Владимир Степченков:
«Модернизация здравоохранения прошла эффективно»
Валерий Лобанов
Медицина
Региональная программа модернизации здравоохранения практически завершена. Начальник департамента Смоленской области по здравоохранению Владимир Степченков подчеркивает, что главным ее итогом стал качественно новый уровень оказания медицинских услуг. Об этом, а также о том, когда и насколько вырастет зарплата смоленских медиков и что делать с оттоком медицинских кадров, он рассказывает в интервью «О чем говорит Смоленск».
— Владимир Иванович, программа модернизации здравоохранения
— Совершенно верно, программа модернизации завершается 1 июля. Это связано с тем, что наш регион дополнительно получил около миллиарда рублей из федерального бюджета. Деньги пошли на ремонты, на закупку медтехники, на информатизацию и многое другое. Поэтому можно сказать, что модернизация в регионе выполнена практически на сто процентов. Эффект, несомненно, есть. Ведь долгое время больницы, по сути, не ремонтировались. Теперь эта ситуация выправилась. Достаточно взглянуть только на областную больницу: отремонтированы операционные, палаты, поставлено новое современное оборудование. Конечно, это не все, что мы хотели бы сделать. Однако уже этого достаточно, чтобы реальный уровень оказания медицинских услуг повысился.
— Медучреждения города Смоленска долгое время не могли попасть в программу модернизации. Эта задержка сильно сказалась на итоге?
— Прежде всего хочу поблагодарить власти города за то, что передача учреждений вообще состоялась. Иначе мы не смогли бы сделать для городских поликлиник вообще ничего. Пусть и с отставанием, но нам удалось закупить новое оборудование: рентгеновское, ультразвуковой диагностики, в одной из поликлиник завершаем монтаж компьютерного томографа (что для наших поликлиник случай исключительный). Хотя, конечно,
— Еще одна «вечная» медицинская тема — это зарплата врачей. Совсем недавно губернатор Островский признал, что власти еще не сделали и малой части того, чего от них ожидают медики и пообещал, что с 2018 года они будут получать вдвое больше, чем в среднем по региону. Это осуществимо?
— Работа в данном направлении ведется. Причем работает не только наш департамент. Могу сказать, что сегодня есть понимание и со стороны федеральных властей, и со стороны губернатора, и со стороны главврачей. И работаем мы в этом направлении сообща. Находятся новые способы стимулирования персонала. Сейчас можно сказать, что зарплата врачей постепенно движется вверх. И те указания главы государства, которые он дал в этом направлении, мы выполним.
— Какая роль в системе смоленского здравоохранения отводится
— На сегодняшний день ФАПы функционируют в полном объеме. Более того, по нормативам у нас должно быть их чуть более трехсот, а на деле более пятисот. Подчеркну, что принудительно мы их нигде не закрываем. Напротив, как раз в рамках программы модернизации мы проводили в них ремонты, некоторые отстроили практически с нуля. Есть случаи, что в маленьком селе просто некому жить, или фельдшер уходит на пенсию, а молодежь на село идти не хочет. Эту проблему мы тоже пытаемся решить, и делается для этого немало. Взять хотя бы единовременные выплаты, о которых все знают, надбавки… Хотя, конечно, поселковые власти должны помогать в не меньшей степени — пусть не финансово, но решать
— По селам понятно, а как поставлена работа с молодыми специалистами в Смоленске? Как их удержать?
— Как раз в городе Смоленске эта работа поставлена лучше всего. «Целевикам» по программе выплачивается 200 тысяч рублей подъемных. Кроме того, у нас есть перечень узких специалистов, которых мы также стимулируем. В этом году, кстати, наблюдается положительный сдвиг — приток превысил отток. Пусть пока и немного, но будем укреплять эту хорошую тенденцию. Есть проблемы с набором персонала в поликлиники, но зарплата меняется и будет меняться в будущем, поэтому и эту проблему мы со временем решим.
— Говоря о диспансеризации, какое заболевание можно считать главной проблемой смолян, и, главное, что делается, чтобы эту ситуацию изменить?
— На первом месте по смертности у нас, увы, проблемы
— А что у нас с другими заболеваниями?
