#11 (79)
22 июня 2013

Страсти по казне

Евгений Ванифатов

Трибуна депутата



Поверхностного анализа финансового состояния Смоленской области достаточно чтобы понять: профицитного бюджета в ближайшем времени не ждите. Если, конечно, федералы не «простят» Смоленщине бюджетную часть ее госдолга; если, конечно, администрация Островского не выпустит и удачно разместит пару-тройку облигационных займов… Что-то много «если» получается. Как отмечает председатель комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам Иван Кучер, в настоящее время бюджетная стратегия представляет собой закладывание в исходном финансовом документе дефицита, близкого к максимально возможному, с последующим поиском любых возможностей его (дефицита) уменьшения.

— Иван Васильевич, два противоположных подхода к бюджетированию: профицитный и дефицитный. При первом доходы превышают расходы, при втором — наоборот. Какой из них ближе вам как председателю профильного комитета областной Думы?

— Понятно, что по объективным экономическим причинам сегодня мы не можем использовать профицитную формулу — столь много налогов просто не соберем. Нет даже возможности сверстать бюджет «в ноль», бездефицитным, чтобы его расходы были равны доходам. Поэтому последние годы традиционно работаем следующим образом: составляем дефицитный бюджет и в процессе его исполнения пытаемся снижать дефицит дополнительными налоговыми поступлениями или федеральными ассигнованиями. Бюджет — это не аксиома. Например, в бюджете 2012 года был заложен дефицит в размере 4,4 миллиарда рублей, но в итоге мы его сократили более чем втрое, до 1,3 миллиарда.

— И все же, как можно понять из заявлений финансового вице-губернатора Игоря Скобелева, в среднесрочной перспективе есть желание минимизировать этот дефицит. Хотя бы в силу «давления» на расходную часть государственного долга Смоленской области.

— Депутаты Смоленской областной Думы постоянно, год от года подчеркивали, что финансовое положение вынуждает брать займы — банковские и бюджетные кредиты. Сама жизнь заставляет. Смоленщину нужно газифицировать, нужно строить детские дошкольные учреждения… Если прекратить подобные заимствования, то сокращение дефицита бюджета можно вести только путем увеличения его доходной части, а это — следствие развития предприятий, создания новых рабочих мест и увеличения собираемости основных бюджетных налогов: налога на прибыль предприятий и налога на доходы физических лиц. Если предприятие за счет кредитных или оборотных средств развивает собственное производство, оно вполне достойно рассмотрения вопроса о предоставлении льготы на имущество (допустим, это станочное производство), о субсидировании части процентной ставки взятых кредитов в течение, скажем, двух-трех лет.

Действительно, уменьшение госдолга является сегодня одним из приоритетов работы исполнительной власти. Однако говоря о сокращении заемных средств, мы должны параллельно думать о развитии экономики Смоленской области. Если, например, в прошлом году собираемость налога на прибыль предприятий увеличилась (по сравнению с 2011 годом), то сейчас его собираемость нас пока настораживает, темпы медленнее плановых. Кроме того, на территории Смоленской области расположены некоторые крупные холдинги, юридически зарегистрированные за ее пределами, что не позволяет нам точно оценить их налоговый потенциал, их возможный вклад в региональную казну.

— В чем состоит позиция областной Думы, вашего бюджетного комитета по отношению к госдолгу Смоленской области: обнулить, минимизировать?

— Очень многие российские регионы (в том числе и наши соседи — Орел, Брянск, Калуга) имеют аналогичные госдолговые обязательства. Смоленский госдолг вовсе не уникальное явление в российской экономике. Для его обнуления нужно чтобы экономика Смоленщины дала дополнительно в налоговый доход следующего года пятнадцать миллиардов (!) рублей. Это половина всех расходов бюджета. Надеюсь, вы понимаете, что такое очевидно невозможно.

Вместе с тем, нам необходимо выполнять свои социальные обязательства. Поэтому вопросы займов нужно просто грамотно регулировать, что мы и наблюдаем в последнее время. Благодаря губернатору Алексею Островскому Смоленская область смогла получить дополнительный бюджетный кредит для погашения части банковских кредитов, и это хорошо. Если получится аналогичным образом заместить банковские кредиты бюджетными, расходы по их обслуживанию уменьшатся вдвое (процентная ставка бюджетного кредита вдвое меньше ставки банковского).

