#12 (80)
29 июля 2013

Вопросы Ребрика

Евгений Ванифатов

Персона



Общественная палата Смоленской области, чей четвертый созыв возглавил Юрий Ребрик — персона, в представлении не нуждающаяся, обладает, помимо прочего, уникальным правом. Правом задавать вопросы чиновникам и требовать от них действия. «К сожалению, очень многие из них не хотят дискутировать с Общественной палатой, — отмечает Ребрик. — Думают, видимо, что они самые умные. Наша общая задача — поправить такое положение вещей».

— Юрий Николаевич, еще совсем недавно никто не мог предположить вашего появления в Общественной палате. Как все-таки случилось ваше возвращение?

— Совершенно обыкновенно. Член палаты Нина Никонова сложила свои полномочия в связи с принятием решения баллотироваться в депутаты Смоленской областной Думы.

— Она ушла, место освободилось, и…

— И мне предложил губернатор Островский войти в его «список двенадцати». Чтобы не кривить душой, хочу сказать вам прямо, что это предложение не вызвало у меня какого-то дикого восторга. Однако, уважая Островского, реагируя на его действия, на желание улучшить существующее положение дел в Смоленской области, я согласился. Конечно, он говорил, что планирует выдвинуть мою кандидатуру на пост председателя палаты.

— Вряд ли бы вас устроило рядовое членство.

— Да устроило бы, устроило. Другой вопрос: пошел бы я или нет. Но и сейчас ведь, с одной стороны, приятно, что доверили и выбрали единогласно. Но, с другой стороны, предстоит громадная работа. Даже не с точки зрения ее объема, а с точки зрения выстраивания эффективного, конструктивного и оперативного(!) диалога с органами госуправления, с местной властью. К сожалению, очень многие чиновники не хотят дискутировать с Общественной палатой. Думают, видимо, что они самые умные. Наша общая задача — поправить такое положение вещей.

— Не только чиновники не воспринимают палату всерьез. Определенная часть общества полагает, что Общественная палата — очередная декорация, придуманная в спешном порядке после отмены губернаторских выборов.

— Это глубоко ошибочное мнение. Общественная палата — важнейший инструмент гражданского общества. Того самого общества, которое в России, к сожалению, отсутствует. Общественная палата — это один из шагов в его сторону. Для того, чтобы власть перестала относиться наплевательски к народу — своему работодателю, нужно начинать с того, чтобы она стала уважать и слушать голос Общественной палаты — эдакого общества в миниатюре. Прошла масса заседаний палаты, и я подозреваю, что многие чиновники и структуры, в чей адрес направлялись решения палаты, вообще никак на них не отреагировали. Поэтому первое, с чего я как председатель палаты начну — изучу все решения всех палат и посмотрю: читали адресаты их вообще, и как отреагировали. Пусть это и потребует много времени. Многие, возможно, и не знают, что региональный закон «Об общественной палате Смоленской области» обязывает чиновников и депутатов в течение месяца рассмотреть наши предложения и в присутствии членов палаты высказать свое мнение.

Повторюсь, такой анализ и последующие из него выводы — это одна из важнейших задач новой палаты в краткосрочной перспективе. Увидеть и понять, как реагирует власть на наши мысли. Если станет ясно, что никак, нужно собираться всем миром на уровне областной Думы и областной администрации и формулировать меры ответственности в отношении тех, кто «чихает» на палату.

— Выборы председателя оказались безальтернативными. Почему? Совсем «буйных мало» или ваши коллеги по палате опасались перечить предложению Островского?

— Во-первых, безальтернативности не было. Если бы, к примеру, губернатор пришел и сказал: вот вам Ребрик, получайте председателя!.. Но такого же не было. У всех присутствующих было спрошено: есть ли у вас другие предложения? Других предложений не последовало. Что двигало членами палаты, я не знаю. Возможно, некоторым импонировало предложение губернатора (все-таки, предлагая председателя, он тоже несет ответственность за его будущую работу, фактически гарантирует, ручается). А некоторые, быть может, и боялись перечить.