— Например, туберкулез. Раньше у нас были показатели одни из худших в ЦФО, теперь же динамика положительная. Заработала детская профилактика, также в рамках диспансеризации — флюорография в обязательном порядке. Мы отремонтировали тубдиспансер, поставили там серьезное оборудование. В этом направлении проводится большая работа. Да, есть сложные моменты, когда, скажем так, асоциальные элементы не всегда полностью проходят диспансеризацию и являются источником инфекций. И нынешние законы не позволяют принуждать их к лечению. Еще одна наша проблема — онкологические заболевания. Хотя и здесь мы ситуацию стабилизировали: смертность уже не растет, она имеет тенденцию к снижению. В прошлом году мы вошли в онкологическую программу, было выделено более 400 миллионов рублей, на которые мы также провели ремонты и поставили новое для региона оборудование. Теперь людям не надо ездить в другие города за лечением на самом современном оборудовании. Также по этой программе мы уже открыли девять кабинетов первичного осмотра, всего их будет пятнадцать, чтобы в районных больницах можно было на ранних стадиях выявлять и предупреждать болезнь. Кстати, соответствующие анализы мы берем и в рамках диспансеризации, и это должно дать положительный результат. Ведь обнаружение рака на ранней стадии — это на сегодняшний день практически стопроцентная гарантия того, что человек будет продолжать жить и работать.
— Еще одна наша традиционная проблема, учитывая наличие крупной федеральной трассы — смертность в ДТП.
— Здесь смертность также снизилась. Два года назад мы вступили в специальную программу, и вдоль трассы
— Довольно серьезный характер сегодня в Смоленске носит развитие частной медицины. Каково ваше отношение к частникам, которых никто не контролирует, и что нас ждет в будущем? Как обезопасить людей, которые идут к частному доктору?
— С одной стороны, частная медицина хорошо развивается там, где недорабатывает медицина государственная. С другой, есть услуги, которые не включены в перечень обязательных бесплатных медуслуг. На сегодняшний день это, в основном, улучшенные палаты, дополнительные лекарства, которые не являются обязательными, дополнительные обследования. То есть, по большому счету, все, что сверх государственных гарантий предоставляется платно. Конечно, частные инициативы мы можем только приветствовать. Но, к сожалению, частники не очень активно участвуют в программе обязательного медицинского страхования. Я понимаю все сложности, именно поэтому мы сотрудничаем с частными организациями, например, в плане той же диспансеризации. Возьмем, например, поликлинику РЖД — она не входит в государственную систему, поскольку это частная компания. Однако здесь пример положительный, она помогает обслуживать население там, где нам справиться сложно. Например, в Колодне, где поликлиник просто не хватает.
— Но частники, в большинстве своем, это не поликлиники, а стоматологии.
— Дело в том, что несколько лет назад мы не могли дать нашим пациентам желаемый объем услуг, поскольку всерьез говорили о том, чтобы запретить платные услуги в государственных стоматологиях. Понятно, что пломбу мы поставим. Но дело все в том, что обычные пломбы, в рамках госгарантий, заметно хуже. А дополнительных денег на хорошие пломбы просто не было. Теперь эта ситуация разрешилась. Конечно, частные клиники должны подстегивать государственные и не давать расслабляться. Конкуренция — это всегда хорошо. И если идет отток в частную медицину, это значит лишь то, что недорабатывает государственная. Например, проблема больших очередей. Работающему человеку просто некогда сидеть часами и ждать помощи. Сейчас мы работаем над тем, чтобы люди могли прийти на прием и не сидеть часами в ожидании. Людям должно быть комфортно, и частники поняли это раньше. Но сейчас и в государственных учреждениях к пациенту начали относиться гораздо внимательнее. Пациент должен быть доволен и лечением, и отношением к себе. Ведь если этого не будет, он просто не придет, и, соответственно, медучреждение не получит деньги. Ведь деньги платят за проделанную работу, а не просто за факт существования больницы. Поэтому к частной медицине мы относимся нормально. Тем более, постепенно они входят в систему ОМС.
— Учитывая, что совсем недавно прошел профессиональный праздник медработников, чего пожелаете своим коллегам?
— Прежде всего хочу отметить, что день медработника не только праздник врачей. У нас есть медсестры, фельдшеры, санитары, даже просто бухгалтеры, которые работают в сфере медицины. И все они вносят огромный вклад. Хочу пожелать, чтобы руки никогда не опускались, как бы сложно не было. Хочу заверить, что поддержка всех ветвей власти есть, постепенно все нормализуется. Ну и, конечно, здоровья. Ведь доктор должен быть здоров.