Для маленькой такой кампании
Валерий Лобанов
Эксперт
Смоленская областная Дума четвертого созыва «укомплектована» в декабре 2007 года голосами половины избирателей региона, более чем четырьмястами тысячами (это в семеро больше, нежели на недавних праймериз «Единой России»). Не стоит, однако, забывать, что шесть лет тому назад смоляне выбирали и депутатов областной Думы, и Государственной Думы одновременно, и данный федеральный фактор увеличил явку на десять процентов. Таким образом, чистая «облдумская» активность избирателей составляет на Смоленщине примерно сорок процентов. Аналогичный порог — от тридцати пяти до сорока — предрекает на сентябрьских выборах депутатов областной Думы пятого созыва и председатель избирательной комиссии Смоленской области Алексей Степанов.
— Алексей Николаевич, сколько политических партий зарегистрировано в Смоленской области и сколько из них примут участие в выборах?
— Сколько именно партий примут участие, пока сказать сложно. Всего же на территории Смоленщины сейчас зарегистрированы порядка сорока политических партий, тридцать три из них имеют право участвовать в выборах. Ну, а сколько выдвинутся, повторюсь, пока сказать сложно. По нашим оценкам, их будет от десяти до двадцати.
— Когда в таком случае мы узнаем их точное количество?
— Мы планируем, что 4 июля управление министерства юстиции опубликует список политических партий, которые имеют право участвовать в выборах. А окончательное количество партий — участников выборов в регионе будем представлять, думаю,
— Откуда такое количество политических сил? Это связано с тем, что стало проще выдвигаться?
— Я бы не сказал, что стало проще выдвигаться, ведь по документам все осталось как и раньше. Более того, законодательство даже немножко усложняется. Дело в том, что произошла либерализация закона о политических партиях. Если раньше требования по количеству членов партии были достаточно большими — пятьдесят тысяч человек, то сейчас достаточно и пятисот человек, чтобы создать свою политическую силу. В связи с этим, конечно, количество политических партий в России выросло — сейчас их уже зарегистрировано порядка семидесяти.
— Давно пошел такой рост? У нас ведь сейчас получается, что
— До выборов президента 2012 года у нас действительно было семь партий. Как раз после этих выборов и были внесены изменения в законодательство. Поэтому как раз с прошлого года стали активно создаваться новые политические партии.
— Как вы считаете, нормальное ли это явление, когда в стране существует такое большое количество политических партий?
— Это, конечно, вопрос риторический. Вот прошли в стране митинги и протесты — все говорили о том, что партий мало, что их должно быть больше. Предоставили такое право — теперь говорят, зачем нам столько партий, давайте вернемся к тому, что было. Я считаю, что раз уж вышли на улицы с требованием либерализации политической системы, давайте теперь уж жить по этим правилам.
— Интересно. Сорок партий, половина будет участвовать в выборах. А как тогда будет выглядеть бюллетень? Огромный ведь получится, чтобы вместить всех желающих.
— Пока сказать сложно. Мы уже пытались его смоделировать. Конечно, если будет более десяти партий — это как минимум формат А3, если более
— А останутся ли так называемые КОИБы?
— Это опять же зависит от количества политических партий, потому что КОИБ может принять бюллетень до 60 сантиметров в длину. На такой лист, мы примерно подсчитали, может поместиться до пятнадцати политических партий. Конечно, если партий будет больше, то КОИБы применяться не смогут.
— Когда стартует агитация?
— У кандидатов агитационная компания начинается со дня выдвижения кандидата, соответственно у партий — со дня выдвижения партии. Практически речь идет о предоставлении документов в избирательную комиссию. Это может быть хоть 2 июня, хоть, скажем, 25 июня. Если говорить об агитации в СМИ, то она стартует только за 28 дней до дня голосования, примерно с 10 августа.
— Если переходить к самовыдвиженцам — им в выборах участвовать, насколько я понимаю, посложнее…
— Совершенно верно. Если партии выдвигают списки кандидатов и кроме этого от них ничего не требуется, то кандидатам, которые выдвигаются в порядке самовыдвижения, необходимо собрать в свою поддержку подписи избирателей. Их количество также определено — это полпроцента от количества избирателей в округе. Средние округа у нас от 33 до 36 тысяч избирателей, поэтому в среднем это порядка 170–180 подписей.
— Часто ли бывают нарушения как раз в процессе сбора подписей?
— На всех выборах у нас стандартно возникает ситуация, когда подписи предоставляются, скажем так, с нарушением требований закона — это либо недействительные подписи, либо недостоверные. Все мы знаем о такой практике, когда садятся
— Если эксперты признали подписи недостоверными и недействительными, можно ли оспорить это решение?
— Безусловно, кандидат в депутаты может оспорить отказ в регистрации по подписям. Он может подать в суд и в суде отстоять свою правоту.
— Но суд — это ведь дело, как мы знаем, небыстрое. Получается, что можно просто не успеть на выборы…
— Нет, почему же. Дело в том, что в нашем избирательном законодательстве установлены очень жесткие сроки по рассмотрению подобных дел. Как правило, они рассматриваются судами в течение пяти дней, максимум десяти. Поэтому у кандидатов будет возможность оспорить решение и восстановиться, но я очень надеюсь, что таких судебных процессов будет немного.
