#10 (78)
10 июня 2013

Деньги на

Сергей Козырев

Финансы

Максимизировать долю ВРП малого и среднего бизнеса и довести доходную часть бюджета до уровня выше расходной — таковы главные, но не единственные приоритеты финансовой политики Смоленской области на среднесрочную перспективу.


По словам вице-губернатора Смоленской области Игоря Скобелева, региональная власть меняет формы поддержки крупного бизнеса, субсидирование кредитов заменяется ему льготами по налогам на прибыль и имущество. «Бремя лидера региональной экономики постепенно перекладывается на малый и средний бизнес», — отмечает он. В фавориты господдержки попадает малый и средний бизнес, делающий ставку на собственную модернизацию.

— Игорь Викторович, как складывается исполнение бюджета в его расходной и доходной частях? Имеет ли первый квартал традиционные «сезонные» особенности наполнения казны?

— Мы имеем мониторинг по четырем месяцам и, согласно цифрам, немного отстаем от планов, которые закладывались на год. На мой взгляд, это влияние рецессии мировой экономики. Два основных традиционных налоговых источника для бюджета Смоленской области — это налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, или НДФЛ. Сбор налога на прибыль в 2013 году запланирован на уровне 8 миллиардов рублей (пятнадцатипроцентный прирост к уровню прошлого года), НДФЛ — почти 7 миллиардов. По итогам четырех месяцев мы пока отстаем по сбору налога на прибыль почти на четыре процента и на два процента по сбору НДФЛ. Внимательно наблюдаем, чтобы понять — это тенденция или все-таки временное явление. В текущем году планируем поднять заработную плату бюджетникам, и это, скорее всего, положительно скажется на росте объема НДФЛ.

— Какие решения предпринимает администрация для роста объема налога на прибыль? Чем нужно поддерживать экономику, чтобы росла прибыль предприятий?

— В этом году региональные власти кардинально пересмотрели систему поддержки экономического сектора в части приоритета по малому и среднему бизнесу. По нашим оценкам число работающих в данной сфере достигает более 40 процентов трудоспособного населения Смоленской области (если включать индивидуальных предпринимателей, малые и средние предприятия). Нас не очень устраивает ситуация по сбору налогов, по налоговой отдаче, вообще по отдаче в этом секторе. Сложилась ситуация, при которой на протяжении ряда лет был крен в сторону торговли. Вместе с тем, сейчас федеральный Центр уделяет особое внимание контролю этих показателей, и нам постоянно говорят о том, что мы должны развивать реальный сектор экономики, приращивать инновационные технологии, обеспечивать прирост инвестиций. Поэтому сегодня бремя лидера региональной экономики постепенно перекладывается на малый и средний бизнес, и в основном это будет форма поддержки, носящая инновационной и инвестиционный характер. На первом этапе предполагаем направить в данный сектор около 300 миллионов рублей. Эти финансы делятся между областными и федеральными, на рубль наших областных денег будут четыре рубля федеральных. Основные средства планируем направить субъектам малого и среднего предпринимательства, которые заняты модернизацией производства либо покупкой оборудования и его лизингом. Кроме этого, будем поощрять инновационные компании — как действующие, так и новые. Еще одна важная форма поддержки будет касаться субсидирования затрат энергоэффективным производствам, связанных с подключением к электрическим сетям. Обращаю внимание, что эти формы поддержки связаны именно с модернизацией производства — в предыдущие годы ничего подобного не было. Это серьезная новация.

— Вы интересуетесь мнением бизнеса перед тем, как принимать решения о его — бизнеса — поддержке?

— В текущем году перед тем, как заявляться в минэкономразвития с целью получения финансовых средств, было проведено широкое обсуждение форм экономической поддержки. На площадках торгово-промышленной палаты и научно-промышленного союза велись дискуссии, власти слушали бизнес-сообщество, и ряд рекомендаций принят нами во внимание.

— В последние годы много говорится о развитии туризма. Планируется ли поддержка данного направления?

— Конечно, будем поддерживать смоленский бизнес в сферах туризма. Это связано и с 1150-летием Смоленска, и вообще с развитием туристических кластеров как одной из стратегических задач администрации. В наших планах — субсидирование затрат, связанных с туристическими маршрутами, байдарками, конными походами, велосипедными прогулками. Пользуясь случаем, я рекламирую эту форму поддержки и подчеркиваю, что региональная власть готова рассмотреть субсидирование части затрат такого рода.

— Вы намеренно не упоминаете про крупный бизнес Смоленской области…

— Мы посчитали, что прежних форм поддержки в виде гарантий и субсидирования процентных ставок по крупным формам капитала больше не будет, они нерентабельны. Отныне если специальная комиссия признает бизнес-проект эффективным, крупные предприятия будут получать налоговые льготы по налогам на прибыль и имущество. Сейчас данный проект проходит этап согласования, в том числе научно-промышленным союзом, уже есть элементы критики, например, в адрес избыточного количества документов. Что же, попробуем упростить схему получения одобрения такого инвестпроекта и готовы направить наши усилия на поддержку крупного бизнеса.

