«Те, кого нельзя называть»
О предвыборных муках прессы, считающей себя свободной
Анна Резник
Знаки отличия
Наш журнал позиционирует себя как издание для лиц старше
Свободной прессы, конечно, не существует.
Но люди, которые мыслят независимо и беспристрастно, присутствуют и среди журналистов.
И я всегда считала, что авторы журнала «О чем говорит Смоленск» — среди них.
Другое дело, чем ближе к нам приближалась выборная страда, тем более очевидно всякому мыслящему существу становилось, что любой анализ местной политической атмосферы лучше попридержать до других времен. Потому что, наши взрослые читатели, вы прекрасно знаете, что цензуры нет. Но есть самоцензура, и она не позволяет высказывать ничего, в чем не уверен на сто процентов. А в смоленской политике смело выражать уверенность можно только в одном — в том, что Ленин стоит на площади Ленина. Не говоря о том, что любое рассуждение о политических партиях мигом подпадет под закон. А любое упоминание кандидата будет расценено либо как агитация, либо как контрагитация. А бесплатно ни тем, ни другим заниматься, конечно, не хочется… Поэтому мы сознательно перевели свое внимание со дня сегодняшнего в день вчерашний, перестали писать о политике и начали задумываться о вечном, о культуре, о науке… Кстати, ученые подобное состояние организма называют анабиозом.
Но мы отвлеклись.
Конечно, мы бы и рады были окончательно не превращаться в
А ведь обсудить уже есть кого.
Своего рода презентация не всех, но хотя бы половины участников предвыборного забега состоялась на мероприятии под названием «За честные выборы». Организатор — аппарат уполномоченного по правам человека в Смоленской области, участники — общественные организации и политические партии, прочие заинтересованные лица. Цель «Честных выборов» была в том, чтобы подписать одноименный меморандум, мол, мы, участники, согласны провести кампанию не переступая этических и законодательных рамок… Вежливая формальность. Сравнить можно с предложением чашки чаю в гостях.
Но чувство такта, как и чувство юмора, невозможно симулировать. В том смысле, что если у реципиента оно отсутствует — отстаньте от него со своим чаем. В противном случае он будет вылит вам на голову.
Именно так и случилось на круглом столе «За честные выборы», за который (стол) сели представители различных партий.
Далее должно было бы последовать сочное описание неджентльменского поведения представителей двух оппозиционных партий, но это, увы, невозможно.
Коротко говоря, господа довольно быстро забыли о том, ради чего собрались и перешли на личности, стали озвучивать претензии и голословные обвинения (все обвинения будут голословными, пока обратное не докажет суд).
Были и претензии к предложенному меморандуму. Оппозиционным партиям, ратующим за права и свободы, особенно не понравилось, что документ не накладывает никаких санкций. Борцы против полицейского государства объясняли присутствующим, что нет смысла подписывать документ, если его гарантом исполнения становится только честь и совесть подписавших. Хотя, надо признать, есть в этом заявлении некрасивая правда жизни…
Но не будем придираться к поведению за столом, пусть даже этот стол круглый и «За честные выборы». Ведь на самом деле работа настоящего депутата начинается во дворе, а вовсе не в большом зале или избиркоме. Каждый уважающий себя кандидат должен пройти инициацию — встретиться с жителями двора и унять их без помощи милиции. Все остальные это, извините, «списочники» и «мурзилки». Конечно, действо должно быть правильно обставлено. Сначала на подъездах расклеиваются объявления о том, как сильно кандидат волнуется о жителях, мол, как вы тут без меня? Далее в объявлении следует конструктивное предложение, например, приходите
И, кстати, нам нельзя рассказывать народу об одном из ее масштабных проектов «Народная экспертиза», хотя уже в названии это проекта присутствует народ, и мы бы с удовольствием о нем написали…
Поэтому продолжаем молчаливо следить за тем, как развиваются события. А тем кандидатам, которые уже отказались подписывать меморандум, а также не считают своим долгом ходить на встречи с избирателями, предлагаем набраться мужества и хотя бы поцеловать перед камерами младенца. Впрочем, нет, это тоже нельзя…