#9 (77)
27 мая 2013

Заметный след

Антон Савенок

Машина времени

В этом номере «О чем говорит Смоленск» мы расскажем еще об одной категории творческих людей — художниках и скульпторах. Кстати, знаете ли вы, что среди девяти муз, кои должны по логике вещей покрывать все возможные направления художественного творчества, отсутствует муза изобразительного искусства и скульптуры. И это в стране, давшей мировому искусству создателя одного из семи чудес света — статуи Зевса в Олимпии, великого Фидия. Такая вот древнегреческая несправедливость… Впрочем, мы немного отвлеклись. Великих русских художников, оставивших заметный след на смоленской земле, довольно много. Только в Талашкино по приглашению княгини Тенишевой работали в свое время Репин, Врубель, Коровин, Рерих, Нестеров, братья Бенуа. Однако и среди непосредственно уроженцев Смоленщины немало великих мастеров изобразительного, а особенно монументального искусства. О них и пойдет повествование.

Лев Кербель
[1917–2003]


В моем пионерском детстве был у меня приятель. Когда он получал в школе плохую оценку, бабушка заставляла его повязывать пионерский галстук и вела на площадь Ленина, где у памятника вождю мирового пролетариата юный пионер давал слово «дедушке Ленину» учиться и вести себя как подобает молодому строителю коммунизма. История смешная, но показательная. И в те времена, и сейчас центральная площадь Смоленска вместе с установленным на ней в 1967 году монументальным «вождем» работы народного художника СССР Льва Ефимовича Кербеля остается «культовым» местом нашего города…

Лев Кербель родился в небольшом селе Семеновка Черниговской губернии. Отец будущего скульптора Ефим Абрамович работал приказчиком. После гражданской войны Кербели обосновались в Смоленске. В 1925 году Лев пошел учиться в 5-ю смоленскую девятилетнюю школу имени Крупской. Там серьезно увлекся биологией и даже планировал поступать на биологический факультет МГУ.

Интерес и явные способности к художественному творчеству у Льва Кербеля открылись еще в раннем детстве. В школе он продолжал заниматься искусством, особенно лепкой. На одном из школьных конкурсов детского творчества получил первую премию в виде фотоаппарата «Фотокор» за шуточную глиняную композицию «У самовара я и моя Маша».

Первое серьезное признание своего художественного таланта Кербель ощутил в девятом классе, когда барельеф его работы с изображением Ленина был высоко оценен на областном этапе олимпиады художественной самодеятельности. Этот творческий успех в дальнейшем сыграл важную роль в жизни молодого Кербеля, именно тогда он твердо решил стать профессиональным скульптором.

Зимой 1934 года Лев Кербель приезжает в Москву с целью показать свою призовую работу — барельеф Ленина — в наркомпросе РСФСР. Там его принимает сначала сам нарком просвещения Бубнов, а потом и вдова Ленина, заместитель наркома просвещения Крупская.

В марте 1935 года Лев Кербель по направлению наркомпроса РСФСР отправляется в Ленинград, там его зачисляют в подготовительный класс Всероссийской Академии художеств. В сентябре 1937 года он становится студентом первого курса скульптурного факультета Московского института живописи, скульптуры, архитектуры и искусствоведения (будущий МГХИ имени Сурикова).

В студенческие годы Кербель исполнил скульптурный портрет Пушкина (1937, художественный музей Смоленска), для «Артека» установил памятник Пионеру. В 1941 году принял участие в конкурсе на памятник Маяковскому и в первом туре получил первую премию. (Проведению второго тура помешала Великая Отечественная война. Проект так и остался незавершенным.)

В 1942 году молодой скульптор ушел на фронт, где служил военным художником на Северном флоте, участвовал в походах на миноносцах «Разумный» и «Гремящий», не раз ходил в море на торпедных катерах, был вместе с десантниками, освобождавшими город Петсамо (Печенга).