— Какова сегодня ситуация с государственным долгом Смоленской области?

— Надо понимать, что даже в условиях дефицитного бюджета отсутствие развития это тупиковая ситуация. Где то, к примеру, получается экономить, по нескольким направлениям движемся к тому, чтобы уменьшить наши расходы, связанные с госдолгом. Ведем переговоры о том, чтобы дополнительно получить бюджетный кредит в размере трех миллиардов рублей: соответствующее обращение со стороны губернатора направлено, это было предметом его обсуждения в том числе и с президентом России — заместить банковские кредиты бюджетными и снизить нагрузку на уплату процентных платежей. Кроме того, я бы обратил ваше внимание, что мы отказались от ряда гарантий, увеличивающих структуру долга. Убрали гарантии из формы поддержки (300 миллионов рублей), перешли на субсидирование организаций теплоэнергетики (еще 300 миллионов). Итого 600 миллионов рублей. Это серьезная составляющая, она реально уменьшает объем долга. В дальнейшем, чтобы уменьшить долговую нагрузку и перейти на уменьшение относительной величины долга нам необходимо иметь не остродефицитный бюджет, а среднедефицитный, чтобы доходы начинали превышать расходы.

— Несмотря на дефицит и режим экономии, помимо поддержки предприятий необходимо повышать заработную плату в бюджетной сфере. Откуда брать деньги на эти цели?

— Серьезная тема, и она остро обсуждается на федеральном уровне. Видно взаимоотношение президента и правительства по этой теме, есть ряд майских указов, которые предполагают повышение заработной платы разным категориям бюджетной сферы: педагогам, работникам детских садов и учреждений дополнительного образования, педагогам ПТУ, врачам, социальным работникам и некоторым другим. В целом выполнение президентских указов для Смоленской области мы оцениваем примерно в два дополнительных миллиарда рублей. Сейчас с каждым отраслевым министерством заключены «дорожные карты», которые являются планом действий до 2018 года. В них прописаны этапы подъема зарплаты и те уровни, до которых ее нужно довести по годам. Изначально в бюджете Смоленской области было заложено повышение заработной платы с сентября. И бюджет был просчитан с учетом ее повышения на 13 процентов. Но, понимая, что указы президента нужно выполнить, мы пошли на поэтапное повышение уровня заработной платы с 1 мая в основном на 20 процентов. Причем, делаем это не только по той категории, за которую отвечает областной бюджет, повышение касается работников здравоохранения, социальных работников, персонала областных учреждений культуры. Транслируем данное решение и на муниципалитеты по их полномочиям. Это связано с работниками детских садов в первую очередь, зарплата которых также c 1 мая повышена на 20 процентов, работниками дополнительного образования (20 процентов), работниками районных учреждений культуры, домов культуры, библиотек. Районы у нас дотационные, и мы сейчас просчитываем их дополнительные финансовые потребности, после чего будем корректировать областной бюджет во втором полугодии.

Повышая с мая на 20 процентов фонд оплаты труда, даем возможность руководителям учреждений направить этот повышенный фонд, в первую очередь, на выплаты стимулирующего характер (премии).

— Какое время нужно, чтобы выйти на хороший бюджет?

— Если под «хорошим» понимать бездефицитный бюджет, это не год и не два. В настоящее время ряд решений, причем решений федерального уровня, приводит к тому, что мы не можем по своим полномочиям иметь сбалансированный бюджет. Я назову основные позиции. В первую очередь, это создание дорожного фонда. Идея разумная, правильная, она должна наполнить дорожные фонды и направить расходы на дорожное строительство, но источники забрали у нас из областного бюджета и отдали их на дороги. Причем, в разы увеличены расходы на дороги. Это приводит к дисбалансу бюджета. Мы потеряли даже в трансферте (если говорить о финансовой помощи) к уровню 2012 года почти миллиард рублей.

Вторая ситуация — нестабильность в перераспределении полномочий. Напомню, что мы на региональный уровень, на областной бюджет забрали ряд серьезнейших полномочий, которые ранее были на муниципальном уровне. Например, всю медицину. Это колоссальные расходы. С 2014 года предполагается, что будем платить и заработную плату работникам детских садов. Это тоже колоссальная нагрузка, которая должна привести к серьезному росту расходов областного бюджета. Однако пока на федеральном уровне я не слышу дискуссий о том, чтобы нам дали какие-то серьезные источники компенсации этого решения.

Две перечисленные ситуации говорят, что нам пока трудно в 2014–2015 годах выходить такими крупными шагами к бездефицитному бюджету без поддержки федерального Центра. Сбалансированность бюджета находится сейчас в плоскости работы федерального центра.

— Но в будущее все же смотрите с оптимизмом?

— Несмотря на то, что по должности и профессии я консерватор, все же без оптимизма никак нельзя.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/078/03