#12 (80)
29 июля 2013

Набережная. Перезагрузка

Юлия Моисеева

1150

Строить набережную и вантовый пешеходный мост в Смоленске начали два года назад, летом 2011-го. Этой идеей был вдохновлен экс-губернатор Сергей Антуфьев. До сих пор многие задаются вопросом, а нужно ли было тратить баснословные деньги на набережную в то время, как в смоленских домах текут крыши и изношены коммуникации. Но никого не спросили. Сказали: «Набережной быть!" И все.

Первые полгода строительство шло то ли действительно интенсивно, то ли нам (смолянам) так просто казалось. Генподрядчик ООО «Аэротехстрой» взялся рьяно: быстро выкорчевали все деревья, начали земляные работы и даже соорудили бетонные конструкции. Правда, в том году мы узнали, что при строительстве набережной были использованы железобетонные сваи иных типов и более дешевых марок, чем указано в начальной проектной документации. После вскрытия данного факта было возбуждено первое уголовное дело. Затем последовало и второе.

Весной 2012 года неожиданно для смолян набережная ушла под воду. (После этого ей особо никто и не занимался — стройка на берегу Днепра замерла). Когда она освободилась от воды, движения на ней больше замечено не было. «Аэротехстрой» загубил все сроки… Надежды на то, что в Смоленске начатое грандиозное строительство доведут до конца, уже почти не было.

Затем на Смоленщине сменился губернатор — ее возглавил молодой и амбициозный Алексей Островский. Когда он давал обещание вице-премьеру Дмитрию Козаку закончить стройку, недоброжелатели усмехались.

Самое сложное было найти нового генерального подрядчика. Однако он был найден. Сейчас строительство набережной в Смоленске идет небывалыми темпами. А ведь еще пару месяцев назад большинс-тво смолян было уверено, что объект останется «недостроем». После того, как на строительной площадке появился новый генеральный подрядчик «РЖД строй», набережная и пешеходный мост буквально ожили.

По словам главного инженера «Спецмостотреста» филиала ОАО РЖД Олега Кацевмана, главные секреты небывалых темпов строительства — это героический труд людей и слаженное взаимодействие различных ведомств. Перед «РЖД строй» стоит невероятная задача — сдать набережную и пешеходный мост к 25 сентября.

Представители «РЖД строй» отмечают постоянное участие руководства администрации области в реализации проекта. С их помощью решится проблема, которая казалась неразрешимой. На начальном этапе строительства набережной выяснилось, что в Днепр несанкционированно выведена канализация, и долгое время решить проблему не могли. Благодаря вмешательству первого заместителя губернатора Михаила Питкевича в кратчайшие сроки на набережной появилась дюкерная машина.

— Без помощи администрации области мы бы дюкер ждали около двух месяцев. Все сроки строительства бы прошли, — говорит Олег Кацевман.

С помощью дюкера проделают уникальную операцию: на глубине четырех метров под руслом Днепра сделают прокол, по которому пустят канализационную трубу. Направление бурения будет выверяться через спутник.

Новый генподрядчик вынужден не только решать устаревшие проблемы, но и ликвидировать «сюрпризы» от своих предшественников. Например, люки на третьем ярусе набережной «Аэротехстроем» были выведены примерно на метр выше от проектного положения. Теперь эти бетонные «грибочки», возвышающиеся над дорожкой, предстоит демонтировать, а затем установить новые.

Так же предыдущий генподрядчик умудрился сначала открыть, а затем засыпать родник, который по проекту должен быть изящно оформлен на нижнем ярусе набережной. В результате такого халатного отношения грунт увлажнился. Приходится осушать почву. Уходит драгоценное время, которого очень мало.

При строительстве пешеходного моста также столкнулись с неприятным наследством от «Аэротехстроя». Инвентарная опора была собрана из несоответствующих проекту материалов. Нынешний подрядчик побоялся использовать такое сооружение в работе. Опора была демонтирована, а на ее месте сооружена качественная, необходимая при строительстве моста.

— На то, чтобы разобрать старую временную опору и построить новую тоже ушло время, — сожалеет Олег Кацевман.

К 5-му августа будет собран конструктив моста. На сегодняшний день готовы уже две третьих конструкции. (В среднем его прирост раз в три дня составляет по десять с лишним метров.) При сборке мост приподнят на три метра от проектного положения.

— К 1-му сентября мост будет полностью собран, но он будет оставаться в приподнятом положении. Необходимо будет сделать ступеньки, и люди смогут по нему спокойно ходить, — рассказывает Кацевман. — А к 25-му сентября смоляне увидят полностью готовый мост в проектном положении.

Появление нового пешеходного моста позволит провести реконструкцию автомобильного моста и в перспективе расширить дорожное полотно старого моста: сделать вместо двух полос движения три.

С набережной все сложнее. И частично работы на ней связаны со строительством моста. Как только разберут временную опору в центре моста, сразу начнется ликвидация временной насыпи перед первым ярусом набережной. Насыпь использовалась как дорога, после чего Днепр сразу станет шире на несколько метров. А в дальнейшем планируется очистка русла реки.

Из-за крайне сжатых сроков строительство набережной ведется не поэтапно, а сразу на нескольких площадках. Генподрядчик использует каждую минуту — люди на набережной работают в две смены.

Одним из красивых решений можно назвать установку на первом ярусе невысоких фонарей с гидроизоляцией, которые будут работать даже в период затопления набережной — свет будет идти «из воды».

«РЖД строй» настоял на внесении некоторых изменений в проект набережной. По плану откос от второго яруса оформлялся цветами. С учетом затопляемости набережной каждый год вымывался бы грунт вместе с этими цветами. Представители «РЖД строй» согласовали с архитекторами использование рулонного газона и многолетних деревьев. На склонах набережной скорее всего появятся шариковые и плакучие ивы и другие декоративные деревья.

Изначально планировалась, что набережная станет площадкой для достаточного длительного отдыха. С учетом этого на верхнем ярусе набережной установят стационарные лавочки, которые будут отделены друг от друга клумбами и фонарями. Лавочки будут расположены в нишах дорожек. Это сделано не только для комфорта отдыхающих, но и для удобства уборки набережной. А вот на нижнем уровне появятся выносные лавочки, которые на период зимы и затопления будут убирать.

По предложению губернатора Алексея Островского в районе одного из близлежащих домов (№ 7) планируют построить детский городок, но это пока лишь возможная перспектива, которая не входит в начальный проект.

К сожалению, на территории набережной проектом не предусмотрены туалеты, которые являются необходимым условием для длительного отдыха. Биотуалеты в этой ситуации не выход, так как при их длительном использовании возникает отвратительный запах. Остается надеется, что власти смогут решить и эту проблему, ведь куда более сложные уже решены.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/080/04