— Еще одна тема, о которой у нас любят говорить на выборах — это подкуп избирателей. Что вообще такое подкуп?
— Все очень просто — это вручение избирателю
— На вашей памяти часто ли сталкивались с подобным?
— Конечно, такие случаи бывали. У нас даже отменялись результаты выборов после того, как подкуп избирателей был доказан в суде. Например, проводились лотереи, то есть, фактически обещали призы, если проголосуешь за того или иного кандидата. Вообще подкуп очень непросто доказать. Это достаточно тяжелое и кропотливое для следственных органов дело. Ведь
— А вообще облизбирком — это, условно говоря, друг кандидата или только надзиратель?
— Отвечу так — безусловно, мы друзья, но в то же время стоим на страже закона. Понятно, что если кандидат будет пытаться нарушить закон, то ни о какой дружбе речи быть не может. А так, конечно, мы всячески кандидатам помогаем, и с политическими партиями всегда проводим совещания, подробно им все разъясняем: какие документы, как их заполнять и так далее.
— Давайте поговорим о фондах: сколько кому положено и как эти фонды наполняются?
— Если говорить о кандидатах, которые будут выдвигаться по одномандатным избирательным округам, предельный размен фонда — 3 миллиона рублей, у партий, которые будут выдвигаться по единому округу — 25 миллионов. Пожертвования в фонды могут вносить как физические, так и юридические лица, плюс это могут быть денежные средства избирательных объединений. Конкретно, кто и какой объем имеет право вносить, прописано в законе.
— Контролируется ли, кто и куда эти деньги тратит? Есть уверенность, что никто не положит их себе в карман?
— Конечно. Расходование средств из фонда и движение по счету избирательного фонда полностью контролируются избирательными комиссиями. Мы внимательнейшим образом отслеживаем, как и куда расходуются деньги.
— Говоря о контроле на выборах, нельзя не вспомнить о наблюдателях. Кто эти люди, как можно стать наблюдателем, и, главное, обязательно ли, чтобы это был представитель кандидата, или им может быть любой неравнодушный человек?
— Правом направления наблюдателей на избирательные участки обладают только кандидаты и политические партии, которые выдвинуты. Просто прийти с улицы и стать наблюдателем нельзя. Если есть такое желание — пожалуйста, обращайтесь к кандидатам, чтобы они официально направляли вас на избирательные участки.
Сразу хочу сказать, что у наблюдателя есть свои права и обязанности. Естественно, фото- и видеосъемка на избирательном участке не запрещена. Однако нельзя нарушать тайну голосования. Иными словами, нельзя заходить в кабинку для голосования или стоять возле урны и смотреть, за кого тот или иной человек отдал свой голос.
Хочу отметить, что наблюдатели не имеют права работать с избирательной документацией, но знакомиться с этими документами, наблюдать за избирательным процессом — такое право есть. Если же говорить о подсчете голосов, то наблюдатели не имеют права не то, что считать — даже дотрагиваться до бюллетеня. Зато у них есть полное право смотреть за тем, как ведется подсчет. Точнее даже, раз человек пришел как наблюдатель — это его обязанность. Кроме того, на участках часто присутствуют и представители СМИ. Да, они не являются наблюдателями, однако могут производить видео- и фотосъемку.
— Кстати, о видеосъемке. Во время президентских выборов на участках появились
— На будущих выборах их скорее всего не будет, поскольку это собственность «Ростелекома». Все камеры хранятся на их складах. Для того чтобы установить камеры и обеспечить их работу нужны значительные средства из регионального бюджета, федеральные власти на это денег не дают. Стоимость установки камер порядка 22 миллионов рублей. Естественно, такие суммы наш и без того проблемный бюджет позволить себе не может. На эти деньги можно детский садик построить, например.
— Осталось ли так называемое голосование на дому? Когда говорят о нарушениях на выборах, в первую очередь вспоминают именно об этом. Мол, по пути к избирателю в переносные урны подкладываются «липовые» бюллетени чуть ли не пачками…
— Голосование вне помещения у нас, конечно, осталось. В законе четко прописано, что голосовать на дому можно в случае болезни или инвалидности. Других случаев не предусмотрено. Все, что говорят о нарушениях — это только на уровне разговоров. Если
— Понятно, что давать прогнозы — дело неблагодарное, тем не менее каков ваш прогноз по явке избирателей?
— Сложно сказать. С учетом того, что это 8 сентября, то есть дачный сезон, период отпусков и так далее. Если вспомнить выборы 2002 года, явка была порядка 40 процентов. Ясно, что в
— Как думаете, это нормальное явление, когда приходит менее половины всех избирателей?
— Безусловно, каждый гражданин должен участвовать в выборах. Однако я противник того, чтобы устанавливать пороги явки. Ведь получается, что мы фактически заставляем человека голосовать, либо заставляем органы власти искать