Как бы то ни было, позволю напомнить, что меня достаточно хорошо знают жители Смоленской области, я руководил Общественной палатой второго созыва и получил массу положительных оценок по итогам ее работы. Хотя, не скрою, общественная деятельность привела к серьезному напряжению в моих отношениях с губернатором Антуфьевым, которому не нравилась активность палаты. Надеюсь, губернатор Островский будет только приветствовать наши инициативы.

— Вы знаете Алексея Островского не первый год. Какое впечатление у вас сложилось о нем?

— Действительно, мы знакомы еще со времен его депутатской работы в Госдуме, когда он курировал Смоленскую область. Мне нравится его откровенность, нравится, что он может высказать собственное мнение, не стесняясь никого. В целом я отношусь к нему лучше и с большим доверием, чем относился ко всем другим смоленским губернаторам.

— Губернатор Островский меньше связан со Смоленщиной, нежели его предшественники. Это хорошо или плохо?

— С одной стороны, это усложняет работу. И сейчас один из главных вопросов для него — кадровый вопрос. До своего назначения Островский слабо знал армию смоленских чиновников уровня начальника департамента и ниже.

С другой стороны, то, что он не был связан до назначения со Смоленщиной никакими экономическими или личностными нитями, упрощает его действующую работу. Он же, напомню, был в прямой оппозиции к губернатору Антуфьеву. Вспомните его риторику, как он выступал на митингах… Мне это, кстати, тоже нравилось. Нравилась откровенность его суждений. И вот как распорядилась история: его слова легли на подготовленную почву.

— А партийная принадлежность Островского вас не смущает?

— Ничуть. Что мне с того, что он из ЛДПР? Кому это мешает?

— Ну, возможно, «Единой России».

— Не думаю. Я «Единую Россию» знаю досконально. Не зря ведь когда-то я организовывал ее работу на Смоленщине.

— Кстати, вы вышли из партийных рядов три года тому назад.

— Вышел, и ничуть об этом не жалею. Ну не мог я смотреть на то, как экс-губернатор назначает лидерами партии своих друзей, а они потом делают что хотят. Поэтому и написал заявление, дескать, по принципиальным идеологическим соображениям более не могу находиться в этой партии и прошу меня исключить из ее рядов. Специально так прописал, с указанием мотива. Исключили меня, нужно сказать, с радостью. И я был этому рад, потому что партия стала превращаться в инструмент деятельности нескольких человек.

— Как думаете, факты выдвижения вас губернатором и единогласная поддержка коллективом палаты будут способствовать тому, что чиновники станут прислушиваться к голосу палаты?

— Не сомневаюсь.

— Для вас важна эта конструктивная линия отношений с губернатором?

— Безусловно. Ведь все эти нерадивые чиновники — это подчиненные Островского.

— Как вы оцениваете авторитет четвертой палаты, ее потенциал?

— Изучив персональный состав, могу сказать, что со многими коллегами я пока, к сожалению, не знаком. Хотя, пообщавшись немного на первом заседании, вижу, что люди они инициативные. Вместе с тем считаю, что при формировании палаты допущены серьезные ошибки. Ну вот, например, почему в ее составе нет ни одного врача? Ни одного. А ведь медицина — это одна из важнейших социальных сфер. У меня сложилось такое мнение, что на стадии формирования палаты никто не обратил внимания на подобные вещи. Все-таки их нужно было предусмотреть.

— Некоторые ключевые направления работы палаты — это, по вашим словам, ЖКХ, доступная среда для инвалидов, доступная медицинская помощь на селе…

— ЖКХ — это очевидная сфера приложения сил. Одна только непонятно как начисляемая плата за общедомовые нужды чего стоит. Немало смолян (особенно пенсионного возраста), для которых увеличение коммунальных платежей на пятьсот рублей или тысячу крайне болезненно отражается на семейном бюджете. Не думаю, что средняя пенсия в Смоленской области намного превышает десять тысяч рублей. Поэтому здесь есть над чем поработать.