В 1945 году командование советских войск в Германии вызывало Кербеля в Берлин, и в соавторстве со скульптором Цигалем он выполнил работу над монументом в память героев штурма Берлина, который было решено установить в берлинском парке Тиргартен. Тогда же Кербелем были созданы и установлены памятники советскому солдату-освободителю в городе Кюстрин и на Зееловских высотах близ Берлина.

Лев Кербель — автор более пятидесяти памятников и мемориалов, посвященных деятелям коммунистической партии, советского государства, военачальникам, героям Советского Союза и социалистического труда. Долгие годы он работал над образом Ленина, занимавшим ведущее место в иерархии жанров социалистического реализма. Лениниана Кербеля необычайно многообразна. Она состоит из всевозможных портретов вождя и монументов, включающих композиции на революционные темы. По его проектам были поставлены памятники Ленину в Москве на Октябрьской площади, Смоленске, Горках Ленинских, Кемерове, Краснознаменске, Полтаве, Сыктывкаре, Липецке, Софии, Гаване (в соавторстве с Антонио Кинтаной).

Другим важным социальным заказом стал для Кербеля образ Карла Маркса. За памятник основоположнику марксизма на площади Театральной в Москве в 1962 году он был удостоен Ленинской премии. В центре немецкого города Карл- Маркс- Штадта также установлен памятник работы Кербеля, за который тот получил от правительства ГДР орден Карла Маркса.

Среди работ Кербеля есть целый ряд надгробий: Бондарчуку, Тиссе, Фурцевой, Бабановой, Лавреневу, адмиралу Головко, дважды Герою Советского Союза Драгунскому, Ойстраху и многим других известным деятелям.

С 1962 года профессор Кербель вел мастерскую скульптуры в Московском художественном институте имени Сурикова, воспитал плеяду талантливых мастеров, успешно работающих в России и за рубежом. Заслуги Кербеля были высоко оценены советским руководством — ему присваивались звания народного художника СССР и Героя Социалистического труда, присуждались Ленинская и Сталинская премии.

26 февраля 1999 года за большой вклад в развитие изобразительного искусства, создании памятника и мемориалов в Смоленске, активное участие в общественной и культурной жизни города Льву Кербелю присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Смоленска».

Умер скульптор 19 августа 2003 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Казимир Малевич
[1878–1935]


Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878 года в Киеве. В 1890 году его семья перебралась в село Пархомовка, которое находилось около Белополья. В Пархомовке Казимир окончил пятиклассное сельскохозяйственное училище, с увлечением помогал крестьянам расписывать печи, сам рисовал, как считал, не хуже, чем художники в журналах.

Когда в 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, Казимир вместе с другими художниками-любителями создал кружок любителей искусства. Ради того чтобы заработать деньги на учебу в Москве, он некоторое время служил чертежником в техническом отделе управления железной дороги. В 1904 году начал посещать Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Впервые его имя появилось в каталоге XIV выставки Московского товарищества художников, которая проходила в 1907 году. Тогда же в Москве состоялись выставки, организованные журналом символистов «Золотое руно», где можно было увидеть новое французское искусство: работы Боннара, Брака, Глеза, Гогена, Редона и других художников, творчество которых не могло не заинтересовать Малевича.

В 1911 году на Первом Московском салоне были выставлены три серии работ Малевича: «Желтая серия» представляла ангелов и святых, «Белая» — отдых, «Красная» — бани, купальщиков и купальщиц. В том же году проходила третья выставка петербургской группы «Союз молодежи», где картины Малевича экспонировались вместе с работами Бурлюкова, Ларионова, Гончаровой, Моргунова и Татлина.

Когда в 1913 году Малевич вступил в «Союз молодежи», он писал, что единственным правильным течением в живописи является кубофутуризм.

После того как 1 августа 1914 года Германия объявила войну России, Казимир Малевич нарисовал в стиле русского лубка несколько антинемецких плакатов.