Стратегически депутаты областной Думы против роста госдолга, однако, повторюсь, социальные вопросы должны оставаться в финансовом приоритете. Если население страдает, не стоит заниматься самобичеванием, лучше взять еще один кредит и «закрыть» появившиеся потребности.

— В структуре госдолга 65 процентов занимают банковские кредиты. Было «модно» заимствовать именно у банков?

— Бюджетная политика в России ранее была иной. Она меняется. Допустим, одно время дорожные фонды были закрыты, сегодня же мы имеем возможность направлять миллиарды рублей непосредственно на дорожное строительство… Когда в 2008 году грянул финансовый кризис, финансирование федерального бюджета было нарушено, но мы были вынуждены выполнять заявленные ранее социальные обязательства, для чего приходилось брать именно банковские кредиты. Поэтому рост госдолга — это не следствие низкой компетенции чиновников, а следствие экономической ситуации. Есть, кстати, регионы с гораздо большим размером госдолга.

— Премьер Дмитрий Медведев не так давно говорил, что вопрос списания части госдолга субъектам РФ напрямую зависит от наличия у них программы его погашения. Дескать, есть программа, можно «простить», частично или даже полностью. В какой степени такое высказывание Медведева применимо к судьбе госдолга Смоленской области?

— Могу вам сказать, что на одном из заседаний областной Думы мы приняли обращение к депутатам Государственной Думы и Совета Федерации о списании государственных долгов в целом по России. Правда, ответа пока не получили.

— На недавних публичных слушаниях по исполнению регионального бюджета за 2012 год председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской области Алексей Циганков отметил факт неизрасходования почти четырех миллиардов рублей. Это — не переселенные семьи, не построенные километры дорог и тому подобное, в общем, это из рук вон плохо. Однако визави Скобелев, на мой взгляд, довольно логично парировал все последующие упреки депутатов. Какая позиция бюджетного комитета областной Думы в этом вопросе?

— Могу поддержать Игоря Викторовича [Скобелева — авт.]. Да, можно было исполнить бюджет 2012 года на все сто процентов при условии, что средства, поступившие к нам лишь в декабре прошлого года, не пришли бы и по сей день. А они пришли, пусть и непозволительно поздно, и «ударили» по статистическим показателям, о которых и говорил Циганков. Но пришли ведь, и эти четыре миллиарда сегодня в нашем бюджете есть, и в этом году они уже используются на благие цели. Согласен, некоторые бюджетные распорядители имеет некоторое недоосвоение средств, но оно некритичное, и, поверьте, мы серьезно спрашиваем с них за это на каждом комитете. Кстати, не менее серьезно с них спрашивает и губернатор. Как результат общей работы — в 2012 году исполняемость бюджета выше, нежели в 2010–2011 годах.

— На указанных слушаниях было также отмечено, что по многим отраслям смоленской экономики наблюдается снижение индекса производства (видимо, это происходит не первый год). Можно по пальцам руки перечислить отрасли «в плюсе». В очередной раз констатируется тот факт, что крупная промышленность Смоленщины стагнирует. Что делать?

— Такая тенденция характерна не только для Смоленщины. Нужно разбираться с каждым конкретным предприятием: что, как и почему. Это задача как бюджетного комитета, так и в целом всего депутатского корпуса областной Думы: при формировании бюджета на следующий год понять, что происходит, например, в обрабатывающей промышленности — изношенность производственных фондов и так далее, что и с чем связано. В итоге мы должны понимать, какой процент роста промышленности учитывать при расчете доходной части бюджета.

— Как же вы будете понимать такой процент, если администрация Островского, как было отмечено на бюджетных слушаниях, упорно «не дает программу социально-экономического развития»?

