Тот самый Вяземский
Юрий Семченков
Мастерская
Я
— Юрий Павлович, позвольте я начну с вопроса к вам как к коллеге, вы ведь окончили факультет международной журналистики МГИМО. В финале каждой вашей программы вы выступаете в роли интервьюера…
— Вы
— Почему?
— У нас на Первом канале есть только один человек, который занимается интервью. Это Познер.
— Вот так вы считаете?
— Все остальные отдыхают. Владимир Владимирович, вы слышали? Я это сказал.
— И тем не менее. Должен ли спрашивающий человек задавать вопросы о том, что он заведомо знает, чтобы зрители эту информацию услышали? Или человек отвечающий имеет право сказать: «Ребята, почитайте мои интервью, я об этом неоднократно уже говорил»?
— Вы фактически ответили на вопрос. Единственное, что хочу подчеркнуть. Я с самого начала говорю гостю, что не беру интервью. Я просто хочу поговорить с судьей. Это дает мне ту свободу, которая, наверное, не у всех интервьюеров есть. Конечно, надо готовиться. Потому что если мы начнем спрашивать — кого бы привести в пример — скажем, Островского, вашего губернатора: «Скажите, пожалуйста, а кем вы работаете? Какую должность занимаете?», — это не профессионально.
-То есть на тех, кто ничего о герое интервью не слышал, не стоит ориентироваться?
— Ты должен сам знать, чем примерно интересен этот человек. Хотя бы тебе. Есть, конечно, вопросы, ответы на которые ты знаешь заранее, но хочешь, чтобы их услышали твои телезрители или твои читатели. И чем ты лучше подготовлен, тем интереснее получится разговор. Тебе надо быть подготовленным и в тоже время надо учитывать, что твои слушатели или зрители могут ничего не знать, и им надо многое разъяснять.
«Я как свадебный генерал»
— Спрошу о том, о чем мы, как бы ни готовились к интервью, знать заранее не могли. Чем обусловлен ваш визит на Смоленщину?
— Так вам сразу все и расскажи. Человек приехал оглядеться, посмотреть. Шучу. Посещение вашего Гнездова — моя давнишняя мечта. По моей версии вначале было, естественно, Гнездово, а потом уже образовался Смоленск. Причем Гнездово, как вы понимаете, называлось совсем не Гнездовым. Я в своем новом романе придумаю, как оно называлось. У меня заканчивается подготовительный период, я должен написать минимум два романа, может быть, даже три. Это такие романы… продолжающиеся. Там наше время перехлестывается со временем образования нашего государства. Не знаю, что из этого получится,
— Вы пишите и не знаете, куда выведет сюжет?
— Все непросто.
— Но к Страстной неделе вы вернетесь?
— Ежели Бог даст. Вы же понимаете, что человек полагает, а Бог располагает. Роман тоже располагает. Мне в этом плане очень не везет, он начинает сам себя писать.
— Роман романом, но нам известно, что основная цель вашей поездки в Смоленск другая.
— От вас скрывать не буду. Дело в том, что год назад я обратился к губернаторам пяти областей с идеей создать интеллектуальное движение «Умники и умницы». Кратко рассказываю. Каждая область под руководством губернатора, с его повеления и его благословения устраивает региональные состязания — четвертьфинальные, полуфинальные, финальные. На финальные приезжаю я как свадебный генерал.
— ???
— Действительно, как свадебный генерал. Потому что все решают на местах. Сценарий пишут на местах, темы выбирают на местах, комиссии создают на местах. Руководит жюри сам губернатор. Но я беру трех победителей и смотрю на призеров, их может быть от двух до трех. Этих ребят я забираю к себе во всероссийскую олимпиаду «Умники и умницы», они сразу попадают на игры без всяких предварительных отборов.
— Это придумано для того, чтобы расширить круг отбора или чтобы помочь тем умникам, кто просто стесняется (как часто бывает с талантливыми, умными детьми), не может переступить через собственную робость и послать заявку?
— И поэтому, в том числе. Но прежде всего, сверхзадача, как сказал бы Станиславский, — это чтобы там, где они живут, на них обратили внимание взрослые умные сильные властные дяди и тети. И помогли им. Я со своей стороны тоже буду помогать, когда они выйдут на мой уровень.
-То есть нужно начинать с отбора умных и сильных дядь и теть на местах?
— Они есть. Насколько я понимаю, вам повезло. В вашей области они уже есть.
— Вы уже имеете
— Один дядя мне очень понравился. В нем есть все — и образование, и педагогический опыт, и чуткость. И он отец. Это тоже очень важно.
«Хорошо не быть интеллигентом»
— Кстати, родители смотрят ваши передачи с не меньшим интересом?