На первой футуристической выставке «Трамвай В», которую организовали в Петрограде Иван Пуни и его жена Ксения Богуславская, Казимир Малевич выставил свои работы «Дама у афишного столба», «Авиатор», «Дама в трамвае» и «Англичанин в Москве». А в своей мастерской он втайне от всех уже создавал первые супрематические композиции. Правда, Пуни, который тогда готовил вторую футуристическую выставку, зашел к Малевичу и случайно узнал о готовящемся сюрпризе. Тридцать девять абсолютно беспредметных работ, в том числе и знаменитый «Черный квадрат», были выставлены на последней футуристической выставке картин, которая называлась «0,10» (ноль десять). Малевич назвал их «новым беспредметным реализмом».

В 1916 году Казимира Малевича призвали на военную службу в Смоленск. В августе 1917 года избрали в Московский Совет солдатских депутатов председателем художественного отдела, а после Октябрьской революции — членом комиссии по охране художественных ценностей в Кремле.

В Москве, куда Малевич вернулся в 1919 году, он руководил в Свободных художественных мастерских (Свомас), мастерской по живописи и текстильной мастерской.

В сентябре 1919 года начался новый этап в жизни и творчестве художника. Ермолаева и Лисицкий пригласили Малевича преподавать в Витебскую народную художественную школу, которую в то время возглавлял Марк Шагал. Уже весной следующего года Малевич внедрил новую форму образования, где все виды искусства рассматривались на основе супрематизма. «Уновис», который расшифровывается как «утвердители нового искусства», был новым, основанным на коллективных началах типом обучения. 1920 год для Малевича особенный: 20 апреля у него родилась дочь, которую он назвал Уна, а в декабре вышел альбом «Супрематизм. 34 рисунка».

В том же году он читал лекции «О новом искусстве» перед учащимися смоленской группы «Уновиса», проводил занятия по супрематизму, оказав заметное влияние на формирование творческих установок многих ее студентов.

В 1923 году вместе с другими художниками «Уновиса» и сотрудниками Петроградского государственного фарфорового завода Малевич начал разрабатывать эскизы новых форм, которые основывались на принципах супрематизма. В это же время он попробовал исследовать возможности супрематической архитектуры и разработал чертежи-эскизы к так называемым «планитам». По предложению Павла Филонова Малевича временно назначили директором, а потом заведующим отделом живописной культуры Института художественной культуры. «Черный квадрат», «Черный круг», «Черный крест» и шесть рисунков планит Малевича с большим успехом экспонировались на XIV Бьеннале в Венеции.

Возвратившись в Россию, Малевич вновь занялся исследовательской деятельностью, но, столкнувшись с непониманием, вынужден был переехать в Киев. Осенью 1930 года его арестовал НКВД как «германского шпиона». В заключении он пробыл до декабря. В это же время друзья, волнуясь за его судьбу, сожгли почти все рукописи.

В 1932 году Казимиру Малевичу предоставили возможность руководить экспериментальной лабораторией в Государственном Русском музее. В апреле 1935 года на Первой выставке ленинградских художников экспонировались пять портретов, которые Малевич создал в 1933 и 1934 годах. А потом — вплоть до 1962 года — работы Малевича в Советском Союзе больше не показывались.

Умер Казимир Малевич 15 мая 1935 года. По завещанию, после смерти тело было кремировано в супрематическом гробу, который изготовили по его собственному проекту. На крышке должны были размещаться квадрат, круг и крест (крест, правда, согласуясь с советской символикой, делать не стали, хоть он у Малевича назывался «пересечением двух плоскостей»). Одели умершего художника в основные супрематические цвета — белая рубаха, черные брюки, красные туфли. Позже на могиле художника в Немчиновке был установлен белый куб с черным квадратом на нем, тем самым черным квадратом, который явился выходом в новое пространство.