Еще один крайне важный для меня вопрос касается принятого Госдумой так называемого «антимагнитского закона», запрещающего иностранное усыновление российских детей. Говорят, дескать, в Америке гибнут наши дети. Да, гибнут. Но давайте посчитаем, сколько их гибнет у нас в России! Восемьдесят процентов выпускников интернатов не могут найти свое место в жизни. Жилья нет, хотя закон есть. Исход для многих, увы, предрешен: тюрьма, образ жизни изгоя.

Давайте подумаем, что нам сделать, чтобы в Смоленской области коренным образом изменить ситуацию? Откуда берутся такие дети? Зачастую из неблагополучных семей. Сколько у нас матерей-одиночек? Хорошо еще, когда у этой матери есть родители или родственники. А если нет? А ведь многие их осуждают, мол, зачем вообще рожать, если не можешь содержать?! Я бы таких людей, честно говоря, отвергал от общества. Это же прекрасно, что она рожает, что продолжает жизнь. И мы должны помочь этим матерям-одиночкам, чтобы они не бросали своих детей, не отдавали в детские дома. Здесь вопрос во многом упирается в финансовую плоскость. Нужно просто все подсчитать и далее думать, как изыскать эти средства в областной казне.

Хотел бы я послушать предложения по решению доступной среды для инвалидов. Ну неужели сложно ответственно подойти к этому вопросу и не делать пандусы с углом наклона в шестьдесят градусов и более?! Почему городская власть принимает такие объекты? Почему не проведет ревизию, не обяжет нерадивых собственников переделать откровенные безобразия? Пока доступная среда для инвалидов больше похожа на видимость.

Аналогичная плачевная картина складывается в сфере обеспечения сельских жителей питанием и медуслугами. Эту ситуацию я знаю не понаслышке. Есть у меня дача на Акатовском озере. Когда то, когда дорога была поприличнее, туда ходила автолавка. Последние годы уже не ходит, и местные бабушки и дедушки (часть из них передвигается вообще на костылях, лет-то им уже, дай Бог, сколько!) то просят дачников купить им продукты, то идут полтора километра до приличной дороги и часами ждут эту автолавку. Вот так и живет смоленская глубинка.

Ситуация с медицинским обслуживанием еще хуже. Помню, как-то беседовал с руководителем фельдшерско-акушерского пункта, которая обслуживала семь деревень, в них остались в основном одни старики. Эта врач откровенно сообщила мне, что зимой просто невозможно добраться до больных…

Помимо социальной сферы есть у меня вопросы и к инвестиционному климату Смоленской области. Почему у нас зачастую тормозятся инвестиционные проекты с привлечением частного капитала? Да потому что инвестор уже информирован о том, что пока не даст взятку или не предложит откат, вход на тот же строительный рынок Смоленщины ему наглухо закрыт. Его заставляют давать. Однако частный инвестор очень хорошо умеет считать каждую копейку, и в подобном случае просто уходит в соседние регионы.

— В ту же Калугу или Белгород, которые за последние лет десять ушли по этой дороге далеко вперед?

— Именно. И, значит, руководство этих регионов смогло навести порядок в таких делах. А мы чем хуже? Возьмите трассу Москва-Минск — это прямой коридор на Запад, возьмите железнодорожные развязки, возьмите земельные угодья. Все это (и многое другое) — бесспорные инвестиционные плюсы. Почему же к нам приезжают деловые люди, проводят переговоры и… уезжают? Почему? Почему бюджетные стройки у нас минимум в полтора раза дороже частных?..

— Кстати говоря, по поводу бюджетных строек. Как вы можете оценить работу властей по подготовке к празднованию 1150-летия Смоленска?

— Считаю, что идея попросить денег на юбилей — правильная идея. Однако, как я вижу, попросили совсем не на то, на что следовало бы. Ну что у нас — набережная, зоопарк… Скажете, неплохо? Но ведь в городе есть масса других вещей, которые нужно делать в первую очередь, в том числе и за счет юбилейных средств. Те же детские сады. Почему при почти десятитысячной очереди в детсад мы не потратили на их строительство ни копейки из шестнадцати юбилейных миллиардов?

Ну и, конечно, вопрос ответственности чиновников за выявленные безобразия. Вот, говорят, там-то не те опоры поставили на набережной. Да ерунда, отмазка! По полному счету должны ответить все те чиновники, которые проводили конкурсы и организовывали работу на юбилейных объектах.

