Жизнь в обрядах
Владислав Кононов
Культурный слой
В жизни много символов, ритуальных церемоний, обрядов. Они беспрерывно сопровождают каждого. Рождение, инициация, свадьба, смерть — каждому из этих состояний сопутствуют действия, лишенные практического смысла, но наглядно символизирующие начало нового жизненного этапа.
Культура не может существовать без традиций. Обряды придают устойчивость ей и ее носителям. Но развитие останавливается, если традиция постоянно превалирует над творчеством. Важен баланс устойчивости — ради нового жизненного этапа.
Вот на прошлой неделе случился день рождения Александра Пушкина. В «Яндексе» появилась (и на следующий день, разумеется, исчезла) новостная рубрика «ценители литературы отмечают». По телевизору, говорят, тоже об этом
Что то, говорят, показали и про нашего земляка Михаила Глинку, чей день рождения отмечался неделей ранее. Пятьдесят шестой раз прошел Глинковский фестиваль. Первого июня смоленские композиторы сделали традиционное «подношение Глинке» — возложение цветов к памятнику на Блонье. На следующий день в Новоспасском состоялись народные музыкальные гуляния. Традиция великолепная, и прекрасно, что на рубеже весны и лета каждый год взоры всех, для кого имя Глинки значит многое, обращены к Смоленску и Новоспасскому.
В тот же первый день лета в деревне Заборье Демидовского района состоялся фестиваль «Обряды русской старины». Такой сельский праздник с подворьями, старинными играми, песнями и танцами. Хорошее название, наша история и культура на открытом воздухе. Традиция ежегодного проведения фестиваля только зарождается, это новый и нужный обряд культурной жизни области символизирующий начало нового этапа, конечно.
Но и давние ритуалы должны развиваться. Иначе они становятся настолько привычными, что становятся незаметны, даже если их показывают по телевизору. Превращаются в госплановское «так принято» и «не спрашивай, почему». В этом году Глинковский фестиваль впервые объединил Смоленск, Ельнинский и Вяземский районы именем композитора Александра Даргомыжского, нашего земляка и соратника Михаила Глинки. Наглядно это проявилось в открытии бюста Даргомыжскому в Вязьме и первом «подношении» к памятнику не только композиторов, но и вязьмичей, смолян и гостей самых разных призваний.
Возможность проявить себя в новом качестве у носителей традиционной смоленской культуры появилась и в связи с начавшимся празднованием
Культурные обряды не чужды никому, в том числе автомобилистам. Им (то есть и нам) свою гражданскую позицию выразить проще всего. Достаточно приклеить наклейку или написать
Главный обряд нашей смоленской жизни может ведь выглядеть и так, как указано на фото.