Сергей Коненков [1874–1971]


В 1935 году администрация Принстонского университета решила заказать скульптуру Эйнштейна. Кому-то в США заказ показался странным. Ваять ученого было предложено не американцам, а русскому эмигранту со странной фамилией Коненков. Впрочем, знатоки не удивлялись. Еще при жизни Коненкова стали называть современным Роденом. До революции он был чуть ли не самым популярным скульптором, и приобрести его работы могли только очень состоятельные люди. Например, скрипач Анатолий Микулин, чтобы купить портрет Баха, продал свою скрипку работы самого Гварнери. Еще один шедевр Коненкова — портрет Паганини — который публика видела на выставке 1908 года, купил для своего особняка миллионер Рябушинский и спрятал перед эмиграцией так, что найти его не могут до сих пор…

Сергей Тимофеевич Коненков родился 28 июня 1874 года в деревне Верхние Караковичи (ныне Ельнинского уезда) Смоленской губернии в крестьянской семье. Первоначальное образование получил в местной начальной школе. Мальчику легко давалось учение. Домашние поощряли его интерес к учебе, а также рано проявившуюся тягу к рисованию. Продолжил свое образование будущий скульптор в Рославльской прогимназии, где также добился больших успехов в рисовании.

В восемнадцатилетнем возрасте Сергей приехал в Москву и был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в 1892–1898 годах обучался у скульпторов реалистического направления Иванова и Волнухина. В 1899 году поехал «доучиваться» в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге у профессора Беклемишева. Дипломная работа Коненкова «Самсон, разрывающий узы» (1902 г., глина) показалась слишком революционной, вызвала скандал и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена.

Окончив Академию, Сергей Тимофеевич возвратился в Москву, где очень скоро его произведения заняли заметное место на выставках Союза русских художников и Московского товарищества художников: особой известностью пользуются «Нике», «Лада», портреты Баха, Паганини, Чехова, Кривополеновой, а также деревянные скульптуры.

Революционные события 1905 года застали Коненкова в Москве. Под впечатлением событий он создает цикл портретов участников боев на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин» и др.). В этот период скульптор оформляет кафе Филиппова на Тверской (1905), создает барельеф «Пиршество» (1910).

Одним из первых среди русских скульпторов рубежа 19–20 веков Коненков обращается к изображению обнаженного женского тела. Работы художника часто выдержаны в традициях русского народного искусства, деревянной резьбы: «Крылатая» (1913), «Жар-птица» (1915), «Кариатида» (1918).

Скульптор поддержал Октябрьскую революцию. Его стремление к монументальности стало преобладающей тенденцией в искусстве тех лет. Поиски новых форм отразились в работах 1918–1919 годов — барельефе «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Кремлевской стены и памятнике «Степан Разин» для Красной площади.

В 1922 году Коненков женится на Маргарите Воронцовой — женщине красивой и незаурядной. Достаточно сказать, что впоследствии в нее были влюблены Эйнштейн, Рахманинов, Шаляпин…

В 1923 году принимает участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. В конце этого же года с супругой отправляется в США для участия в выставке русского и советского искусства и не возвращается в СССР (возвращение состоялось только в 1945 году). Основное место жительства и работы в этот период — Нью-Йорк. Здесь Коненков много и плодотворно работает как портретист, исполнив, в частности, портреты Рахманинова, Шаляпина, Эйнштейна и других знаменитостей.

В 1928–1929 годах совершает поездку в Италию, где встречается с Горьким и работает над его портретом.

К американскому периоду творчества относятся рисунки Коненкова, связанные с размышлениями на темы Библии, «Апокалипсиса». Художник изображает Христа, пророков и апостолов, создает эскизы к космогониям.

Во время Второй мировой войны Коненков — член Комитета помощи России. Получили известность его письма пророческого характера (от имени свидетелей Иеговы), которые накануне войны он писал Сталину. Является также фактом, что в конце 30-х годов скульптор предупреждал Сталина о нападении Германии на СССР «весной-летом 1941 года» и еще в 1941 году предсказал победу Советского Союза над Германией, назвал год окончания войны — 1945-й. Судя по всему, Сталин серьезно относился к такого рода посланиям. Именно по его личному приказанию в 1945 году был зафрахтован пароход «Смольный», на котором Коненкова и все его работы перевезли в СССР. Скульптор получил мастерскую на улице Горького в Москве, где в настоящее время находится музей-квартира художника.