— Прогноз социально-экономического развития Смоленской области утверждается вместе с бюджетом, и он у нас есть. Речь идет о развернутой программе. Ее нужно разработать, хотя это не так-то и просто. Поэтому принято решение: собраться всем — власти, промышленности, общественности — за одним столом и обсудить план действий. Нужно, чтобы такая программа была реальной, а не мифической. Из ее реалий мы сможем «черпать» последующие бюджеты.

— В связи с озвученными вами тенденциями в финансовой сфере Смоленской области как сегодня подходить к вопросу предоставления тех или иных льгот крупным предприятиям, а также малому и среднему бизнесу? Ведь пять-десять лет тому назад все было довольно прозаично. Работало себе крупное предприятие, ее директор являлся, допустим, депутатом областной Думы. Он и говорил коллегам: человек я хороший, предприятие мое полезное, уж дайте вы мне льготу. Ну и как было обидеть хорошего человека…

— Я возглавляю бюджетный комитет областной Думы шестнадцать (!) лет и могу свидетельствовать, что за это время многое поменялось. Четыре года тому назад депутатами был принят региональный закон о льготах. Согласно закону, предприятие, рассчитывающее на получение той или иной льготы, должно предоставить в областную Думу ее экономическое обоснование не позднее августа месяца (если оно намеревается получить льготу, начиная со следующего финансового года). Далее вся предоставленная информация анализируется, просчитывается и определяется экономический эффект и только после этого формируется решение бюджетного комитета и далее — конечное решение всей областной Думы в отношении конкретной заявки конкретного предприятия. Если ты просто хороший человек, это, конечно, здорово, но для получения льготы все-таки недостаточно.

— Даже если депутат?

— Это не важно… И, напротив, мы дали льготу по уплате транспортного налога, обнулив его для владельцев авто мощностью менее сотни лошадиных сил. Большинство таких владельцев — пенсионеры и небогатые смоляне (вряд ли депутаты). Да, бюджет лишился некоторого сбора этого налога, но в социальном плане мы выиграли, я убежден.

Есть также межведомственная комиссия по инвестиционным проектам, которая правомочна выносить решение о целесообразности предоставления той или иной льготы исходя из представленного в нее инвестпроекта. Допустим, создается новое производство, учитываются затраты, количество создаваемых рабочих мест. При этом соискатель просит двухлетнюю льготу по процентной ставке кредита на приобретаемое имущество. Если выносится положительное коллегиальное решение и льгота дается, следующие два года он ею пользуется, а далее начинает приносить деньги в бюджет путем уплаты налогов. Стоит овчинка выделки? Я считаю, что стоит.

— При этом в Смоленской области около тридцати тысяч безработных.

— По занятости наш регион находится не на последнем месте в ЦФО. Конечно, хотелось бы, чтобы все трудоспособное население получало хорошую, достойную заработную плату и платило с нее налоги, поскольку НДФЛ — это второй по важности источник наполнения доходной части бюджета.

— В бюджетном секторе заработная плата, как правило, «белая», и, как вы отметили, с нее идут все налоговые отчисления не только в бюджет, но и в пенсионный и иные социальные фонды. В коммерческом же секторе неизменно присутствует доля «серых» зарплат. Многие смоляне понимают, что получая официально (по документам) шесть тысяч рублей, а неофициально (на руки) — двадцать шесть тысяч, они неминуемо обрекают себя в будущем на минимальную пенсию. Есть ли у вас ощущение: насколько снизилась доля «серых» зарплат за последние пять лет?

-То, что она уменьшается, это однозначно, это итог работы всех контролирующих органов, однако ее удельный вес к настоящему моменту обозначить не готов, поскольку это крайне трудно поддается учету. Ни одного вопроса по поводу «серых» зарплат от избирателей я не получал. И все же призываю смолян по возможности отстаивать право на «белую» зарплату, ведь чем меньше будет «серых» зарплат, тем, повторюсь, больше налогов заплатит работодатель и тем больше средств получит бюджет.

— Вы приняли отчет по исполнению регионального бюджета за 2012 год. Самое время расслабиться?

— Отнюдь. Самое время сосредоточиться на активной работе по исполнению областного бюджета за первый квартал текущего года на комитетах и заседаниях областной Думы. Ну и бюджет 2014 года, как вы понимаете, не за горами.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/079/07