее возглавил молодой и амбициозный Алексей Островский. Когда он давал обещание
Самое сложное было найти нового генерального подрядчика. Однако он был найден. Сейчас строительство набережной в Смоленске идет небывалыми темпами. А ведь еще пару месяцев назад
По словам главного инженера «Спецмостотреста» филиала ОАО РЖД Олега Кацевмана, главные секреты небывалых темпов строительства — это героический труд людей и слаженное взаимодействие различных ведомств. Перед «РЖД строй» стоит невероятная задача — сдать набережную и пешеходный мост к 25 сентября.
Представители «РЖД строй» отмечают постоянное участие руководства администрации области в реализации проекта. С их помощью решится проблема, которая казалась неразрешимой. На начальном этапе строительства набережной выяснилось, что в Днепр несанкционированно выведена канализация, и долгое время решить проблему не могли. Благодаря вмешательству первого заместителя губернатора Михаила Питкевича в кратчайшие сроки на набережной появилась дюкерная машина.
— Без помощи администрации области мы бы дюкер ждали около двух месяцев. Все сроки строительства бы прошли, — говорит Олег Кацевман.
С помощью дюкера проделают уникальную операцию: на глубине четырех метров под руслом Днепра сделают прокол, по которому пустят канализационную трубу. Направление бурения будет выверяться через спутник.
Новый генподрядчик вынужден не только решать устаревшие проблемы, но и ликвидировать «сюрпризы» от своих предшественников. Например, люки на третьем ярусе набережной «Аэротехстроем» были выведены примерно на метр выше от проектного положения. Теперь эти бетонные «грибочки», возвышающиеся над дорожкой, предстоит демонтировать, а затем установить новые.
Так же предыдущий генподрядчик умудрился сначала открыть, а затем засыпать родник, который по проекту должен быть изящно оформлен на нижнем ярусе набережной. В результате такого халатного отношения грунт увлажнился. Приходится осушать почву. Уходит драгоценное время, которого очень мало.
При строительстве пешеходного моста также столкнулись с неприятным наследством от «Аэротехстроя». Инвентарная опора была собрана из несоответствующих проекту материалов. Нынешний подрядчик побоялся использовать такое сооружение в работе. Опора была демонтирована, а на ее месте сооружена качественная, необходимая при строительстве моста.
— На то, чтобы разобрать старую временную опору и построить новую тоже ушло время, — сожалеет Олег Кацевман.
К
— К
Появление нового пешеходного моста позволит провести реконструкцию автомобильного моста и в перспективе расширить дорожное полотно старого моста: сделать вместо двух полос движения три.
С набережной все сложнее. И частично работы на ней связаны со строительством моста. Как только разберут временную опору в центре моста, сразу начнется ликвидация временной насыпи перед первым ярусом набережной. Насыпь использовалась как дорога, после чего Днепр сразу станет шире на несколько метров. А в дальнейшем планируется очистка русла реки.
Одним из красивых решений можно назвать установку на первом ярусе невысоких фонарей с гидроизоляцией, которые будут работать даже в период затопления набережной — свет будет идти «из воды».
«РЖД строй» настоял на внесении некоторых изменений в проект набережной. По плану откос от второго яруса оформлялся цветами. С учетом затопляемости набережной каждый год вымывался бы грунт вместе с этими цветами. Представители «РЖД строй» согласовали с архитекторами использование рулонного газона и многолетних деревьев. На склонах набережной скорее всего появятся шариковые и плакучие ивы и другие декоративные деревья.
Изначально планировалась, что набережная станет площадкой для достаточного длительного отдыха. С учетом этого на верхнем ярусе набережной установят стационарные лавочки, которые будут отделены друг от друга клумбами и фонарями. Лавочки будут расположены в нишах дорожек. Это сделано не только для комфорта отдыхающих, но и для удобства уборки набережной. А вот на нижнем уровне появятся выносные лавочки, которые на период зимы и затопления будут убирать.
По предложению губернатора Алексея Островского в районе одного из близлежащих домов (№ 7) планируют построить детский городок, но это пока лишь возможная перспектива, которая не входит в начальный проект.
К сожалению, на территории набережной проектом не предусмотрены туалеты, которые являются необходимым условием для длительного отдыха. Биотуалеты в этой ситуации не выход, так как при их длительном использовании возникает отвратительный запах. Остается надеется, что власти смогут решить и эту проблему, ведь куда более сложные уже решены.