Сергей Коненков — автор портретов Тургенева, Маяковского, Циолковского, Зелинского; памятников Пушкину, Толстому, Сурикову; надгробия Пришвину. В 1951 году за скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка» он был удостоен Сталинской премии третьей степени. В 1955 году Коненкову было присвоено звание народного художника РСФСР, в этом же году его наградили орденом Ленина.

В 1957 году скульптор изваял свой знаменитый «Автопортрет» и первым из мастеров изобразительного искусства был удостоен Ленинской премии. В 1964 году за выдающиеся заслуги в области изобразительного искусства и в связи с девяностолетием со дня рождения ему было присвоено звание Героя социалистического труда.

Вся жизнь и творческая деятельность скульптора неразрывно связана со Смоленской областью краем. Сергей Коненков глубоко понимал значение национальных корней для творчества художника. В книге «Земля и люди» он писал: «Без чувства этой маленькой родины-деревни, из которой вышел, улицы, где родился, не может расти, полниться чувство большой Родины, наш советский патриотизм», и если представлялась малейшая возможность, приезжал в родные края, чтобы получить в них вдохновение.

В 1964 году Сергей Коненков стал почетным гражданином города Смоленска. Он очень дорожил любовью и уважением земляков, передал в дар городу сорок своих работ. Они составили основу музея скульптуры Коненкова, созданного в Смоленске в 1970 году. В залах музея выставлены портреты Ленина, Льва Толстого, Мусоргского, Достоевского, Салтыкова-Щедрина и других знаменитостей, а также простых тружеников. Есть в музее личные вещи скульптора и фотографии. С последней партией своих работ, доставленных из Москвы в Смоленск, прислано письмо, в котором есть такие слова: «Дорогим смолянам дарю свое искусство. Коненков».

Сергей Коненков умер в Москве 9 октября 1971 года от воспаления легких, не дожив всего три года до предсказанного им же самим для самого себя столетнего рубежа… Похоронен великий художник и скульптор на Новодевичьем кладбище.

Николай Рерих
[1874–1947]


Русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна.

Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. В 1893 году поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно — в Академию художеств, где занимался в мастерской Куинджи. Кроме того, в 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже.

До революции Рерих жил преимущественно в Петербурге, однако много путешествовал. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов.

Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», «Три радости»).

Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Ибсена в московском Художественном театре, «Весна священная» Стравинского, — где Рерих выступил и соавтором либретто, — для антрепризы Дягилева в Париже, «Князь Игорь» Бородина для той же антрепризы в Лондоне).

Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, в том числе в талашкинском «Теремке». На долгие годы его жизнь и творческие устремления были связаны именно с художественным центром Талашкино. Он приехал сюда впервые в 1903 году, исполнил живописные этюды архитектурных памятников Смоленска, а для талашкинских мастерских создал эскизы декоративных панно и мебели и написал статью для сборника «Талашкино» (1905 г.).

Впервые в Талашкино Рерих предложил использовать в оформлении декоративных изделий мотивы археологических памятников древности. В 1908 году он получил от Тенишевой заказ на выполнение росписи и мозаик в церкви Святого Духа в Талашкино. Работа продолжалась до 1914 года. Рерих создал в Талашкино выдающееся произведение монументального искусства, отойдя от традиционной схемы культовой росписи, использовав все богатство цветового решения. До настоящего времени сохранились мозаики над центральным входом в церковь.

В Талашкино Рерих занимался и археологическими раскопками, помогая Тенишевой в передаче ее музея государству, писал статьи. В 1911 году он пригласил сюда композитора Стравинского, и они вместе работали над балетом «Весна священная», используя этнографический музыкальный фольклор смоленского края.