— Да они в основном и смотрят. Учтите, что у нас еще и время показа такое. Когда Константин Львович Эрнст принял решение с воскресных девяти часов утра перенести мою передачу на субботу, я вообще не понял эту идею. Потому что в субботу дети учатся. Но в чем гений Эрнста? Рейтинг возрос. В 1992 году меня позвали и сказали, что есть только название «Умники», а все остальное придумывайте сами. Ко мне телевидение всегда относится не как к ведущему. Я прежде всего автор и создатель той или иной программы. На покупную программу никогда не пойду. Я создавал «Умники и умницы» для себя, причем, ее цель заключалась в том, чтобы в форме вопросов и ответов с помощью подготовленных детей рассказать телезрителям
Год назад мы праздновали наш двадцатилетний юбилей, и от Дмитрия Анатольевича Медведева, в прошлом нашего судьи, мы получили прекрасное поздравление. Причем я категорически был против этого празднования. Дети все взяли на себя, я пришел в наш колоссальный университетский зал на тысячу двести человек и увидел, что даже
— Безусловно, это уже особая каста людей.
— Это двойная каста. Потому что в самом положительном смысле у нас чрезвычайно кастовый институт. «Кастовый» — не то слово. Это такое широкое содружество людей, которые закончили МГИМО и которые потом, когда встречаются по жизни, очень друг другу помогают.
— Вы сами задавались вопросом «Почему смотрят мою передачу»? Мне кажется, интеллектуальные шоу смотрят по двум причинам: чтобы почувствовать себя умным на фоне игроков или чтобы подтянуться до установленной ими планки.
— У меня есть сразу несколько ответов, потому что люди разные и по разным причинам смотрят передачу. Больше всего привлекают, конечно, дети. Особенно когда на душе
— Когда объявляется тема следующей передачи, то дается,
— Да.
— Получается, победит тот, кто больше начитался, более полно овладел материалом, ведь набор источников по каждой теме
—
— Участники сами ищут источники или вы рекомендуете?
— Всегда сами. Это моя система. Хотя многие меня за это ругают. Я же еще заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО и читаю много курсов, и
«Мы еще не доросли до коррупции»
— Похоже, вы противник ЕГЭ?
— Я всегда был против ЕГЭ. Просто уже устал на эту тему говорить. Я против ЕГЭ как единственного инструмента. Есть, конечно, очень много доводов, что ЕГЭ помогает ребятам из глубинки поступать и якобы борется с коррупцией. Но я первый человек в России, который сказал (Владимир Соловьев потом у меня это выражение украл), что у нас нет коррупции, мы не доросли еще до коррупции, потому что коррупция — это явление демократического общества, а у нас другие явления. Первое — это кормление, которое идет со времен Гнездова и викингов. Когда тебе дают
Второе, что есть в русском национальном характере — это протекция. Здесь вообще никаких денег не надо. У меня есть друг, я с ним встречаюсь, он меня о
Но это было небольшое отступление. Многие вузы должны работать так же, как работает консерватория. Как бы вам объяснить? По результатам ЕГЭ нельзя принимать на класс скрипки…
— Игре на которой вы учились восемь лет?
— У меня родители были в этом плане жесткие люди. Они меня заставляли учиться профессионально, при консерватории. Сначала Ленинградской, потом Московской. Но вернемся. ЕГЭ может оказаться хорошим подспорьем, но это только подспорье. Обязательно должны быть два
Ну вот, опять отвлеклись. Третий пункт, чрезвычайно важный для победы в передаче, — с
— А это в принципе возможно?
— Тогда, в тот период, это теоретически можно было сделать, потому что три человека в студии — я,
— В это очень трудно поверить, потому что мы привыкли к тому, что телевидение — прежде всего шоу. От начала и до конца, и без
— У меня шоу, но интеллектуальное. Подставы пускай будут во всех других областях, но только не у меня. У меня не надо этого. Так вот, с этим мальчиком из Сочи были подозрения, потому что тогда сценарий читали другие люди. И вдруг я смотрю, он выходит на вопрос, а там сложнейшие стихи Ходасевича. Ну не может мальчик из Сочи знать эти стихи. Я их читаю, он смотрит на меня и говорит: «Юрий Павлович, это же Ходасевич». Тут у меня подозрения стали уже стопроцентными, и я говорю: «Дорогой, вы меня простите, пожалуйста, но откуда вы знаете?" Он говорит, что „наша училка (у него еще лексика была своеобразная), она помешана была на Ходасевиче, и у нас каждый урок литературы начинался с того, что она читала (как он выразился)
— Предположим, выиграли ребята с периферии…
— Я называю „со всей России“.
— Ребята „со всей России“ себя уютно чувствуют в Москве, среди, прямо скажем, элиты, может быть, псевдоэлиты? Некоторые их однокурсники легко ведь могут приехать в университет на Феррари.
— Но они же умники. Они сами по себе. Насколько я знаю, они таких стрессов не испытывают и участвуют в этой программе не для того, чтобы начать ездить на первом курсе на Феррари или на Мазерати. Кстати, на Феррари по Москве очень неуютно ездить. Если эти ребята и испытывают „неуют“, то прежде всего от этого города, который я очень не люблю, под названием Москва.