В общем, оценивая подготовку к юбилею, я должен отметить, что, а) не туда направлены силы и финансы и б) нет ответственности. Хотя, губернатор Островский говорит, что не оставит без внимания ни одного выявленного случая провальной работы, что все причастные понесут заслуженное наказание. Что ж, посмотрим.

— В Смоленске последние годы складывается напряженная политическая ситуация, связанная со «вводом в эксплуатацию» двуглавой конструкции городской власти. Полагаю, и это (в числе прочего) повлияло на качество юбилейных строек. Быть может, пришло время вернуть всенародные выборы мэра?

— Многоглавые конструкции — это, конечно, глупость. Но и всенародные выборы… Вспомните, как мы выбрали Качановского…

— Ну, скажете тоже, Качановского выбрали случайно, это стечение ряда обстоятельств…

— Все же я не думаю, что способ формирования исполнительного органа местной власти сильно подействует на сложившуюся ситуацию. Выбирать ли всем миром или через депутатов… Смотрите, шумит какой-нибудь депутат, ходит по людям, активно выступает везде. Не удивлюсь, что при всенародных выборах горожане его и выберут. Почему? Да потому что им важно, чтобы их хотя бы слушали. А к смолянам мало кто ходит, мало кто пытается услышать их проблемы.

Рассмотрим теперь обратную ситуацию: главу города выбирает Совет депутатов. В таком случае все зависит от людей, в его состав входящих. Но, простите, что мы видим в действующем Смоленском городском Совете? То одного судят, то другого… Депутаты опустились просто ниже некуда! Ну просто ниже некуда! Скандал за скандалом, то Ершов, то еще что… Вот, читаю в газете: кто-то организовал депутатов, и они не выходят на сессию. Это же завал! Депутаты занимаются исключительно собственными делами, хотя должны решать большинство вопросов обустройства жизни города.

Ну и какой вариант выборов градоначальника в данной ситуации выбрать? Это вопрос вопросов…

Органы государственной власти Смоленской области, органы местного самоуправления и их должностные лица, которым направлены решения Общественной палаты, обязаны проинформировать Общественную палату о результатах рассмотрения соответствующего решения в течение тридцати дней со дня его регистрации. В исключительных случаях руководитель органа государственной власти Смоленской области, руководитель органа местного самоуправления либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения указанного решения не более чем на тридцать дней, уведомив об этом Общественную палату
п.2 ст.9(1) областного закона № 3-з «Об Общественной палате Смоленской области» от 13 марта 2006 года

Заключения Общественной палаты по результатам экспертизы проектов областных законов подлежат обязательному рассмотрению Смоленской областной Думой
п.2 ст.12 областного закона № 3-з «Об Общественной палате Смоленской области» от 13 марта 2006 года

Заключения Общественной палаты по результатам экспертизы проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Смоленской области и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению соответственно органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления
п.3 ст.12 областного закона № 3-з «Об Общественной палате Смоленской области» от 13 марта 2006 года (Пункт в редакции Закона Смоленской области от 28.11.2008 г. № 163-з)

При рассмотрении заключений Общественной палаты по результатам экспертизы проектов соответствующих нормативных правовых актов на заседания Смоленской областной Думы, заседания комитетов и комиссий Смоленской областной Думы, заседания Администрации Смоленской области, заседания коллегий органов исполнительной власти Смоленской области и заседания органов местного самоуправления приглашаются члены Общественной палаты
п.4 ст.12 областного закона № 3-з «Об Общественной палате Смоленской области» от 13 марта 2006 года (Пункт введен Законом Смоленской области от 28.11.2008 г. № 163-з)

Должностное лицо органа государственной власти Смоленской области или органа местного самоуправления, которому направлен запрос Общественной палаты, обязано дать на него ответ не позднее чем через тридцать дней со дня получения запроса, а в исключительных случаях, определяемых Общественной палатой, — не позднее чем через четырнадцать дней. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности
п.2 ст.14 областного закона № 3-з «Об Общественной палате Смоленской области» от 13 марта 2006 года

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/080/02