В Талашкино бывали ближайшие родственники Николая Константиновича — Борис Константинович Рерих, Елена Ивановна Рерих, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи.

Княгиня Тенишева приобрела работы художника, самые ранние были переданы ею в Русский музей. В 1928 году Рерих написал большой очерк, посвященный памяти Тенишевой, в котором он высоко оценил ее вклад в русскую культуру.

Поначалу не приняв Октябрьскую революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие», Рерих с 1918 года жил за рубежом. Сначала в Финляндии, позже, в 1920 году, он переехал в США, где основал вместе с женой Еленой Ивановной «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии.

В 1923 году Николай Рерих начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии. Экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета.

Приехав в 1925 году через Синьцзян в Москву, Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 годах через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати — от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929 году. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет — написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя» и многие другие).

Все больше сил Рерих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рерихов в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954 году.

В поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец. Вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», «Моя жизнь»). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья — востоковед Юрий Рерих и художник Святослав Рерих.

Умер Николай Рерих в Кулу 13 декабря 1947 года.

Осип Цадкин
[1890–1967]


Осип Цадкин родился 14 июля 1890 года в Смоленске (по другой версии — в Витебске). Его отец был профессором классических языков в смоленской семинарии. Мать — Софи Лестер — происходила из шотландской семьи кораблестроителей, утвердившейся в России при Петре Первом. Детство и отрочество Цадкина прошло на Витебщине и Смоленщине.

В октябре 1905 года пятнадцатилетний Цадкин отправляется в первое большое путешествие: добирается до Риги, потом морем до Роттердама, затем в Гулль, а оттуда — в Сандерленд к брату матери Джону Лестеру, который и отводит его в художественную школу. Большое впечатление на Осипа произвело посещение в Лондоне Британского музея. Он восхищается классической и китайской скульптурой, статуями острова Пасхи.

Каникулы Осип проводит уже на родине, в Витебске. Режет из дерева, вырубает из гранита. Осенью возвращается в Лондон с целью изучить все о работе с различными материалами. В следующие каникулы в Витебске он знакомится с Марком Шагалом. В октябре 1909 года решает ехать в Париж, ибо «там становятся художниками».

В Париж Цадкин прибывает с рекомендательным письмом в школу Эколь де Бозар, однако уже через год покидает ее. Весной 1911 года впервые выставляет пять скульптур в Салоне независимых.

Скульптор живет в знаменитом круглом трехэтажном доме на окраине города под названием «Ла Рюш» («Улей»). В «Улье» живут Шагал, Архипенко, Леже, Модильяни. В кафе и бистро на Монпарнасе Цадкин узнает Бранкузи, Пикассо, Делоне, Гийома Аполлинера и Мари Лоран-сен, Сандрара, Макса Жакоба, Сутина.

Начинается Первая мировая война. В 1915 году Цадкин мобилизован в армию и отправлен под Эперне служить при русском госпитале. Вследствие газовой атаки немцев он долго и тяжело болеет. В начале 1917 года его демобилизуют, и он возвращается в Париж. В 1918 году Цадкин близко сходится с Модильяни, который в это время тоже занимается скульптурой. В кафе «Ротонда» он встречается с Ильей Эренбургом и Максимилианом Волошиным.

В 1920 году Цадкин женится на художнице Валентине Пракс. В том же году состоялась первая большая выставка в мастерской на улице Русселе.

В 1928 году Цадкин с женой снимают большую мастерскую на улице Ассас, где он создает многие из своих крупных работ, в том числе «Ниобею», «Дискобола», «Деметру» и другие. Каждый год все новые произведения представляет скульптор на выставках в Париже, Бельгии, Нидерландах, Берлине и Лондоне, Филадельфии, Чикаго, Нью-Йорке, Токио, Венеции. Цадкин выполняет некоторые работы и в архитектуре, в частности барельеф для выставки декоративного искусства, для гостиницы «Майен» в Париже и дома архитектора Бломма в Брюсселе, садовые статуи в Суссексе и Ментоне, барельефы мэрии в Пуасси и кинотеатра «Метрополь» в Брюсселе.