— А вы себя
— Я уж если считаю себя кем то, то ленинградцем. В 1963 году меня увезли из Ленинграда и поселили в Москве. Нет, я, конечно, москвич. Но я бы с удовольствием жил в другом городе, если бы в России можно было жить в другом городе и работать на Первом канале и в МГИМО. Но у нас страна пока не так устроена. Надеюсь, это будет меняться, знаю, что в этом направлении президент и
„В России 2,5 титана мировой литературы“
— Из всей палитры интересов есть у вас особая приязнь в литературе — скандинавская или, может, французская, испанская?
— У меня есть, конечно, привязанности. На первом месте русская литература. Великая русская литература XIX века. Но вообще у меня привязанность не столько к
— Что вы думаете о начавшем свою работу Общественном телевидении?
— Общественное телевидение — это, конечно, очень интересное начало. Если, так сказать, Бог поможет, потому что рассчитывать пока больше не на кого.
— Вы вошли в совет Общественного телевидения…
— Не просто вошел. Воспользовавшись моим отсутствием — мы с женой прекрасно отдыхали на Кипре после тяжелейших съемок — совет заседал и избрал председателем Табакова, а меня — его заместителем. На этом канале совершенно грандиозный генеральный директор. Человек, который в свое время создал три новых канала. Это колоссальный опыт, это удивительная чистота, свежесть, это… слово «креативность» я не могу употреблять, это сейчас бранное слово… творческость.
— Этот человек, Анатолий Лысенко, говорит, что Общественное телевидение по определению не может быть коммерческим, самоокупаемым. Вы согласны?
— Это не основная опасность. Основная опасность — это недостаток творчества, недостаточный учет интересов своих телезрителей. Но здесь есть очень хорошая идея — основным грузом нашего вещания должны быть регионы. Потому что у нас сейчас очень централизованное телевидение, Москва и Питер. А мы весь фокус внимания обратим на то, как живут люди в Смоленске, в других местах, в других городах. Какие там есть общественные движения. Очень, конечно, рассчитываем на журналистов, которые работают в регионах. Чтобы они делали эти сюжеты, чтобы они нам помогали, потому что канал общественный, и изначально мы чудовищно бедные.
— Как вы чувствуете, не уйдет в песок эта идея?
— Мне очень трудно сказать. Понимаете, это не зависит от одного Лысенко, это не зависит от нас. Если общество нас поддержит, если общество захочет о себе рассказывать, если общество будет двигаться в сторону гражданского своего состояния, то эта великолепная, грандиозная, совершенно необходимая идея будет жить. Этот канал вместе с нами всеми должен строить гражданское общество, мы должны двигаться в сторону демократии, которой у нас пока, на мой взгляд, очень мало.
«Надо актерствовать, подражать манерам»
— Как полиглот дайте практический совет, как лучше изучать иностранные языки? Изобрела ли наша техногенная эпоха способ лучше классической зубрежки?
— Прежде всего надо обладать способностями. Я себя очень критически оцениваю, но так получилось, что я обладал необходимыми для этого генами. Далее. Нужен безусловный интерес. По возможности, желательно, чтобы был индивидуальный учитель, потому что в группе все размывается:
—
— Ну конечно. Здесь проще ее получить, и здесь сохранились еще те преподаватели, которые умеют вам объяснить грамматику. Англичанину трудно вам объяснить, у него совершенно другой подход, потому что он родился в этой грамматике. Да и грамматика у них по сравнению с нашей русской намного проще. Дальше, конечно, надо просто учить. А как вы еще получите богатый словарь? Надо читать. Желательно начинать с простеньких книжек. Выписывать, набирать запас, и когда годика два вы здесь позанимались, и основа у вас есть, и вы можете говорить, то неплохо было бы поехать и послушать, как они там у себя говорят. И последний момент: надо актерствовать, потому что если вы хотите хорошо говорить на иностранном языке, надо подражать манерам, стилю. Я
Я учил два языка в институте — французский и немецкий. Немецкий там практически не выучил, за французский меня чуть не выгнали, потому что меня тошнило от этого замечательного языка, не нравилось мне. А на стороне я учил английский и шведский, и там были совершенно волшебные преподаватели. Они меня не одергивали, они всячески поощряли, когда человек говорит. Поэтому когда я выехал за рубеж и оказался во Франции, я просто боялся говорить
— Путешествовать очень любите?
— Вообще, моя жена говорит, что все деньги, которые у нас с тобой есть, мы будем тратить и ездить по белу свету. Мы с женой относимся к тем людям, которые готовы что угодно отдать и что угодно заложить, но нам нужна свобода. Мы русские люди в этом плане, тем более она двадцать пять лет преподавала французский язык, пока я ее не заставил заниматься телевидением.
«Не лезьте «на передок»
— Несколько слов о ситуации вокруг нашего сегодняшнего образования и вокруг личности нового министра. Вы какую позицию занимаете?
— Я занимаю позицию, которая может не очень понравиться. У меня сложное отношение к этим вопросам.
— Были попытки на передаче решить вопросы продвижения детей в МГИМО
— Спросите
— Предлагали ли вам деньги за то, чтобы
— Никогда. У меня, видимо, на лице написано, что бесполезно.