Особое место занимает Большая ретроспективная выставка Цадкина, состоявшаяся в 1933 году в Музее изящных искусств в Брюсселе. Эта выставка позволила самому художнику оценить итоги своего двадцатипятилетнего труда.

В Музее современного искусства находится одна из самых известных работ Цадкина — трехметровая фигура Орфея, датированная 1928 годом. Сделана она из гипса, но по фактуре и по обработке напоминает дерево. Окутанный в свободную драпировку, Орфей стоит, прижимая к себе лиру. Волосы, складки одежды переданы орнаментально, а формы сознательно упрощены. Влияние кубизма особенно проявляется в трактовке лица. Его видишь одновременно как бы с двух точек зрения — в фас и в профиль.

Цадкин предчувствует «приближение грозы». В январе 1934 года он пишет своему другу Риддеру: «Мы, интеллектуалы, в таком положении, что не избежим трагедии. Мы чувствуем хрупкую структуру социальных граней более, чем другие».

В августе 1941 года скульптор спешно покидает Францию перед угрозой быть уничтоженным в концентрационном лагере. В Нью-Йорке Цадкин продолжает работать. Но горестное чувство сквозит в произведениях, созданных в изгнании. Композиция «Заключенный» (1943) — прямая аллегория Франции за решеткой, потерявшей свободу, но не надежду.

В конце войны скульптор возвращается во Францию. Разрушенная страна, разрушенная Европа, разрушенный голландский город Роттердам.

Уже больше полувека стоит на набережной Левенхавен в Роттердаме «Разрушенный город» — самое душераздирающее свидетельство нашей эпохи об ужасах Второй мировой войны.

Более четырехсот скульптур, несколько тысяч рисунков, гуашей, акварелей, гравюр и картонов для гобеленов создал Осип Цадкин за шесть десятилетий творческой жизни. Но «Разрушенный город», без сомнения, — кульминация творчества скульптора.

Первый вариант «Разрушенного города» был представлен в 1947 году в Мюнхене и Берлине на выставке «Французская скульптура от Родена до наших дней». Торжественное открытие монумента в Роттердаме состоялось 15 мая 1953 года.

Тревога за судьбы человека и человечества не оставляет художника и в послевоенное время. Большую часть времени Цадкин отдает преподаванию в Гранд Шомье. Посещение мест, в которых жил Ван Гог, вдохновляет его на целую серию образов художника, которого он ощущает очень близким своей душе: «Портрет Ван Гога», «Ван Гог, шагающий через поля», «Ван Гог рисующий», «Два брата Ван Гога».

С помощью нескольких друзей Цадкин устанавливает памятник близ кладбища, где покоится живописец. Ван Гог стоит посреди зеленой лужайки почти вровень с прохожими. На голове его нахлобучена шапка, через плечо перекинут ящик с красками, за спиной — холсты, натянутые на подрамники. Замысел скульптора предельно ясен. Он хочет показать Ван Гога не как героя или исключительную личность, возносящуюся над толпой, а как странника, шагающего по земле в вечных поисках натуры. Творчество Цадкина вобрало всю страстную любовь к природе, человеку и лучшим его творениям — музыке, литературе, поэзии. Это был художник глубочайшей культуры, чье творчество полно страстного переживания за судьбу человека.

Умер Цадкин 25 ноября 1967 года в Париже. Похоронен на столичном кладбище Монпарнас.

Альберт Сергеев
[1926–2003]


Альберт Георгиевич Сергеев родился 30 апреля 1926 года в деревне Левинки Темкинского района Смоленской области. C детства увлекался рисованием, лепкой. В 1936 году мама привела его в вяземскую художественную студию в Вязьме, которую организовал талантливый педагог, подвижник, художник Сергей Владимирович Журавлев; он и стал первым учителем будущего скульптора.

В апреле 1944 года Альберта Сергеева призвали в армию. Воевал он стрелком, затем разведчиком в составе 764-го армейского истребительно-противотанкового полка на 2-м и 3-м Прибалтийских фронтах. Стремление стать художником не покидало Сергеева и в годы Великой Отечественной войны. Пройдя фронтовыми дорогами до границ Восточной Пруссии, он не расставался с карандашом и блокнотом — рисовал портреты своих боевых товарищей, а в послевоенные годы, находясь в армии, заочно учился во Всесоюзном Доме народного творчества имени Крупской в Москве. Демобилизовавшись в 1950 году, Альберт Сергеев поступил в Ленинградское художественное училище имени Серова, которое с отличием окончил в 1955 году. Затем последовала учеба в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. И снова диплом с отличием.

В 1961 году по направлению государственной квалификационной комиссии Сергеев переехал в Смоленск и сразу же активно включился в общественную жизнь города. Вскоре он был принят в Союз художников СССР.

В 1962 году Сергеев возглавил правление Смоленской организации Союза художников РСФСР и являлся его руководителем до 1986 года. В это же время начинается и его преподавательская деятельность на только что созданном художественно-графическом факультете Смоленского государственного педагогического института. В 1967 году Сергеев стал доцентом, а впоследствии — профессором вуза. В 1975 году ему присвоено звание заслуженного художника РСФСР, а 1986 году он стал народным художником Российской Федерации.

Одной из ведущих тем творчества Альберта Сергеева стала тема увековечения подвига советских солдат и тружеников тыла. С 1963 по 1965 годы он работал над памятником «Скорбящая мать». Затем последовали памятники «Воинам 16 армии. Штык» (1969) и «Советской гвардии, рожденной в боях под Ельней» (1971). С этими произведениями связана творческая зрелость художника. Годы работы над ними — это совершенствование мастерства, формирование своего пластического мышления и в то же время чисто человеческое, духовное совершенствование. Моделью при создании памятника «Скорбящая мать» не случайно стала мать скульптора. Боль и страдания воплотились в конкретном образе дорогой для него женщины-смолянки.

Альберту Сергееву принадлежат десятки скульптурных портретов выдающихся деятелей отечественной культуры, знаменитых уроженцев Смоленской земли. Это зодчий Федор Конь, музыкальный гений Михаил Глинка, первый космонавт Юрий Гагарин, великий скульптор Сергей Коненков, Герои Советского Союза Сергей Гришин, Михаил Егоров и Иван Руссиянов. В галерее скульптурных портретов — смоленские партизаны и деятели искусства, герои Отечественной войны 1812 года и Почетные граждане Смоленска.

Улицы города украшают многочисленные мемориальные доски работы скульптора.

Одной из главных тем в творчестве Сергеева стало воплощение образа выдающегося русского поэта Александра Твардовского и его литературного героя Василия Теркина. К решению этой сложнейшей задачи скульптор шел долгой и трудной дорогой. Особенно трудно давался образ Василия Теркина, варианты портрета которого создавали практически все крупные советские скульпторы, в том числе и Коненков. Отлитый в бронзе памятник «Земляки» получил хорошие отзывы не только в печати, искусствоведческих журналах, но и высокую оценку ведущих скульпторов России. Руководство Союза художников предложило властям Смоленска установить этот памятник на одной из центральных площадей города. Торжественное открытие памятника великому поэту и его литературному герою состоялось 2 мая 1995 года, за неделю до пятидесятилетия Великой Победы.

В апреле 1996 года Альберту Сергееву исполнилось 70 лет. Накануне этого события скульптору было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Смоленска»…

Альберт Сергеев ушел из жизни 12 декабря 2003 года. Похоронен на Братском кладбище Смоленска. Однако он навсегда остается жить в своих произведениях, которыми мы, смоляне, по праву гордимся.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/077/07